Куплю чужой опыт по сходной цене

Предложений на украинском рынке бизнес-образования много. Можно прослушать курсы МВА, пройти тренинги и выучить иностранные языки за границей. Но современные бизнесмены хотят получать специальные знания, а не абстрактные рассуждения о правильном ведении дел. Неудовлетворенный спрос ведет к снижению популярности существующих видов образования
20

К 2000-м годам, когда на украинский рынок начали массово выходить зарубежные компании, среди отечественных бизнесменов стали более чем популярны курсы и тренинги, основанные на опыте западных фирм. Предприниматели, не имевшие специального образования, устремились восполнять пробелы. В большинстве случаев они выбирали курсы МВА, которые считались панацеей от всех проблем и эталоном бизнес-образования. Однако разразившийся кризис внес свои коррективы. Спрос на классические программы снизился, у потребителей сформировались совсем другие запросы, а существующие предложения не всегда им отвечают. «Статус» решил выяснить: чего ждут от бизнес-образования слушатели и могут ли удовлетворить их чаяния обучающие фирмы.

От классики к лаконичности

По-прежнему самыми популярными на рынке остаются программы МВА. Но даже они трансформируются — многим стали не интересны кейсы западных компаний, которые не учитывают специфику ведения бизнеса в нашей стране. «Слушатели ожидают, что при обучении будут использоваться реальные ситуации из украинской практики. Уже поднадоели программы, сформированные только на основе западного опыта, хоть они и многому нас научили», — объясняет Василина Ильчук, соучредитель дизайн-студии мебели «Креселко». Тем более кризис доказал, что зарубежный опыт основывался на долгом периоде экономического подъема. Во время спада только единичные компании не пострадали, но даже их пример не может стать показательным для всего украинского бизнеса — как малого и среднего, так и для крупного. Также спрос на программы по общему менеджменту (General MBA, или классический МВА) каждый год заметно снижается, тогда как потребность в более специализированных, узкопрофильных знаниях растет. Поэтому МВА, задуманные как инструмент для создания «универсальных корпоративных солдат», все чаще становятся специализированными: МВА в ИТ, медицине, недвижимости и пр. «Собственники бизнеса и топ-менеджеры (потенциальные слушатели, которые готовы заплатить несколько тысяч долларов за академические программы МВА и ЕМВА) хотят получать конкретные практические советы в реальных ситуациях и перенимать опыт тренера, а не выслушивать длинную лекцию на тему, как приобрести этот опыт, — убеждена Влада Дутчак, PR-специалист компании DOPOMOGA GROUP (Украина и Молдова). — Конкретика и подкрепление примерами — вот чего не хватает украинским курсам бизнес-образования. Часто набор предлагаемых программ сбалансирован и адекватен ситуации на украинском рынке, а вот наполнение требует доработки». Все бизнес-школы гарантируют общение с потенциальными партнерами или работодателями — это главное их преимущество. В подобных учебных заведениях можно хотя бы наладить полезные связи.

Тяга к знаниям

Пока узкоспециализированных программ на рынке не так-то много. Например, Master of Arts in Management & Leadership, созданная Киево-Могилянской бизнес-школой (KMBS) специально для потенциальных лидеров, будущих первых лиц компании. Она рассчитана на слушателей, уже ставших профессиональными управленцами в своей области (маркетинг, финансы, HR, продажи и т.д.), с опытом работы на руководящих должностях от трех лет. Новация оказалась удачной — по количеству слушателей эта программа стала лидером в 2011 году. Международный институт менеджмента (МИМ-Киев) внедрил программу «МВА в ИТ-менеджменте». Заявленная цель курса — дать управленцам в сфере ИТ целостное видение бизнеса, помощь в эффективном внедрении управленческих решений, формирование понимания динамики бизнеса в новых рыночных условиях.

Аналогичные программы существуют и для управленцев в медицинской сфере. «Программа «МВА в медицинском бизнесе» появилась у нас сравнительно недавно, и мы считаем, что за ней будущее», — подчеркивает Ирина Тихомирова, президент МИМ-Киев.

Но массового появления подобных продуктов ожидать не стоит. Ведь на разработку программы уровня MBA в бизнес-школах уходит не меньше года, а интересы слушателей могут меняться очень быстро. К примеру, в России с начала этого года наблюдается спрос на курсы МВА для агропромышленного комплекса, тогда как ранее был ажиотаж на подготовку специалистов ИТ-сферы. Эта же тенденция характерна и для Украины.

Еще одна причина трансформации МВА в том, что 5–7 лет назад среди слушателей было много представителей крупных отечественных компаний, которых интересовало получение управленческих навыков. Нынешние группы часто формируются молодыми (и не очень) собственниками, которые осваивают различные сферы бизнеса, им нужны более точные знания и навыки.

Тренировки для бизнесменов

Трансформируется и рынок краткосрочных образовательных программ — тренингов. До кризиса спрос на такое обучение был стабильно высоким. Украинские компании предлагали множество тем: от укрепления корпоративного духа и тренингов по продажам для менеджеров среднего звена до развития лидерских качеств и умения вести жесткие переговоры для собственников предприятий и топ-менеджмента. И владельцы компаний не задумываясь тратили средства на обучение персонала. Теперь же требования клиентов поменялись — спрос наблюдается на узкоспециализированные тренинги, направленные на развитие конкретных бизнес-навыков. К примеру, в этом году в компании Baltic Trainig Group наиболее востребованными были тренинги по развитию различных управленческих навыков для руководителей среднего звена. До кризиса клиенты чаще всего интересовались тренингами по укреплению командного духа и искусству продаж.

«Бизнесменов и топ-менеджеров мало интересуют тренинги общего характера, такие как «Основы успешных продаж», — отмечает Анна Боднарчук, директор супермаркета лицензионного программного обеспечения «Софткей-Украина». — У каждого бизнеса своя специфика, и обучение должно вестись с ее учетом. Однако специализированных предложений очень мало. Например, нам были бы интересны программы с направленностью на ИТ. А также образовательные курсы, на которых вместо анализа кейсов абстрактных компаний будет рассматриваться работа с нашей площадкой, сайтом, клиентами, маркетинговыми инструментами, аналитикой».

На рынке пока также мало компаний, которые устраивают тренинги или создают программы для желающих открыть собственный бизнес. Подтверждает данный тезис Геннадий Скараев, директор частного предприятия «Вивали» (Украина)и генеральный директор ООО «Бизнет» в РФ. На старте бизнеса он так и не смог найти подходящие тренинги, курсы, лекции, где ему помогли бы и рассказали, как зарегистрировать предприятие, начать собственный бизнес, и стоит ли это делать вообще.

Но спрос на подобные продукты существует. Этим воспользовались, например, специалисты Украинской Высшей Школы Бизнеса. «В программе «Создай свой бизнес» мы затрагиваем стратегию будущего предприятия, его финансовую модель, правовые аспекты, маркетинг», — рассказывает Даниил Русанович, директор по маркетингу УВШБ. А руководители Первого инвестиционного клуба уже два года обучают начинающих бизнесменов и инвесторов в нестрогом лекционном формате на еженедельных встречах.

Обучение на выезде

Также присутствует спрос на стажировки, практику, бизнес-экскурсии на предприятия транснациональных корпораций. По словам Сергея Глазьева, директора компании EF Ukraine, при обучении в украинских бизнес-школах практика в ведущих международных компаниях — лидерах своих рынков предусматривается далеко не всегда. Отчасти потому, что во многих западных странах с каждым годом ужесточается политика выдачи иностранцам разрешения на работу (формально это необходимо даже при стажировке). Схожая ситуация и с практикой у лидеров украинского рынка, что объясняется их закрытостью и нежеланием допускать «чужаков» из внешнего мира. Пока нашим бизнесменам предлагают только бизнес-туры в Японию и Китай. Но такая поездка дает лишь возможность посещения выставок и оптовых рынков, как максимум — экскурсию на предприятие. «На стажировку и мини-семинары обычно отправляем в крупные компании, такие как Honda или Тоyоtа, к производителю косметики «Шизейдо», в Корею отправляли мини-группу на завод Daewoo», — рассказывает Татьяна Соломин, представитель компании Otus Ukraine SITIS ASIA.

А поговорить?

Помимо MBA, тренингов и семинаров, а также стажировок за границей весьма популярны среди отечественных бизнесменов и курсы иностранных языков. Однако подавляющее большинство курсов предлагают разнообразные варианты изучения английского или немецкого языков. Их можно выучить в Украине и за рубежом, в группах и с репетитором, в обычном темпе или интенсивно. В Гете-институте занятия по деловому немецкому посещают не менее 50 человек в год, и постепенно количество слушателей увеличивается. Чаще всего этот курс выбирают представители малого и среднего бизнеса, управленцы среднего звена. «Топ-менеджеры и владельцы крупных компаний традиционно отдают предпочтение индивидуальным занятиям или изучают английский — основной язык общения в крупных международных корпорациях. Сотрудники, владеющие немецким, востребованы в средних по величине компаниях», — утверждает Игорь Бердников, заведующий языковыми курсами и экзаменами Гете-интитута. Украинцам, которые хотят окунуться в языковую среду, предлагают выучить немецкий в Германии. Можно изучать язык в обычных группах, которые занимаются по интенсивному графику — 24 часа в неделю. Этот вариант выбирают представители малого и среднего бизнеса, в то время как топ-менеджеры крупных компаний предпочитают супер­интенсивы в малых группах (40 часов в неделю) или индивидуальные занятия.

Еще больший спрос на курсы делового английского. По словам Кристины Мных, генерального директора ООО «Ки Ленгвич скул», раньше около 30% слушателей интересовались деловым направлением, но со временем эта цифра увеличилась вдвое и теперь составляет приблизительно 63%. Целевая аудитория курса — не только топ-менеджмент, но и представители малого и среднего бизнеса.

По словам Анастасии Сверкуновой, маркетинг-директора компании Istudy, среди студентов и деловых людей наиболее востребованы языковые курсы по менеджменту, финансам, маркетингу и предпринимательской деятельности. Чуть менее популярные темы — бизнес-коммуникации и юриспруденция. Также стоит выделить изучение языка представителями отельно-ресторанного и туристического бизнеса.

«Одними из самых распространенных и востребованных стали курсы, предполагающие использование специализированной лексики при проведении переговоров, организации путешествий, а также в сфере обслуживания», — отмечает Татьяна Оратовская, директор International House Kyiv.

Хождение за три моря

Выучить язык за рубежом предлагают многие фирмы, но курсы делового английского в Великобритании или других англоговорящих странах стали популярны только в последние годы. По словам г-жи Мных, подобный продукт пользуется спросом среди представителей специализированных направлений. «Предпочтение отдается загранице только потому, что там теория отрабатывается на практике в процессе общения», — считает генеральный директор ООО «Ки Ленгвич скул».

Самым популярным местом для желающих получить англоязычное бизнес-образование остается, безусловно, Англия. Эта страна предлагает наиболее широкий выбор обучающих учреждений, оптимальное соотношение цена/качество, а также понятный и многим известный подход к учебе. Существует спрос на курсы в США и Канаде, но их популярность меньше, так как не многие украинцы готовы совершать столь дальний перелет в образовательных целях. «На обучении в сфере отельного, ресторанного и туристического бизнеса специализируется Швейцария, которая подойдет также для желающих изучать не только английский, но и французский, и немецкий языки», — рассказывает г-жа Сверкунова.

При всем разнообразии предложений существуют запросы клиентов, которые отечественные компании не удовлетворяют. К примеру, курс «Немецкий для юристов» можно выучить только в Германии, в Украине его не преподают. Топ-менеджеры и управленцы среднего звена нуждаются в навыках проведения презентаций, продаж, связей с общественностью, успешного проведения встреч и переговоров на английском языке. Пока подобные знания можно получить только в отдельных учебных заведениях, например в «Ки Ленгвич скул».

Помимо владения европейскими языками отечественные бизнесмены проявляют интерес к японскому и китайскому. Владельцы компаний, за редким исключением, не могут позволить себе потратить около четырех лет на изучение таких сложных языков. Но и те, кто примет решение в совершенстве овладеть восточными языками для ведения бизнеса, не смогут этого сделать в нашей стране. Студентам курсов восточных языков в Украине предлагают только базовые навыки чтения и письма. Учить бизнес-лексику придется в Японии или Китае. Поэтому специалисты, разбирающиеся в тонкостях бизнес-переговоров на восточных языках, достаточно легко найдут работу в отечественных компаниях.

Новые технологии

Меняется не только содержание образовательных курсов, но и их форма. Все больше бизнес-школ и тренинговых компаний вводят в процесс обучения конференции и вебинары с гуру экономики. Считается, что новые методы могут существенно повысить усваивание материала. Но украинцы консервативны, и отечественные бизнесмены без особого восторга воспринимают эти новшества. Отчасти поэтому, по мнению Алексея Виноградова, вице-президента по маркетингу бизнес-школы МИМ-Киев, наиболее востребованными остаются так называемые программы Executive МВА. Они позволяют топ-менеджерам и собственникам без отрыва от управления бизнесом получить знания и навыки, которые сразу же можно применить на практике. Популярными также остаются вечерняя и модульная формы обучения. Вечерний формат способствует погружению в учебный процесс, а модульный более удобен для слушателей из других городов и тех, кто регулярно бывает в командировках. «К сожалению, вебинары востребованы у нас далеко не в той степени, в какой этого заслуживают, — сетует Татьяна Оратовская. — Хотя для нашего персонала это привычный способ обучения и повышения квалификации, и мы работаем над формированием веб-продуктов для своих клиентов».

По мнению Владимира Павелко, директора программ МВА Киево-Могилянской бизнес-школы, для эффективного обучения слушателей лучше иметь выбор и делать некий «микс» инструментов обучения. Однако практика показывает, что «живое» общение заменить невозможно. Специ­фика обучения зрелых предпринимателей и управленцев заключается в том, что они достаточно скептично относятся ко всему, что не проверили на практике. Кроме того, взрослая аудитория обучается через проекцию преподаваемого материала на собственный жизненный и профессиональный опыт.

Елена Яковлева, декан школы бизнеса КИБИТ, называет еще одну причину низкой эффективности использования вебинаров в процессе обучения. Одна из важных составляющих бизнес-образования — обмен опытом участников программы, налаживание деловых связей, а вебинары не могут этого обеспечить. Лучше усвоить информацию, по мнению Оксаны Ворониной, тренера и соучредителя компании Baltic Training Group, поможет обсуждение услышанного в группе.

Альтернативой вебинару может быть видеоконференция. К примеру, понимая необходимость устранения барьера между слушателями и преподавателем, МИМ-Киев в сотрудничестве с компаниями Cisco Systems и «Инком» внедрил систему удаленных видеоконференций на основе технологии Cisco Telepresence. Главная ее особенность состоит в том, что возможность интерактивного общения преподавателя и аудитории не ограничена: лекция ничем не отличается от традиционного формата. Оборудование дает преподавателю возможность читать лекцию, демонстрировать презентации, даже проверять домашние задания, а слушателям — не только видеть все это в рамках одной «картинки» HD-качества, но и активно общаться с преподавателем.

Знание — сила

Не важно, на что учебные заведения для бизнесменов делают упор: на новые технологии, скидки или классические западные способы преподавания. До тех пор, пока школы, тренинговые компании и языковые курсы не отслеживают изменения спроса, бизнес-образование в Украине будет отставать от реальных пожеланий бизнесменов. В дальнейшем появление новых специализаций и учебных курсов, равно как и любых других существенных изменений в программах бизнес-школ, необходимо более тесно соотносить с потребностями бизнеса. Нужды предпринимателей школы пытаются изучать по мере возможности, например, при помощи систематических опросов своих слушателей. Но пока пропасть между желаемым и существующим остается.

опыт

Спрос рождает вдохновение

Василий Сметанин, исполнительный директор English Speaking Society:
«Я с коллегами пытался найти в Украине англоязычные курсы по управлению проектами. На поиски потратили около двух дней, но тщетно — подобных предложений не оказалось. Тогда решили сделать мониторинг иностранного рынка и наткнулись на огромное количество разнообразных ресурсов, предлагающих изучить маркетинг, программирование, финансы и пр. Подобный ассортимент натолкнул нас на идею создать онлайн-проект, который объединит все эти образовательные и бизнес-ресурсы, даст возможность студентам обучаться, легко найти желаемое, а также завести полезные связи. Нашим сервисом уже заинтересовались в соседних странах, имеются потенциальные инвесторы».

Дэвид МакКей, главный редактор English Speaking Society:

«В сентябре мы с нашей командой собираемся проводить бесплатные семинары для людей, желающих улучшить свой английский. У нас уже есть опыт — мы проводили семинары по разрешению бизнес-конфликтов и освоению коммуникаций на английском языке. Подобные мероприятия пользуются спросом на рынке».

Геннадий Скараев, директор частного предприятия «Вивали» (Украина) и генеральный директор ООО «Бизнет» (Россия):
«Форум «Бизнет» задумывался как проект, в рамках которого начинающий предприниматель может получить ответы и поддержку более опытных коллег. Пускай не так быстро и гарантированно, как при обращении в консалтинговые, юридические и бухгалтерские компании, но зато бесплатно. Причем ответы и советы даются публично, если отвечающий ошибается, то его обязательно поправят. Со временем форум на самом деле стал некой «живой энциклопедией», так как многие ситуации повторяются у разных людей. Среди предпринимателей — отзывчивые люди, готовые отвечать на вопросы начинающих. А бухгалтеры, юристы, банкиры и другие специалисты, общаясь на форуме, нарабатывают себе клиентскую базу. Причем бесплатные ответы на сайте работают годами. Недавно встречался с налоговым инспектором, который раньше был очень активным пользователем форума, а за последние три года не написал ни одного сообщения. К нему практически еженедельно обращаются посетители «Бизнет» с просьбами оказать платные услуги. Подавляющее большинство пользователей форума — представители малого и даже микробизнеса, но сотрудники или владельцы крупных компаний тоже его посещают. Правда, с совершенно другими целями — продать товары и услуги малому бизнесу».

мнение

Максим Праздников, главный бизнес-менеджер компании Logitech в Украине, о ситуации на рынке бизнес-образования в Украине:
«Существует множество недорогих кратко- и среднесрочных программ обучения для бизнесменов (например, так называемые MiniMBA). Также есть и полноценные, рассчитанные на несколько лет. Другой вопрос — насколько существующие программы отвечают ожиданиям абитуриентов. Зачастую бизнесмены рассматривают дополнительное образование как некую волшебную пилюлю, которая должна помочь решить все проблемы их компании. Это, конечно же, не так. MBA, например, помогает систематизировать имеющиеся и полученные знания, сформировать общее представление о бизнес-процессах на предприятии. Мне кажется, что в дальнейшем будет появляться все больше специализированных программ, привязанных к конкретным отраслям и сферам деятельности. Кроме того, на основе личного опыта и по отзывам своих знакомых, проходящих обучение по программе MBA, я посоветовал бы тренерам больше внимания уделять анализу конкретных практических кейсов, которые сформировались за последние несколько лет на примере украинских компаний».

кейс

Константин Магалецкий, победитель конкурса на получение стипендии QS Chicago GSB World MBA Tour:
«В Украине, как и во всей Европе, МВА не настолько популярная и уважаемая степень, как в США. Несколько лет назад она была чем-то необычным, работодатели были готовы платить премии лучшим выпускникам программ. Но после кризиса все изменилось. Мне повезло, я нашел работу в компании, где ценят мои знания. Многие мои друзья оказались в значительно худшем положении. Во время кризиса их уволили из крупных компаний. Им пришлось ехать в Лондон или Москву, в поисках новой работы».

Марта Мунен, заведующая отделом кадров компании System Capital Management Ukraine:
«Дополнительные дипломы и ученые степени дают конкурентные преимущества устраивающимся на работу, однако не являются обязательным требованием работодателей. Бизнес-образование, как правило, необходимо для опытных топ-менеджеров, так как оно помогает структурировать информацию, накопленную практикой, систематизировать знания и получить необходимый профессиональный статус. Известность бизнес-школы для нас также не имеет важного значения, однако степень МВА дает понять, что кандидат на ту или иную должность готов инвестировать в себя, свою карьеру, личностное развитие».

мировые тенденции

В 2010 году на 21% возрос интерес к одногодичным программам full-time MBA, на 14% — к программам flexible MBA. Спрос на программы part-time MBA увеличился на 7%. В то же время количество абитуриентов двухгодичных программ full-time MBA существенно не изменилось, а спрос на программы Executive MBA сократился на 25%.
Факторами снижения спроса на обучение в бизнес-школах США стали:
— высокая стоимость программ по сравнению с ценами в других странах;
— необходимость финансирования обучения в течение более продолжительного периода (2 года в США по программе full-time, тогда как в Европе — 1 год);
— сложности предоставления кредитов без поручителя;
— трудности получения разрешения на работу в США для иностранных студентов.
Также среди тенденций в кризисном 2009 году стоит отметить существенное сокращение программ кредитования зарубежных слушателей программ МВА, проводимые некоторыми банками и другими организациями. Крупные бизнес-школы также разработали собственные программы кредитования на выгодных условиях, что стало существенным конкурентным преимуществом в привлечении студентов. В качестве примера можно привести Duke University’s Fuqua Graduate School of Business.
По результатам исследования, проведенного компанией Carrington Crisp совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) и Ассоциацией бизнес-школ.
В опросе принимали участие 45 тыс. студентов 80 бизнес-школ из 20 стран.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета