Управлять собой

Райнье Шлатман, генеральный директор и председатель правления компании Philips в Украине, сумел найти работу, которая дает ему все необходимое для комфортного существования — испытания, динамику и развитие
большой человек

Райнье Шлатман не может представить свою жизнь без вызовов. Ему нравится преодолевать трудности и пробовать себя в новых качествах. Став специалистом в маркетинге, финансах и менеджменте, он не планирует  останавливаться. Генеральный директор Philips в Украине полагает, что нужно наслаждаться жизнью и строить ее таким образом, чтобы утром хотелось идти на работу, а вечером — возвращаться домой.

Багаж знаний

Что помогло вам сделать карьеру?
Р. Шлатман: Мне кажется, что основа будущего успеха закладывалась еще в детстве. Я вырос в Голландии, в большой семье, где было трое детей. Много занимался спортом — играл в футбол и хоккей на траве, теннис, ходил под парусом. Мне кажется, что спортивные занятия очень важны для подростков, ведь они учат быть частью команды, работать в коллективе. Не менее важно и то, что спорт учит добиваться поставленных целей и работать на результат. Эти навыки пригодились на старте моей карьеры, без них было бы намного труднее.

Часто дети в качестве примера для подражания выбирают своих родителей, и я не был исключением — мечтал стать врачом, как мой отец. Но, повзрослев, понял, что мне хотелось бы увидеть мир, путешествовать, вести более динамичную жизнь, чем у докторов или пожарных. Такую возможность предоставляла работа в крупных компаниях. Я поступил в бизнес-школу в Роттердаме и получил экономическое образование. Жизненный опыт, навыки и соответствующее образование позволили мне занять руководящую должность.

Учились только в Роттердаме?
Р. Шлатман: Нет. Я окончил Университет Эразмус в Роттердаме и Роттердамскую школу менеджмента, а также учился в Уортонской бизнес-школе, Университете штата Мичиган и Университете штата Индиана в США. Придерживаюсь мнения о том, что стоит использовать каждую возможность для получения новых знаний.

Одна школа не обеспечивает необходимого уровня образования?
Р. Шлатман: Каждая специализируется на какой-то определенной специальности. Я учил маркетинг, финансы и менеджмент, поэтому и выбрал несколько программ — одной было недостаточно. К тому же в университете ты получаешь теоретические знания, затем начинаешь применять их на практике и понимаешь, что реальная ситуация сильно отличается от того, что написано в учебнике. Работа с людьми, то, как ведет себя рынок, — все это можно изучить только в процессе работы. Интересно, что получив практический опыт, ты совершенно по-другому оцениваешь теоретические знания, можешь почерпнуть в них то, на что раньше просто не обращал внимания. Мне кажется, что обучение — это непрерывный цикл адаптации теории к практике и наоборот.

Планируете продолжать обучение?
Р. Шлатман: Конкретных планов пока не строю — в компании происходит много изменений. Так что у нас достаточно напряженный период, много работы. Но если возникнет необходимость и появится возможность, с удовольствием пойду учиться.

Накопить опыт

Райнье Шлатман, генеральный директор и председатель правления компании Philips в Украине

Родился 2 мая 1973 г. в городе Амстелвеене, Нидерланды.
Получил образование в нескольких бизнес-школах Нидерландов и США.
В 1998–2000 гг. работал стратегическим консультантом в компании Monitor.
В 2000–2001 гг. трудился в компании Venture Capital/M&A.
В 2004 г. присоединился к компании Philips в качестве менеджера по глобальным корпоративным финансам, отвечая за Азиатско-Тихоокеанский регион.
С 2006 г. работал директором по маркетингу подразделения «Товары для бритья и красоты», затем стал директором по маркетингу подразделения «Потребительские товары» в странах Скандинавии.
В 2007–2010 гг. занимал пост регионального менеджера по маркетингу компании Philips в Скандинавских и Балтийских странах, а также основал и возглавил Скандинавский совет по маркетингу.
С апреля 2010 г. был генеральным менеджером сектора «Потребительские товары» в Украине и Молдове.

С августа 2010 г. — генеральный директор и председатель правления компании Philips в Украине.
Женат.

Кем работали после окончания первой бизнес-школы?
Р. Шлатман: Был стратегическим консультантом в филиале американской консалтинговой компании Monitor. Мы советовали предпринимателям, как развивать бизнес, анализировали перспективность тех или иных направлений. В основном занимались разработкой долгосрочных стратегий. Несмотря на то что официально я был прикреплен к офису в Амстердаме, работал в других европейских странах. Делал несколько проектов для Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании. Надо признать, что это был довольно интересный период в моей жизни. Во-первых, общение с топ-менеджерами и владельцами крупных компаний на тему видения ими построения и развития своего бизнеса — отличный опыт. Во-вторых, работа за границей с людьми из разных стран дает возможность изучить культурные отличия, понять, чем разнятся способы ведения бизнеса. Мне эти знания помогают до сих пор. Ведь, в конце концов, бизнес — это люди.

Будучи стратегическим консультантом, я научился проводить анализ, основываясь только на фактах. На рынке всегда много мнений о том, что происходит и какие меры нужно предпринимать. Но делать на основе этого выводы нельзя. Нужно опираться на фактическую информацию. Если бизнесмен опытный, 85% его предположений относительно дальнейшего развития рынка абсолютно правильные. Но в остальных 15% может таиться ошибка. Задача стратегического консультанта ее не допустить. Ты знаешь и указываешь бизнесменам на спорные или неверные прогнозы.

Какой проект был самым интересным?
Р. Шлатман: Трудно сказать. Пока работаешь в этой сфере, делаешь так много всего, полностью погружаешься в конкретный кейс, общаешься со множеством людей. Вовлеченность в ситуацию не дает возможности выделить особые случаи. Каждый проект интересен по-своему.

Почему ушли из Monitor?
Р. Шлатман: Один из партнеров, с которым я работал, начал собственный бизнес, основав компанию Venture Capital/M&A. Он открыл офис в Бенилюксе и пригласил меня присоединиться к нему. Мне показалось интересным сосредоточиться на проектах для малого и среднего бизнеса, поэтому я принял его предложение. Тем более что инвестиции были новым направлением для меня. Как консультант ты смотришь на перспективные направления и потенциальное развитие бизнеса, а как инвестор — на ценность компании и то, сколько прибыли принесет внедрение тех или иных инноваций. В этой сфере я проработал около четырех лет, а затем перешел в Philips на должность менеджера по глобальным корпоративным финансам, ответственного за Азиатско-Тихоокеанский регион.

Труд в радость

Чем заинтересовала именно эта компания?
Р. Шлатман: Работа в Philips — признак успеха для многих голландцев, компания-мечта. Ведь она была основана нашим соотечественником более 120 лет назад и с тех пор продолжает развиваться, предоставляя сотрудникам массу возможностей, чтобы проявить себя. Помимо этого у меня были и причины личного характера: мой дед работал инженером в Philips, и мне была приятна мысль, что пойду по его стопам. Впоследствии я даже работал в тех же странах, что и он. Моя семья была рада такому назначению.

На вакансию наверняка претендовало множество соискателей. Как удалось их обойти?
Р. Шлатман: Мне кажется, что комбинация опыта стратегического консультирования и инвестиционных проектов была подходящей для должности менеджера по глобальным корпоративным финансам. Ведь нужно было уметь оценивать риски, угадывать динамику развития рынка и понимать, в какие направления вкладывать средства. Я умел это делать и мог стать полезным для компании. А для меня это была возможность позже перейти от финансов к маркетингу.

Устали от однообразия?
Р. Шлатман: Не совсем. Скорее, захотел попробовать что-то новое. Мне всегда нравилось работать с людьми, да и для дальнейшей карьеры управленца эти навыки пригодились бы.

Трудно было изучить новое направление?
Р. Шлатман: Когда начинаешь что-то с нуля, независимо от того, новое это направление или работа в незнакомой стране, тебе всегда непросто. Но я люблю вызовы, они меня мотивируют. Я получаю удовольствие от преодоления трудностей. Не могу представить, что буду заниматься рутинной работой много лет подряд.

Приходилось нанимать непрофессионалов?
Р. Шлатман: И неоднократно. Я считаю, что значительно более важны мотивация человека и его способность обучаться, нежели профильное образование. Конечно, наличие опыта дает соискателю дополнительное преимущество, но два вышеназванных фактора имеют не меньшее значение для меня. Мир меняется настолько быстро, что если человек сосредотачивается на каком-то одном занятии, вскоре осознает, что потерял связь со своим окружением.

Какие сложности встречались на вашем пути? Как их преодолели?
Р. Шлатман: Самым трудным периодом для меня был кризис 2008 года. Все изменилось буквально за пару дней. Пришлось подстраиваться под новые обстоятельства, учиться реагировать на события максимально быстро и принимать больше тактических решений. Мне пришлось реорганизовать работу компании. Это был отличный опыт. Ведь все привыкли к постоянному росту рынка и разучились быть гибкими. Кризис научил меня не терять хватку и не расслабляться.

Взгляд изнутри

Как научились управлять подчиненными, когда стали руководителем?
Р. Шлатман: Мне кажется, что если человек живет в большой семье, он с детства учится сотрудничать с другими, соблюдать их интересы и отстаивать свои. Университеты научили работать в интернациональном коллективе. Поэтому, когда я стал директором, а затем региональным менеджером по маркетингу, у меня было достаточно жизненного опыта, чтобы управлять командой. Главное — понимать нужды подчиненных, их мотивацию и уметь соотнести с нуждами компании. Это ключ к тому, чтобы стать хорошим менеджером.

Бываете строгим менеджером?
Р. Шлатман: Конечно. Когда нужно объяснять людям направление, в котором движется команда, и убедиться в том, что они его понимают, без строгости не обойтись. Мне приходилось принимать непопулярные решения. В период кризиса нужно было менять стратегию и урезать финансирование некоторых направлений. Многим это не нравилось, но интересы компании превыше всего.

В детстве примером для вас был отец. А сейчас?
Р. Шлатман: Я до сих пор восхищаюсь отцом. Он амбициозен, умеет наслаждаться жизнью. С профессиональной точки зрения, примером для меня является Антон Филипс — один из основателей нашей компании. Ему удалось создать успешный бизнес, который процветает даже через 120 лет после старта. Компания пережила войны и кризисы, но выстояла. Если мне удастся сделать хотя бы половину того, что получилось у него, я стану отличным профессионалом.

Планируете, как и Антон Филипс, открыть собственное дело?
Р. Шлатман: Я думал об этом. Мне кажется, что бизнес начинается с хорошей идеи. Пока мне такая не пришла в голову, поэтому я работаю в Philips. Мне хватает вызовов и испытаний. Но если ситуация изменится, не собираюсь упускать возможность испробовать себя в новом качестве.

Многие топ-менеджеры опасаются начинать бизнес, поскольку не привыкли обходиться без поддержки собственника…
Р. Шлатман: Я принимаю стратегические решения и отвечаю за работу компании в Украине. Не думаю, что это сильно отличается от того, чем занимается владелец. С этой точки зрения я полностью подготовлен. Разумеется, между управлением и владением есть разница, но для меня она не принципиальна. Я знаю как сделать бизнес успешным.

Почему на должность генерального директора Philips в Украине назначили именно вас?
Р. Шлатман: Во-первых, я очень хотел получить это место. Мне было интересно поработать на таком динамично развивающемся рынке как украинский. До этого трудился в европейских странах, где изменений намного меньше. Здесь же можно внедрять массу инноваций, быть настоящим предпринимателем. Я наслаждаюсь каждой минутой пребывания в Украине. Не проходит и дня, чтобы что-то не менялось. И это здорово! Столько вызовов, которые закаляют характер и дают новый опыт. Несмотря на то что в Украине мне нравится, я не считаю, что мое путешествие окончено. Если представится возможность, с удовольствием поеду в Южную Америку или Азию. Кто знает, куда приведет меня работа в Philips.

Какие изменения произошли в компании с вашим приездом в Украину?
Р. Шлатман: К моменту моего назначения в эту страну компания Philips переживала период снижения  доли рынка. Сегодня мы достигли отличных результатов, и я горжусь, что многое для этого сделал. Конечно, если бы не моя команда, сделать удалось бы не так много.

Как вы думаете, успех зависит в большей степени от исполнителей или от управленца?
Р. Шлатман: Считаю, что нужно рассматривать конкретные случаи. Но я сказал бы, что 70% зависит от коллектива, 30% — от менеджера.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета