Управленец на все руки

Виктору Повнице нравится работать в ритейле, потому что в этой сфере происходят постоянные изменения и есть много возможностей для развития
большой-человек

Виктор Повница, генеральный директор ООО «ЭКО» (сеть магазинов «ЭКО-маркет»)
Родился 27 мая 1971 г. в Киеве.
В 1990 году окончил Киевский радиомеханический техникум, а в 1995 году — Киевский государственный технический институт строительства и архитектуры.
1994 г. — программист в НИИ строительных конструкций.
1995 г. — программист в коммерческой организации.
С 1997 года работал в ТС «ДЦ» с момента ее основания, прошел путь от менеджера оптовой торговли до директора по логистике и закупкам.
2003 г. — работа в компании «Баядера» в должности начальника отдела закупок.
С 2004 года работал в ООО «ЭКО» на позиции коммерческого директора.
С 2006 года — операционный директор в ООО «ЭКО».
С 15 января 2009 года является генеральным директором ООО «ЭКО». Имеет ряд государственных отличий. Женат, воспитывает сына.

Первый начальник Виктора Повницы заставил его поверить в то, что можно руководить любыми проектами, не имея специального образования. С того времени прошло более десяти лет, и г-н Повница постоянно проверял правильность этого утверждения на практике. Он руководил производством канцтоваров, отделом закупок в «ДЦ» (сейчас Watsons) и в «Баядере» («Алкогольные традиции»), а ныне занимает должность генерального директора ООО «ЭКО» (сети «ЭКО-маркет»).

Познать бизнес

Считаете ли вы, что добились успеха?
В. Повница: Вопрос с подвохом. Скажу — да, люди обвинят меня в нескромности, скажу нет — покривлю душой. Не так много людей в Украине могут похвастаться тем, что занимают должность генерального директора такой серьезной компании. Поэтому, наверное, да, я успешный человек.

Основной критерий успешности — высокая должность?
В. Повница: Нет. Я считаю успешными людей, которые своими знаниями, навыками и умениями смогли доказать владельцам бизнеса, что достойны руководить компаниями.

Где приобрели необходимые знания?
В. Повница: Я учился в Киевском радиомеханическом техникуме и Киевском государственном техническом институте строительства и архитектуры по специальности «программист». Но, когда я закончил, в 1995-м, получилось, что по специальности я проработал совсем мало. Это было время всеобщей коммерциализации, когда каждый второй был бизнесменом. Поэтому, даже попав на должность программиста в одну из коммерческих организаций, я довольно быстро переквалифицировался и стал управлять бизнес-проектами.

Разве программисты были менее востребованы?
В. Повница: Как говорила одна из моих преподавательниц: сейчас каждый бухгалтер, окончивший курсы, становится программистом. Таких «специалистов» было очень много. Основным критерием отбора программистов в вузах было наличие мозгов. Поэтому те, кто осваивал эту профессию, были способны заниматься и другими видами деятельности. Я умел думать и хотел делать что-то новое и интересное. Мне повезло, что уже в первой компании появилась возможность развиваться не только в качестве программиста, но и в роли управленца.

Чем начали руководить?
В. Повница: Компания, в которой я работал, носила очень пафосное название «Бюро компьютерного анализа рынка». На самом же деле это было маленькое ООО, занимавшееся всем, что могло принести прибыль. Первый мой проект как программиста — создание и продажа базы данных производителей услуг. Поскольку собственник компании жил в США и имел опыт ведения бизнеса, со временем он принял решение заниматься не только продажей, но и оказанием услуг, связанных с этой программой. По сути, мы стояли у истоков того, что сегодня называют Direct Mail. Немного позже собственник приобрел производство канцтоваров и назначил меня руководителем этого проекта.

Такая ответственная работа была поручена неопытному сотруднику?
В. Повница: Да. Я очень благодарен моему бывшему шефу — он заставил меня поверить в то, что необязательно иметь профильное образование или быть специалистом в конкретной сфере, чтобы разобраться в том, как работает то или иное предприятие. Для этого нужна здоровая логика и базовые знания. А опыт можно приобрести на практике, консультируясь с экспертами по конкретным вопросам или нанимая специалистов.
Обладая навыками управленца, можно руководить самыми разными проектами.

Сами руководствуетесь подобным принципом?
В. Повница: Однозначно. Его можно выразить фразой «нет ничего невозможного». Можно сделать все, что ты хочешь. Если не знаешь как — приглашаешь профи. Бизнес, связанный с ритейлом, подтверждает это утверждение на практике, позволяя людям раскрыть свои врожденные способности. В этой сфере не так много людей, имеющих профильное торговое образование.

Становление руководителя

Почему же оставили такое перспективное место работы?
В. Повница: Мне стало тесно. Компания была небольшая, и я чувствовал, что могу достичь более значимых результатов на новом месте. Увидев в газете объявление о наборе сотрудников в компанию «ДЦ», я пошел на собеседование. Меня приняли на должность оператора оптового магазина или, как говорят сейчас, менеджера по оптовым продажам. Тогда розничной сети еще не было. В свой первый рабочий день я стоял между двумя собственниками и мы занимались тем, что разгружали машину с порошком.

Я пришел в период бурного развития компании. Буквально через три месяца стал заниматься закупками. Когда компания выросла и был организован отдел закупок, я стал его начальником, а потом — коммерческим директором.

С какими сложностями столкнулись в этот период?
В. Повница: В первую очередь сказывался своего рода вакуум, дефицит знаний и опыта. По­этому многие очевидные вещи приходилось узнавать посредством собственных ошибок.

А серьезные ошибки совершали?
В. Повница: По своей натуре я очень осторожный человек. Фраза «семь раз отмерь, один отрежь» как раз обо мне. Потому без скромности скажу, что нет.

То есть вы просчитываете все наперед?
В. Повница: Да, насколько это возможно. Я всегда пытаюсь оценить последствия каких-то своих шагов и поступков. И стараюсь выбрать наиболее правильный и менее рискованный вариант.

Говорят, если слишком долго думать, как поступить, можно упустить возможность. Была ли такая ситуация?
В. Повница: Наверное, нельзя сказать, что такого не было. Но я очень быстро говорю и так же быстро думаю. Если упущенные возможности и были, то их немного.

«ДЦ» свернула оптовое направление, и вы стали коммерческим директором?
В. Повница: Нет, я стал им в то время, когда компания развивала и оптовые, и розничные продажи.

Очевидно, чтобы стать коммерческим директором, каких-то базовых знаний не достаточно. Как справлялись с этой проблемой?
В. Повница: Во-первых, я знал «кухню» этой сферы. Во-вторых, опять-таки, это было время активного развития бизнеса. В 1990-х все учились: кто-то медленнее, кто-то быстрее. По­этому получилось, что, не обладая специальными знаниями, я сделал хорошую карьеру. Но я люблю учиться, читать, общаться и это тоже помогает в немалой степени.

Как считаете, если бы сейчас оказались программистом в небольшой компании, смогли бы сделать такую же карьеру?
В. Повница: Однозначно сложно сказать. Я надеюсь, что да, но все-таки это было бы гораздо сложнее. Сейчас нет такого динамичного, бурного развития. Сегодня нельзя прийти в компанию и через три месяца возглавить закупки, а еще через полгода стать коммерческим директором. Если такое и возможно, то, скорее, как исключение из правил. В конце 1990-х, когда все очень быстро развивалось, это было нормальным явлением в стране.

Если на работу придет новый сотрудник и вы увидите в нем огромный потенциал, насколько быстро станете продвигать его по карьерной лестнице и на что будете обращать внимание?
В. Повница: На самом деле мы — очень демократичная компания. Поэтому, если я действительно увижу перспективного человека, то предоставлю возможность очень быстрого роста, дам определенные полномочия, чтобы сотрудник доказал, что он действительно этого заслуживает и я в нем не ошибся.

Были ли люди, в которых вы поверили, дали возможность расти, а они ушли в другую компанию, набравшись опыта?
В. Повница: И такие примеры были. Но это жизнь и к таким ситуациям я стал относиться философски.

Время перемен

«ДЦ» активно развивалась, все было замечательно, но вы ушли из компании. Почему?
В. Повница: Многие уже задавали мне этот вопрос. Скажем так, я упирался головой в потолок, на одной позиции был уже несколько лет. Я подчинялся непосредственно генеральному директору, выше были только учредители. И понимал, что дальнейшего продвижения у меня уже не будет. Но я чувствовал в себе силы, возможности и в какой-то момент понял, что пора сменить бизнес и род деятельности.

То есть основная причина перехода из одной компании в другую — отсутствие возможности дальнейшего роста?
В. Повница: Безусловно, очень важно развиваться. Когда не развиваешься, делая изо дня в день одно и то же, и понимаешь, что будешь делать это и завтра, начинаешь тупеть. По этому поводу хочу сделать небольшое лирическое отступление. После окончания техникума я немного поработал на заводе оператором-станковщиком. И в сознании осталось, что ты приходишь на работу и каждый день делаешь то же самое. У нас был план заготовок, и производство было рассчитано на полтора года вперед. Я понимал, что ближайшие полтора года буду делать одно и то же. Эта работа дала мне осознание того, что всегда нужно двигаться вперед…

Куда пошли после «ДЦ»?
В. Повница: Я начал работать в компании «Баядера» начальником отдела закупок киевского филиала. На этой должности пробыл полгода. Затем собственник компании предложил мне перейти в другой принадлежащий ему проект — «ЭКО-маркет» на должность коммерческого директора.

Почему согласились?
В. Повница: Мне показалось, что именно в этом проекте я смогу реализовать себя, применить опыт, полученный в предыдущие годы. Да и просто было интересно снова стать коммерческим директором.

Удалось воплотить задуманное?
В. Повница: Это остается на суд моих руководителей. Есть и объективные показатели: когда я начал руководить проектом, было всего семь магазинов, теперь их 88. Я полностью занимался этой компанией — начиная от закупок, заканчивая формированием сети.

Призрак стабильности

Насколько увлечены происходящим в «ЭКО»?
В. Повница: Здесь у меня постоянное внутреннее противоречие, я вовлечен во многие проекты компании, это особенность моего характера и стиля работы. Постоянно ловлю себя на мысли, что необходимо абстрагироваться и подняться выше, периодически это получается. Но я уверен, что очень важно находить некий баланс. Можно сидеть наверху и писать стратегии, не скажу, что это надоест со временем, но в какой-то момент ты поймешь, что подчиненные говорят с тобой на разных языках. Я стараюсь расставлять приоритеты так, чтобы наиболее важными проектами заниматься самому, а менее значимые — делегировать.

Что отличает вас от других руководителей?
В. Повница: Во-первых, я очень демократичен. Ко мне может зайти любой сотрудник со своими вопросами и идеями. Я понимаю, что, возможно, это моя слабая сторона, ведь общение с персоналом отнимает очень много времени. Зато я всегда в курсе событий. К тому же никогда не «ломаю» подчиненных, не стараюсь заставить их делать то, что им не интересно. Важнее и правильнее потратить время на то, чтобы переубедить человека, предоставить аргументы, в которые он поверит, а не насиловать его. Я не стою над подчиненными с палкой, контролируя каждый их шаг. Мне намного проще поставить задачу и определить точки, в которых я смогу отследить эффективность ее выполнения. Хотя бывают и такие сотрудники, с которыми этот номер не проходит. Я стараюсь не работать с людьми, нуждающимися в постоянной опеке, — перевожу их на другие участки, если не удается переубедить.

В чем разница между управлением небольшим и крупным коллективом?
В. Повница: Когда управляешь восьмитысячным коллективом, приходится учиться делегированию полномочий. Невозможно проконтролировать все происходящее. Поговорка «хочешь сделать хорошо — сделай сам» становится неактуальной. Мне пришлось себя ломать. Также нужно разбираться в людях. Когда подчиненных мало, ошибки устранить легко. Чем больше коллектив, тем больше ошибок, последствия которых растут в геометрической прогрессии.

Что может заставить уйти из «ЭКО-маркета»?
В. Повница: Не могу себе такого представить. Дело в том, что мне нравится созидать, создавать что-то свое. Знаете, мой первый шеф говорил, что есть люди № 1 и люди № 2. Первые — творцы, вторые — продолжатели. Даже в «Бюро…» я занимался созданием проектов, которые впоследствии развивали другие. Так что «ЭКО-маркет» — мое детище, которое оставлять совершенно не хочется.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета