Мобильный продавец

Генеральный менеджер Nokia в Украине, Молдове и Беларуси считает, что можно добиться успеха, если ты компетентен, готов отвечать за свои действия и не слишком скромен
карьера менеджера

Уплывая вдаль

По словам Павла Крысанова, сделать карьеру ему помог громкий голос. Ныне он занимает должность генерального менеджера компании Nokia в Украине, Молдове и Беларуси. До этого Павел сменил несколько профессий: был инженером на кораблях, «челноком», менеджером по продажам и директором. Он утверждает, что ни разу не терпел поражения, в какой бы сфере ни работал. Основные качества, которые помогли ему подняться по карьерной лестнице, — любовь к новизне, внимание к нуждам работодателя, терпение и общительность.

Обычно те, кто хочет связать свою жизнь с морем, выбирают более романтические профессии. Капитан дальнего плавания, например. Почему решили остановиться на такой специальности, как судовой инженер?
П. Крысанов: Пошел по стопам отца. Я родился во Владивостоке, где из каждого окна видно море. Мы с детства знали, что уход в рейс означает встречи и разлуки, привыкли к определенному ритму отношений с родителями. Поэтому выбор профессии для меня был очевидным, ведь я продолжил семейную традицию, получил возможность посмотреть мир. К тому же в училище, где я учился, была некая иерархия специальностей — инженеры считали себя умнее штурманов. Мне нравилось принадлежать к этой группе.

Важно было находиться среди лучших?

Павел Крысанов, генеральный менеджер Nokia в Украине, Молдове и Беларуси
Родился в 1966 г. во Владивостоке.
В 1987 г. окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище.
В 1994 г. стал менеджером по продажам DHL.
С 1995-го по 2007-й работал в Philip Morris International менеджером, а позже — директором по продажам.
С 2007-го — директор по продажам Nokia в России.
С января 2009-го — генеральный менеджер Nokia в Украине, Молдове и Беларуси.
Женат, трое детей.

П. Крысанов: Думаю, что любому человеку в возрасте
16–21 года хочется принадлежать к элитной группе. С этой точки зрения я не исключение. Нравилось учиться и работать с теми, кто был мне интересен и приятен.

Много путешествовали?
П. Крысанов: За четыре года работы я успел неплохо изу­чить Азиатско-Тихоокеанский регион. Побывал даже в Новой Зеландии. В конце 1980-х мало кому выпадала возможность посетить эти страны, так что мне достался некий «эксклюзив». Я мог делать то, что не под силу было другим, это добавляло мне чувства собственной значимости. (Cмеется.)

Часто морякам достаточно сложно выдержать долгую разлуку с домом. Как с этим справлялись вы?
П. Крысанов: Действительно, находиться в замкнутом пространстве нелегко. Самый долгий рейс, в котором я был, длился 7,5 месяца, а мой рекорд плавания «без берега» — 35 дней. Через пару недель ты все знаешь обо всех. Приходится, стиснув зубы, ждать возвращения домой. В этот период жизни я научился терпению. Это умение пригодилось в дальнейшем. Когда ты понимаешь, что не всегда можно получить все и сразу, что не все зависит от тебя, ожидание становится не настолько мучительным.

В какой стране больше всего понравилось и почему?
П. Крысанов: В Новой Зеландии. Это удивительная комбинация всего и сразу — на побережье тепло и можно купаться в море, а проехав 40–50 км в горы, можно покататься на лыжах. Единственный минус этой страны в том, что она слишком далеко. Хотел бы жить там, когда выйду на пенсию. Но это время наступит еще не скоро.

Метод проб и ошибок

Почему решили уйти с любимой работы?
П. Крысанов: Я предпочитаю сначала прыгнуть в воду, а потом учиться плавать. Так получилось и со сменой работы. Когда началась перестройка, появилось много возможностей, которых раньше не было. И я старался использовать каждую. Начал со своего маленького бизнеса — экспорта-импорта товаров, раньше таких предпринимателей называли «челноками». Из Владивостока ездил в Варшаву. Выбрал такой маршрут, чтобы избежать конкуренции с теми, кто занимался поставками из Японии и Китая. Всегда лучше иметь уникальный товар. Мы с партнерами покупали китайский текстиль, а в Польше — нутриевые шубы. Таким образом окупали дорогу в оба конца. Этим бизнесом я занимался недолго — он не был престижным, мне хотелось делать что-то более значимое и интересное.

Что больше всего запомнилось из того периода?
П. Крысанов: То, что пригодилось в дальнейшем, — понимание, что можно торговать с небольшой наценкой и получать прибыль за счет оборота. Мы действовали именно так. И второй момент: нужно окупать дорогу в оба конца.

Как нашли более престижное занятие?
П. Крысанов: Я отлично владел английским, поэтому обращал внимание в основном на вакансии международных компаний. Тогда во Владивостоке открывалось сразу несколько представительств. Мой выбор пал на глобальную корпорацию, которая специализируется на доставке товаров по всему миру. Я устроился менеджером по продажам, но проработал недолго — услуга, которую они предлагали, была не слишком востребована в портовом городе, ведь «капитанская почта» была намного дешевле. Мне вскоре стало неинтересно продавать невостребованный сервис.

Тогда был период повышенного интереса к бывшему СССР, во Владивостоке было много японцев и американцев. Я устроился в туристическую компанию и стал заниматься обслуживанием делегаций. Через некоторое время познакомился с представителем табачной корпорации и стал одним из первых менеджеров по продажам Владивостокского филиала. В этой компании я проработал 12 лет.

Предпочитаете работать в компаниях, где все хорошо? Не любите преодолевать трудности?
П. Крысанов: Во-первых, у лидеров рынка бывает не меньше сложностей, чем у мелких компаний. Во-вторых, в крупных корпорациях всегда есть чему поучиться, начиная от корпоративной культуры и заканчивая способами продвижения новых товаров на рынок. В-третьих, в корпорациях гораздо больше возможностей развития, кругозор значительно расширяется. Зачем же работать в мелкой компании, если можно получить все, что тебе нужно, в крупной?

Говорят, что в крупных компаниях непросто сделать карьеру, поскольку новые сотрудники сталкиваются с уже сформированной иерархией…
П. Крысанов: Нередко это действительно так, но мне повезло — я стоял у истоков создания филиала, поэтому было намного проще. На старте возможностей у сотрудников много.

Как реализовали эти возможности?
П. Крысанов: Мне кажется, многое удалось. Начнем с того, что до 33 лет я жил во Владивостоке, а за годы работы в международной компании успел пожить в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Лозанне, Москве. Посмотрел множество стран, познакомился с интересными людьми. Мне нравится такая жизнь.

Что именно привлекает?
П. Крысанов: Новизна. Мне важно пробовать и познавать что-то неведомое прежде. Когда приезжаешь в город, где не жил раньше, первые 6–8 месяцев с удовольствием его изучаешь. Затем все становится знакомым, но при этом ты получаешь преимущества — город узнан, но не успел наскучить. Это состояние длится до полутора лет. А когда ваши знания равны 95% знаний местных жителей, становится неинтересно.

Поэтому переезжаете?
П. Крысанов: До сих пор мне везло. Новые назначения от компании приходили как раз в этот период, и я менял место жительства. Из всех городов, где побывал, наиболее приятной мне кажется Москва. Там сейчас живет моя семья, я навещаю их несколько раз в месяц. За 7–8 лет этот город не успел наскучить.

Москва считается жесткой…
П. Крысанов: Это правда. Первые пару лет этот город меня очень злил. Люди там, скажем так, более прагматичные, чем хотелось бы. Мне было непросто привыкнуть к тому, что человек, глядя на тебя, просчитывает стоимость твоей одежды и аксессуаров в течение пары секунд. Но с другой стороны, за счет того, что город большой и многонациональный, получается некий котел, в котором характеры каждого москвича сплавляются в некое единое целое. Когда я узнал Москву, мне удалось ее полюбить.

Какими навыками, помимо коммуникационных, должен обладать менеджер по продажам?
П. Крысанов: Работая на этой должности, нужно понимать, что общение с людьми — это всего лишь инструмент достижения цели, но ни в коем случае не цель. К сожалению, многие продавцы забывают об этом. Когда начинаешь управлять подчиненными, стоит помнить о целях компании. Также важно знать, как можно сделать лучше для своих покупателей, а не думать о том, как продать им побольше. Если успех базируется на обмане партнеров и клиентов, он будет краткосрочным.

Приходилось принимать непопулярные среди клиентов и подчиненных решения?
П. Крысанов: К сожалению. В период кризиса 1998 года табачная компания, в которой я работал, начала проводить оптимизацию — сокращать персонал. Я трудился тогда в московском офисе, но вынужден был поехать во Владивосток и определить, кого стоит уволить, ведь никто другой не знал филиал лучше меня. Сокращать всегда непросто, ведь у каждого сотрудника есть семья, люди, которые нуждаются в его поддержке. Я старался минимизировать ущерб. Облегчить процедуру увольнения можно, если сотрудники видят, что ты их понимаешь, осознаешь, в каком положении они окажутся.

Характерные черты

Что обеспечивало ваш карьерный рост?
П. Крысанов: Есть два основных момента. Во-первых, мне всегда удавалось добиться значимых результатов, в какой бы сфере я ни работал. Во-вторых, у меня громкий голос. (Смеется.) Я заметный, не теряюсь на фоне остальных, а это немаловажно.

Значимость работы определяла компания?
П. Крысанов: Да. Результаты считаются отличными, если они совпадают с планами компании. Можно делать то, что тебе лично кажется прекрасным, но может противоречить целям работодателя. В этом случае твой труд не будет оценен. Я считаю, что понимание целей и задач компании — один из ключевых факторов построения карьеры.

Насколько вы инициативны?
П. Крысанов: Для начала нужно провести границу между инициативой и самодеятельностью. Я говорю своим сотрудникам, что инициатива у нас всегда приветствуется и никогда не наказуема. Правильно действовать, когда есть идея, которая согласовывается с руководством и воплощается только после одобрения. Другое дело, если подчиненный решает действовать самостоятельно. Он должен понимать, что его наградят, если задумка хорошая, или накажут, если она окажется провальной. Мне ближе такой формат работы. Я был готов отвечать за свои поступки в случае поражения. К счастью, ни разу не проигрывал.

Часто ли выходцы из бывшего СССР занимают ключевые посты в западных компаниях или работают на рынках, отличающихся от постсоветских?
П. Крысанов: Да. Уровень компетентности наших соотечественников за последние годы вырос, поэтому корпорации охотно принимают на работу славян. Ведь помимо знаний мы еще отличаемся от европейцев нестандартным видением ситуации. Нередко именно это помогает нам добиться успеха. Мы смотрим на мир другими глазами. Европейцы привыкли действовать достаточно шаблонно, ведь выросли в культурной среде, где потрясения случаются крайне редко. У славян более закаленный характер, они реагируют на изменения ситуации менее резко, чем иностранцы. В остальном мы похожи.

Просторы СНГ

Как устроились в компанию Nokia?
П. Крысанов: Моему уходу из табачной компании способствовал целый ряд факторов. Во-первых, мне стало скучно жить в Лозанне — работа заключалась в постоянном сидении в офисе, встреч было мало. В мои обязанности входила организация работы sales force. Иногда мы с коллегами ездили в командировки, к примеру, в Колумбию или на Ямайку, проконтролировать работу существующих отделов продаж или создать новые. За три года мне это надоело, захотелось вернуться в Россию. Компания пошла мне навстречу, но вакантной должности, которая мне понравилась бы и была достаточно престижной, не нашлось. Во-вторых, предложение компании Nokia показалось мне достаточно привлекательным, ведь я всегда интересовался мобильными устройствами. Пришлось пройти ряд интервью, и меня приняли. Когда пришел в компанию на должность директора по продажам, за первую неделю перепробовал все, что попадалось под руку. Знаете, многие страдают из-за того, что не могут найти подходящий телефон для двух сим-карт. У меня была другая проблема: я не знал, как вставить одну карту сразу в два мобильных, чтобы пользоваться ими одновременно. К счастью, теперь можно делать клон симки и воплощать мою мечту.

Что нужно, чтобы пройти собеседование?
П. Крысанов: Соответствовать требованиям и ожиданиям работодателя. Также нужно отличаться от других кандидатов, уметь правильно себя подать. Самопрезентация — ключевой момент собеседования, ведь кроме тебя самого никто не расскажет о твоих достижениях. У славян есть особенная черта — мы не любим себя прилюдно хвалить и зачастую не показываем свои козыри на интервью. Это хорошо в отношениях с другими людьми, но на собеседовании нужно рассказывать о своих достижениях, иначе о тебе не узнают. Этому необходимо учиться и тренировать свои коммуникативные способности. Подаваемая информация должна быть адекватной, помимо рассказов о своих способностях стоит упомянуть и о том, в чем ты не силен.

С какой должности начинали в Nokia?
П. Крысанов: Я стал директором по розничным продажам. Мы работали с сетевыми магазинами. Затем была проведена реорганизация нашего отдела, и я также стал отвечать и за оптовые продажи. А через год-полтора, после очередной рокировки кадров, меня повысили до генерального менеджера Nokia в Украине, Молдове и Беларуси.

В чем разница между российским и украинским рынком мобильных устройств?
П. Крысанов: Украина — более компактна, но менее централизована. В Москве сосредоточена основная масса штаб-квартир наших клиентов. Поэтому большинство вопросов решается в этом городе. В Украине, если ты хочешь стать ближе к покупателям, из Киева нужно выезжать, ведь есть несколько крупных центров. Такая ситуация не позволяет «застаиваться». Помимо этого украинский потребитель отличается особой любовью к музыкальным устройствам, в РФ такого нет. Думаю, что это связано с национальными особенностями.

Чего еще хотелось бы добиться?
П. Крысанов: Я дошел до той стадии, когда процесс интереснее, чем результат. Думаю, что ближайшие несколько лет мне будет интересно на этой должности. Возможно, в будущем хотел бы поработать в другой стране, где-нибудь в Юго-Восточной Азии, но пока меня все устраивает.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета