На чужих ошибках

Поработав наемным менеджером на нескольких молочных предприятиях и досконально изучив отрасль, Валентин Запорощук создал Ичнянский молочно-консервный комбинат, который лидирует в производстве и экспорте молочной продукции
большой-человек

Валентин Запорощук, собственник Ичнянского молочно-консервного комбината, работает в этой отрасли более 12 лет. Несмотря на планы в ближайшем будущем запустить еще два крупных промышленных комплекса, предпринимателю удается находить время и силы для самореализации в других сферах. Сейчас он депутат Черниговского областного совета, глава комиссии Черниговского облсовета по вопросам бюджета и финансов, а также вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.

В поисках саморазвития

Общественная деятельность не отвлекает от бизнеса?

Валентин Запорощук, президент группы компаний «Провиант»
Родился 4 июня 1970 года в г. Смела (Черкасская обл.).
В 1992 году окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-механик».
С 1992-го по 1998 год — предприни­матель.
С 1998 года занимался управлением молочных предприятий «Первомайский молочно-консервный комбинат», «Бахмачконсервмолоко», «Городконсервмолоко», «Агротехнология».
С 2006 года — президент группы компаний «Провиант», член наблюдательного совета ОАО «Ичнянский молочно-консервный комбинат».
С 2006 года — депутат Черниговского областного совета, председатель комиссии Черниговского областного совета по вопросам бюджета и финансов.
В 2009 году окончил Черкасский политехнический университет по специальности «экономика управления предприятиями».
С 2011 года — вице-президент Украинского союза промышленников и пред­принимателей.
Женат, воспитывает сына.

В. Запорощук: Нет. Любой вид предпринимательства связан с государственной властью. Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) выступает буфером в общении бизнесменов со всеми государственными организациями и контролирующими органами. Здесь даже мелкий предприниматель может внести свою инициативу или проблему на обсуждение и получить профессиональную помощь и поддержку. Я сам пришел в УСПП, будучи бизнесменом среднего звена, и вскоре убедился в том, что, активно участвуя в общественной деятельности, можно создавать благоприятные условия для развития компании. Ныне я вице-президент, отвечаю за развитие агропромышленного направления, принимаю участие во встречах с ключевыми политиками Украины, посещаю в составе официальных делегаций другие страны. Поэтому на ваш вопрос отвечу прямо: еще не известно, что принесет больше пользы — кабинетная работа или командировка с целью найти нового партнера по бизнесу.

Как стали предпринимателем?

В. Запорощук: Получил техническое образование, после чего работал машинистом на Одесской железной дороге. Мой отец тоже был железнодорожником, и я гордился тем, что продолжаю его дело. Но в 1990-х начались проблемы: зарплаты стало едва хватать на аренду квартиры и питание. К тому времени моя жена была беременна, и я решил, что пора что-то менять.

Неизвестность пугала?

В. Запорощук: Конечно. Ведь я учился и воспитывался в советское время. Как и многие другие, привык полагать, что государство должно обеспечивать своих граждан образованием, а затем и работой. В былые времена при желании можно было спланировать свою жизнь лет на десять вперед. Поэтому прежде чем заняться своим бизнесом, я долго колебался. Но как только появилась возможность уйти в отпуск, провел несколько торговых сделок. Получил первые заработанные предпринимательством деньги и увидел в этом перспективу.

Чем именно занимались в 1990-е?

В. Запорощук: И торговлей, и производством. Расфасовывал крупы, привозил продукты питания из Польши и даже организовывал торговлю на оптовых рынках. Меж тем ситуация была крайне нестабильной. Нельзя было предугадать, чем обернется новая сделка: удастся заработать или придется потерять деньги. Постепенно мне все чаще удавалось минимизировать убытки. Начало формироваться представление об эффективном ведении бизнеса. Но в какой-то момент предпринимательская деятельность перестала быть для меня интересной. Хотелось чего-то более масштабного. Поэтому я устроился на работу в крупную компанию.

Было трудно опять стать наемным работником, имея предпринимательский опыт?

В. Запорощук: Нет, ведь в своем маленьком бизнесе мне стало скучно, черпать новую информацию для дальнейшего саморазвития было неоткуда. Конечно, существует масса удачных примеров компаний, которые начинали с бизнеса «купи-продай», а теперь имеют сети магазинов по стране и за ее пределами. Но я решил пойти другим путем. Продал свой бизнес по расфасовке круп черкасской компании «Сван», куда впоследствии и устроился на работу. Так мне удалось не только реализовать оставшееся оборудование, но и получить возможность вести собственные проекты под руководством компании: начиная от вышеупомянутой расфасовки круп и заканчивая развитием сельскохозяйственных предприятий.

В самостоятельное плавание

Как пришли в молочную индустрию?

В. Запорощук: В начале 2000 года компания «Сван» приобрела молочное предприятие в Николаевской области, чтобы наладить производство сгущенного молока. Предприятие было крупным, поэтому загрузить его оборудованием, запустить производство и организовать сбыт продукта оказалось нелегко. Все это доверили мне. И хотя я тогда ничего не понимал в «молочном деле», стал искать возможности, которые позволили бы сделать предприятие эффективным, снизить себестоимость продукции. Я обращался к специалистам Украины и России, встречался, просил совета в той или иной ситуации. Это был мой первый опыт работы в данной отрасли, но уже тогда я понял, что у производителей молокопродуктов неплохие перспективы. Так как компания «Сван» постоянно приобретала различные предприятия, мне было поручено управлять некоторыми из них. Я искал возможности сделать эти производства более прибыльными и конкурентными. Часто ездил в командировки, общался со специалистами. К середине 2000 г. возглавлял сразу несколько предприятий, но, тем не менее, решил уйти с поста наемного менеджера и создать собственную молочную компанию.

Что подтолкнуло к этому?

В. Запорощук: Появились разногласия с руководством, так как мы видели будущее компании по-разному. Собственник не желал дальше развивать предприятие. Считал, что все необходимые процессы уже отлажены. Я же полагал, что без дальнейшего развития рано или поздно начнется процесс деградации.

Как смогли запустить собственный бизнес?

В. Запорощук: Решил остаться в молочной индустрии, потому что у меня был опыт работы в данной отрасли и связи с ведущими специалистами. Уволившись, вместе с партнером приобрел неработающий завод продтоваров. Для этого пришлось взять кредит, заложить квартиру. Из компании, где я работал раньше, со мной перешло много ключевых сотрудников, в том числе топ-менеджеры. Хотя производство еще не было запущено, работа для них нашлась сразу: нужно было завозить оборудование, растаможивать его и пр. Шесть месяцев ушло на запуск цеха по производству молочных продуктов, ремонт старого и установку нового оборудования. По проекту бизнес должен был окупиться за три года, а учитывая конъюнктуру рынка, это должно было случиться еще быстрее. Нашей задачей было запустить бизнес и двигаться дальше, инвестируя заработанные и заемные средства в дальнейшее развитие. Приходилось доказывать финансовым учреждениям, что мы — амбициозная, динамично развивающаяся компания и нам можно доверять. Нам поверили, и это позволило претворить смелые планы в жизнь.

Учиться у подчиненных

Вам неоднократно приходилось оценивать перспективность предприятий перед покупкой. Какие критерии были главными?

В. Запорощук: Я всегда обращал внимание на дисциплину, царившую на предприятии. Мой трудовой путь начался с железной дороги, где правила написаны кровью. Там нам говорили, что дисциплина превыше всего. И я до сих пор считаю, что это главное правило. Когда начал работать в сельском хозяйстве, был шокирован отсутствием какого-либо порядка. Конечно, не на всех предприятиях был бардак. Многое зависело и оттого, насколько дисциплина была заложена в историю и традиции предприятия его руководителем. Знаете, порядок отражался даже на состоянии оборудования. Ведь все предприятия, которые мы оценивали, были созданы приблизительно в одно и то же время, но на одних оборудование могло работать еще много лет, а на других его уже следовало сдавать на металлолом. Сейчас я часто посещаю молочные заводы в Европе и хочу отметить, что там дисциплина идеальна.

Речь идет о супервайзерах?

В. Запорощук: Ни в коем случае. Выполнение правил не должно быть обусловлено количеством надсмотрщиков. Ведь тогда их придется тоже контролировать. Существуют новейшие технологии, которые позволяют вести необходимый контроль. Мы создаем полностью автоматизированное предприятие, где выполнение каждой конкретной задачи контролируется специальным программным обеспечением. Остается лишь обеспечить своевременную явку персонала на рабочие места.

Как научились управлять персоналом?

В. Запорощук: Прежде всего управленец должен разбираться в производственных процессах. Это позволит ему выделять главные задачи от второстепенных, выполнение которых можно делегировать другим специалистам. А вообще я согласен с героиней фильма  «Москва слезам не верит», которая говорила: главное научиться управлять тремя людьми — своими заместителями. Тогда количество сотрудников в подчинении уже не играет роли.

Легко общаетесь с людьми значительно старше и, возможно, опытнее вас?

В. Запорощук: Мне всегда были интересны люди, которые знали больше, чем я. Они были для меня, как непрочитанная книга. Я не оставлял такого человека ни на минуту, пока не узнавал все, что знает он. Можно ходить на курсы, читать книги, посещать лекции и семинары, а можно получить информацию у человека, с которым работаешь. У меня нет специального образования по молочному направлению, но думаю, что сейчас я дам фору любому молочнику. И все это благодаря знаниям, которые почерпнул у специалистов отрасли непосредственно в ходе работы.

Насколько экономическое образование необходимо управленцу?

В. Запорощук: Без него не обойтись. Именно поэтому я получил дополнительное образование по направлению «экономика управления предприятиями». Сегодня могу сказать, что управленец не может быть качественным руководителем, если не знает хотя бы азов экономики. Без этих знаний сложно что-либо планировать, прогнозировать. Даже сейчас можно увидеть предприятия с новейшим оборудованием, которые работают в убыток только потому, что их руководители не учли экономические риски. На своих заводах я четко просчитываю финансовые нагрузки. Это, в частности, помогло нам без особых потерь пережить кризис 2008 года, хотя к тому времени не удалось полностью выплатить все кредиты.

Планируете осваивать новые направления бизнеса?

В. Запорощук: Еще четыре года назад мы начали развивать сельскохозяйственное направление. Но не торопились с инвестициями, решили изучить отрасль, присмотреться. Выяснилось, что здесь тоже важна дисциплина: строгое соблюдение технологического процесса, четкость выполнения технических правил и норм. Но, главное, мы поняли: у сельского хозяйства есть перспектива. Сейчас у нас уже более 10 тыс. га обрабатываемой земли. В проекте также строительство двух новых молочных, животноводческих комплексов.


Комментарии:

  • строитель   13-04-2013 22:50 

    Запорощук-кидало, построил завод и не рассчитался с строителями, получает продукцию и не рассчитывается с поставщиками, сплошные судебные дела, а прикрывает его Кинах, короче, мудак…

  • Совесть   09-03-2014 16:35 

    Этот КИДАЛОВ платит зарплаты в конвертах и кидает всех увольняющихся сотрудников на суммы за 2 , 3 месяца. В обращении редкое хамло. Своим поведением уже достал всю Ичню…


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета