Коні не винні

Именно заглавие новеллы Михаила Коцюбинского лучше всего подходит для описания ситуации, на протяжении уже нескольких месяцев наблюдающейся в Национальной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг (далее – НКФУ).

Сотрудники ведомства регулярно нарушают законы Украины и, более того — собственные служебные инструкции, а руководство комиссии упорно продолжает утверждать, что в сложившейся ситуации «коні не винні» и наказывать некого, да, по сути – и не за что. Явная нелогичность, очевидная даже пятикласснику, их ни капельки не смущает и в итоге нагромождение нелепостей, старательно выстроенное некоторыми членами НКФУ, грозит рухнуть и погрести под своими обломками незадачливых строителей, как уже было с некоторыми предыдущими руководителями Госкомфинуслуг. Но обо всем по порядку.

Прямая речь

Член Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), отказавшийся от упоминания его имени в статье:

«Да, некоторые случаи нарушения сроков рассмотрения заявок были. Но практически все из них пришлись на первые месяцы функционирования нашей Комиссии, и объясняются тем, что проходил этап формирования аппарата ведомства. Нельзя ставить знак равенства между Госкомфинуслуг и НКФУ – автоматического перевода сотрудников из ликвидированного комитета в нашу комиссию не было. Требования законодательства относительно подбора кадров на должность госслужащих весьма жесткие. Сначала размещается объявление о наличии вакансии, потом происходит сбор заявок на занятие должности, потом они обрабатываются и выносятся на рассмотрение конкурсной комиссии, которая и определяет наиболее достойного кандидата. Кстати, решение конкурсной комиссии может быть опротестовано неудачливыми соискателями. Но и на этом еще не все – перед вступлением в должность каждый соискатель обязательно проходит спецпроверку соответствующими подразделениями. Естественно, это тоже отнимает время.

Поскольку автоматического перевода из Госкомфинуслуг в НКФУ не было, все сотрудники вынуждены были пройти вышеописанную процедуру. Именно в этот период и отмечались случаи нарушения сроков рассмотрения заявок – нагрузка на тех специалистов, которые прошли отбор и вступили в должность, была колоссальной и они банально не успевали обработать все документы. Хочу отметить, что сейчас в некоторых отделах более 50% сотрудников ранее не трудились в Госкомфинуслуг, и им потребовалось время, чтобы вникнуть в особенности техпроцессов. Часть из них долгое время числились стажерами, а пакеты документов, рассматриваемые и оцениваемые стажерами, естественно, должны были перепроверяться более компетентными сотрудниками. Что также приводило к потерям времени, и, в итоге – к нарушению сроков.

Я не считаю, что кто-либо из специалистов, работающих в НКФУ, или руководство комиссии несет ответственность за нарушения законов, случавшиеся в период становления нашего ведомства. В данном случае есть объективные причины, которые не позволили нам рассмотреть в срок все поступившие заявки. К тому же хочу отметить, что к августу практически все недостатки, бывшие в нашей работе устранены – более 90% поступающих документов рассматривается в срок, что является бесспорно достижением для столь молодого госоргана, как наш».

Преступление…

На периодическое нарушение сроков рассмотрения заявок о внесении той или иной компании в Государственный реестр финансовых учреждений, предприниматели сетовали практически всегда. Редко какому счастливчику удавалось получить все необходимые согласования и разрешения в срок. Однако бизнесмены не без оснований надеялись на улучшение ситуации после инициированной властями административной реформы – ликвидации Госкомфинуслуг и сознания Нацкомиссии. Но, как и в большинстве случаев, затеянная перестройка обернулась банальной сменой вывесок – с сохранением порядков и преград, которые заботливо выстраивали на протяжении многих лет работники Госкомиссии по рынку финуслуг. Что вполне понятно – не отказываться же от бесценного опыта и годами проверенных технологий создания предпринимателям максимально возможного количества проблем? Это не рационально, а уж в отсутствии усилий по сохранению отработанных коррупционных схем наших госслужащих упрекнуть тяжело.

Вот и в данном случае принципы работы чиновников, несмотря на смену вывески, не изменились. К примеру, ООО «Факторинговая компания «Омега» направила материалы о внесении информации о компании в Госреестр финучреждений 4 апреля этого года. Уже 6 апреля документы прибыли в НКФУ, дальше потянулись недели ожидания. Теоретически, по действующему законодательству, максимум через 30 дней с даты поступления документов НКФУ сотрудники ведомства должны были принять или положительное, или отрицательное решение по заявке. Но теория далеко не всегда совпадает с практикой, что не устают доказывать наши доблестные чиновники. В данном случае они ухитрились почти вдвое затянуть сроки рассмотрения документов – решение об оставлении заявки без рассмотрения было принято только 29 мая – т.е. через 23 дня после граничной даты. Сложно представить, сколько усилий пришлось приложить работникам ведомства, чтобы так затянуть рассмотрение поданных документов, но они блестяще справились с задачей. Но решили не останавливаться на достигнутом, и продемонстрировали свои недюжинные умения, задержав еще и отправку уведомления о принятом решении – исходящее письмо на имя ООО «ФК «Омега» было направлено только 12 июня. Очевидно, 14 дней едва хватило на то, чтобы документы преодолели долгий путь по этажам и извилистым коридорам НКФУ. Кстати, судя по времени прохождения документации самое большое административное здание – вовсе не Пентагон, как наивно полагает Книга рекордов Гиннеса, а внешне скромное и неприметное строение на улице Бориса Гринченка, 3. В общем, сотрудники регулятора могут смело либо отправлять заявку на Нобелевскую премию – они научились сжимать время и растягивать пространство внутри отдельно взятого здания, либо вызывать охотников за приведениями. Других разумных объяснений без малого двухмесячных странствий заявки по НКФУ не видно.

Характерно, что злые гремлины не только похищали документы и категорически отказывались их отдавать. Они еще и вмешались в работу компьютеров многострадальной НКФУ – карточка ООО «ФК «Омега» была открыта для внесения изменений только 29 июля – через два (!!!) месяца после принятия решения об оставлении заявки без рассмотрения. Хотя по закону карточка предприятия открывается на следующий день после принятия решения – в данном случае она должна была быть открыта 30 мая. Сотрудники регулятора установили личный рекорд, потратив два месяца на процедуру, которая отнимает от силы 5 минут. Снова парадоксы времени, не иначе.

Конечно, есть и более прозаичные причины, по которым документы могут странствовать властными коридорами – нежелание нарушать сложившиеся коррупционные схемы. Направленные на то, чтобы ни один документ не покинул недра НКФУ без соответствующего материального вознаграждения исполнителя и/или его начальника. Косвенным свидетельством  этой теории может стать бредовость отказов, ставших причинами для оставления заявок некоторых компаний без рассмотрения. К примеру, к пакету документов забыли приложить папку-скоросшиватель, или отсутствует копия свидетельства о госрегистрации предприятия (похоже, что сотрудники ведомства и не подозревают, что после изменения законодательства предоставляется не копия свидетельства о госрегистрации, а выписка из Единого госреестра). Впрочем, формальные основания для придирок – по крайней мере в случае с отсутствием папки-скоросшивателя – у чиновников были, поэтому насколько подобный подход служит завуалированным предложением «решить вопрос полюбовно» — неясно.

Одного такого совпадения чудес уже достаточно, чтобы пригласить священника и изгнать злых духов, мешающих работе НКФУ. И уж тем более стоит обратиться к священнослужителям, когда случаи повторяются. А это, увы, в стенах регулятора не редкость. Схожая с описанной история приключилась с ООО «Факторинговая компания «Вектор Плюс» — загадочные, а возможно – и сверхъестественные причины заставили чиновников рассматривать заявку с 9 апреля аж по 29 мая – т.е. лишних 23 дня. Причем столь же затянутой оказалась вторая попытка предпринимателей добиться долгожданного внесения в заветный Реестр финучреждений – заявка была подана еще 27 июня, и до 22 августа (время подготовки статьи) ответом чиновника было гробовое молчание.

…без наказания

Фактически, именно происками злых сил и объясняет руководство НКФУ подобные задержки в сроках рассмотрения документов. В ответе на жалобу ООО «ФК «Омега» по поводу нарушения сроков рассмотрения заявок чиновники уведомили бизнесменов, что (цитата): «…Нацкомфинуслуг создано согласно Указа Президента Украины от 23.11.2011 №1070 и по состоянию на сегодняшний день находится на этапе формирования аппарата, процесс которого продолжается». Что этим хотели сказать умудренные опытом госслужащие – тайна за семью печатями. Что это за загадочный «аппарат, процесс которого продолжается» — простым налогоплательщикам не понять.

Но очередной парадокс заключается не только в этом. Вдоволь поиздевавшись над временем и пространством, сотрудники НКФУ принялись за логику и юриспруденцию. Даже сознавшись, что закон нарушался и нарушается, чиновники напрочь отказываются признавать себя виновными. По крайней мере такое впечатление складывается в результате общения с членом Нацкомфинуслуг (см. «Прямая речь»). Если ему верить, что весь коллектив госрегулятора – от руководителя до последнего клерка — неустанно и самоотверженно трудится, героически справляясь с внезапно возникающими временными трудностями. По мнению высокопоставленного чиновника, «временные трудности» (которые, хочется заметить, продолжаются уже добрых 9 месяцев!) вызваны только и исключительно сложностями создания новой госструктуры и связанными с этим «болезнями роста» — подбором и обучением персонала, разработкой служебных инструкций и внутренних документов и т.д. Иначе говоря – преступление есть, а виноватых нет.

Тут уже вспоминается бессмертная миниатюра Райкина: «Кто сшил костюм? -Мы! -Кто это мы? - Специализация у нас узкая: один пришивает карман, другой – проймочку, один – рукав. Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?

- К пуговицам претензий нет. Пришиты насмерть, не оторвешь. Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?!». Вот и НКФУ в данной ситуации изрядно напоминает описанное сатириком ателье – вроде все работают, стараются, делают все что положено и даже больше, а что на выходе получается, говоря современным языком, «лажа», никого не волнует: «К пуговицам претензии есть?».

Кстати, рассказывая о болезнях роста и трудностях создания нового регулятора в нынешних условиях, наш собеседник привел любопытное сравнение. Мол, каждый госорган чем-то похож на новорожденного младенца – ему необходимо окрепнуть, стать на ноги, подрасти и повзрослеть. «Ведь глупо требовать от ученика младших классов решать уравнения высшей математики? – продолжает госслужащий. – А от госорганов требуют выполнения всех функций в полном объеме с первого дня их существования, не давая времени». В целом, правоту чиновника можно признать, отметив лишь, что пяти- и даже семиклассник не пытается регулировать работу рынка финансовых услуг, да и решать судьбы предпринимателей школьникам никто не доверяет, в отличие от различных разрешительно-контролирующих госучреждений. Им-то, несмотря на младенческий возраст, все необходимые полномочия предоставлены! Хотя идея определенно хороша – может, властям стоит разрешать различным ведомствам выполнять свои функции после получения некоего «аттестата зрелости»? Правда, большинство украинских госучреждений с нынешними темпами проведения реформ и реорганизаций, вряд ли даже смогут «пойти в первый класс».

В то же время, Генпрокуратура, заинтересовавшись фактами нарушения законодательства в НКФУ, еще в 20-х числах июля направила госрегулятору поручение о проведении служебной проверки, установления виновных лиц, решения вопроса их ответственности. Да только воз, как говорится, и ныне там – ООО «ФК «Омега» до сих пор не получила уведомления о результатах выполнения поручения Генпрокуратуры. Была ли проведена проверка, найдены ли виновные – тайна за семью печатями. Даже интересно, неужели и прокуратура удовольствуется объяснениями о «объективных сложностях» и «болезнях роста»? В таком случае это могло бы стать отличным прецедентом – вот не заплатил, например, предприниматель налоги, к нему проверяющие, а он ссылается на трудности с подбором и обучением бухгалтеров – мол, «болезни роста», приходите через полгода. И налоговики совместно с прокурорами сочувственно качают головами, вздыхают и уходят. А не как сейчас – арест счетов, арест товаров, уголовное дело и прочие «прелести». Или «болезни роста» могут быть только у бедных обездоленных беззащитных госорганов? А у бизнеса это – злостное уклонение от уплаты налогов?

Схожая ситуация и с работой сайта и программного обеспечения НКФУ. Один из руководителей органа утверждает, что основная проблема – изношенность оборудования, которое досталось Нацкомиссии «в наследство» от Госкомфинуслуг. Этим, мол, и объясняются многочисленные технические сбои, а отдел технического обеспечения работает денно и нощно, исправляя неполадки. Вопрос лишь в одном – почему эта же техника в Госкомиссии работала гораздо исправнее, и сбоев в ее работе было значительно меньше. Видать, где-то на этапе передачи от распущенного ведомства в нынешнее в сервера подселились гремлины, не иначе.

Вся жизнь в борьбе

Однако даже в столь сложной ситуации, когда многочисленные промахи и месячные нарушения сроков объясняются «этапом формирования аппарата, процесс которого продолжается», возможность добиться правды и повлиять на неторопливых чиновников есть. Рецепт, в общем-то, не гарантирует успеха, да и оригинальным его трудно назвать, но зачастую именно он оказывается действенным.

Если госслужащие затягивают рассмотрение заявок и игнорируют требования законодательства – стоит обращаться с жалобами во все доступные инстанции. В прокуратуру, в управление по борьбе с коррупцией, в Верховную Раду, в Администрацию Президента, в госорган по защите прав предпринимателей, в МВД и так далее. Как показывает практика, большинство работников госучреждений, включая самых высокопоставленных, не сильно любят пристальное внимание со стороны правоохранительных органов. Если к ним с незавидной периодичностью поступают запросы, письма, поручения и прочие малоприятные документы, где задаются вопросы о нарушении законов, чиновники редко осмеливаются продолжать игнорировать требования законодательства.

Также к освещению конфликта полезно привлекать СМИ – от профильных изданий до «боевых листков» предпринимателей и ежедневных газет. Опять-таки правонарушители во властных кабинетах не любят, когда об их поступках узнают тысячи людей, и стараются избежать освещения свой работы «под светом софитов».

Помочь могут и различные объединения предпринимателей – как отраслевые, так и всеукраинские. Обвинения и требования одного бизнесмена еще можно проигнорировать, а вот когда за него вступается объединение, как правило, обладающее связями во власти, определенным политическим весом, возможностью влиять на принятие решений – оставить его заявления без внимания будет гораздо сложнее.

И, наконец, остаются обращения в суд. В конце концов, суд – это единственное место, где предприниматели могут отстоять свои права в споре с госорганами, а его решения обязательны для исполнения на всей территории Украины. С другой стороны, судебное рассмотрение дела может затянуться на месяцы, а представители власти даже в случае принятия невыгодного для них решения, всеми силами постараются затянуть выполнение вердикта. В том числе, подачей апелляции, а, возможно, — и кассационной жалобы, использования различных юридических и бюрократических уловок и т.п. То есть даже победа предпринимателя в суде не гарантирует торжества справедливости.

Вместо послесловия

Один из вопросов, которые обсуждались на встрече с впоследствии пошедшим на попятный членом НКФУ, — оригинальная трактовка ведомством норм законодательства, регламентирующего обращения граждан в госорганы. В частности, господин Стасевский, руководитель НКФУ, считает, что проводить прием представителей юрлиц не обязан, и любезно предлагает ответить только на письменные вопросы. Данное ноу-хау – целиком и полностью изобретение нацкомиссии, ибо руководство и прокуратуры, и налоговой службы, и различных фискально-разрешительных органов проводит прием представителей юрлиц безо всяких вопросов. Но вот работники Нацкомфинуслуг решили трактовать нормативно-правовые акты иначе, и отказывают в приеме гражданам, выступающим от имени тех или иных компаний, рекомендуя им «отправлять запросы». Примечательно, что сам чиновник на прямой вопрос: «Отказываете ли Вы в приеме представителям юридических лиц?» категорически ответил: «Нет, это ложь». Но слова разошлись с делом – когда статья готовилась к публикации, ООО «ФК «Омега» получило письмо (исх. №3257/09-8 от 28.08.12 г.), согласно которому госслужащий не может принять представителя компании, поскольку, по его мнению ЗУ «О приеме граждан» не регулирует вопросы обращения юрлиц или их представителей в органы госвласти, а порядок приема представителей юрлиц руководителями госорганов не установлен. В конце ООО «ФК «Омега» рекомендуется обратиться в НКФУ письменно. Любопытно, что сам ЗУ «О приеме граждан» не делит граждан на представителей юрлиц и не представителей – это весьма произвольная и более чем неоднозначная трактовка родилась в какой-то светлой голове работника НКФУ. В принципе, после разделения граждан на представителей юрлиц и прочих, можно ожидать и дальнейшего – разделения, скажем, на мужчин и женщин (отказывают в приеме, ссылаясь на то, что «существующими нормативно-правовыми актами не регулируются вопросы приема женщин/мужчин руководителями госорганов»), или по вероисповеданию (а что, разве есть хоть один НПА, где установлен порядок приема, например, Евангелистов Седьмого Дня?!), и т.п. Фантазия чиновников, желающих максимально скрыть подробности своей работы, безгранична, как, по Эйнштейну, человеческая глупость.

Автор: Роман Бойко


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета