Чинить — не строить

Кризис строительной отрасли практически не отра­зился на фирмах, занимающихся ремонтом в офисах.Но усилившаяся конкуренция и сокращение бюджетов заказчиков вынудили ремонтников изменить правила игры — снизить расценки и требовать предоплату
Untitled-9

Весной нынешнего года офис одной из столичных компаний раскрасили во все цвета радуги. Рабочие, ремонтирующие помещения, прислушивались к пожеланиям сотрудников и красили стены в нужный цвет. Обитатели кабинетов ходили счастливые — каждая комната теперь стала непохожа на другую. Но инициативу не оценил пришедший принимать работу генеральный директор заказчика. Обойдя все офисные помещения, он велел исполнителям немедленно все перекрасить в белый цвет, как того требуют корпоративные правила компании. Погрустневшим подчиненным было объявлено, что стоимость дополнительной работы будет вычтена из их зарплаты. Рабочие, скрывая улыбки, принялись за дело — время не ждет, впереди несколько новых заказов, ведь, несмотря на кризис, услуги по ремонту офисов остаются востребованными.

Путь к ремонту

Фирму «Столичная компания» инженер Виктор Терлецкий основал в 2005 г. с тремя приятелями — ремонтником, водителем и строителем. Все они были знакомы со строительным делом, поэтому профиль предприятия был выбран почти без колебаний — возведение небольших построек, коттеджей и частных домов. Тем более, знакомые обещали на первых порах подкинуть парочку заказов «для раскрутки». Однако, как это часто бывает, обещанные заказы оказались «сыром в мышеловке». Компаньоны набрали рабочих, вложили деньги в закупку инструментов, а клиенты все не появлялись.

«После стартапа наша команда на несколько месяцев оказалась не у дел, и мы даже подумывали свернуть проект. Для меня это стало важным уроком: хочешь работать — ни на кого не надейся, ищи клиента сам. Один из друзей, зная о нашем бедственном положении, предложил сделать ремонт в офисе страховой компании. Закончив работу, мы с удивлением заметили, что ремонт офисов в Киеве — полупустая ниша, где не хватает серьезных, солидных и ответственных игроков. Как только мы это поняли и принялись искать клиентов в данной сфере, нас просто засыпали заказами. Сначала это были небольшие офисы столичных предприятий средней руки, а потом дело дошло и до заказчиков, работающих под известными брендами», — делится воспоминаниями г-н Терлецкий.

Иным был путь частного предпринимателя Николая Хворостенко. В начале 1990-х по приглашению сес­тры он более года прожил в США, где работал маляром. Там его поразила прекрасная техническая оснащенность американских рабочих. Возвращаясь в 1997 г. на родину, предприниматель не забыл прихватить с собой  специальные малярские пистолеты и ножи, компактный, но мощный перфоратор и много других полезных вещей. Изначально Николай собирался делать ремонты только в частных квартирах, но все изменил случай. Знакомый американец, приехавший Киев, приобрел помещение под ресторан и, опасаясь постсоветского «качества», не хотел доверять ремонт малознакомым людям. Предприниматель взялся за работу, а потом принял решение плотнее сотрудничать с корпоративными клиентами.

«Сегодня 60% моих клиентов — юридические лица, 40% — частные заказчики. Моя специфика заключается в том, что практически все работы я выполняю один. Клиентов сразу предупреждаю, что заказ будет выполняться медленно. Ко мне приходят прежде всего те, кто ценит качество работы. Чаще всего заказывают ремонт офисов площадью от 30 до 200–250 кв. м. В случае большого объема работ не обойтись без помощи знакомых мастеров, с которыми я поддерживаю контакт. К примеру, доводилось руководить мастерами, ремонтируя офис юридической фирмы, который находился в трехэтажном доме», — рассказывает г-н Хворостенко. По его словам, на один заказ уходит от одного до трех месяцев работы.

Кризис во благо

Костяк «Столичной компании» составляют 15 человек, однако при объемных и масштабных заказах к работам привлекается до полусотни сотрудников. Почти 90% заказчиков  компании — корпоративные клиенты, лишь в исключительных случаях персонал берется за ремонт частных квартир (как правило, эту услугу заказывают топ-менеджеры фирм, оценившие качество ремонта своего офиса).

«Время от времени появляются заказы на ремонт кафе, баров и рес­торанов. Бывали случаи, когда мы обслуживали помещения площадью 500 и даже 900 кв. м. Изредка к нам обращаются и коммунальные службы. Например, недавно мы меняли стояки в одном из домов», — рассказывает Виктор Терлецкий. По его подсчетам, услуги по ремонту офисов в столице предоставляют около сотни легально действующих организаций. Среди них лидируют «Экоремсбуд», «Фасад Строй-Сервис», «Техно Арк», «Koмплексремонт». Количество же небольших фирм, состоящих из трех-пяти человек и занимающихся ремонтами в частных квартирах и маленьких офисах, превышает тысячу.

До осени прошлого года в нише офисных ремонтов правили бал компании, которые уже успели крепко встать на ноги. Экономический кризис нарушил эту благостную картину, и многие операторы, видя судьбу строительных фирм, начали готовиться к самому худшему. Как утверждает г-н Терлецкий, осенью–зимой 2008 г. количество заказов на ремонты офисов уменьшилось на 30–50%. Руководители предприятий, стараясь минимизировать расходы, стали либо вообще отказываться от ремонтных работ, либо возлагать эту заботу на плечи своих подчиненных. Выросла конкуренция за счет работников, оказавшихся не у дел после лопнувшего строительного пузыря. Чтобы успешно бороться с новыми конкурентами, представители «Столичной компании» снизили цены на 10–15%. Большинство игроков, несмотря на инфляцию, сохранили свои расценки на уровне лета 2008 г.

«Определенное увеличение заказов началось с весны нынешнего года, неплохая ситуация для нас сложилась и в начале октября. Тут кризис где-то даже играет нам на руку — компании разоряются, закрываются, из-за возросшей арендной платы переезжают с места на место. Все эти факторы дают нам больше работы», — отмечает г-н Терлецкий. По его мнению, услуга по ремонту офисов, по крайней мере в столице и других деловых центрах, будет востребована всегда. С коллегой не совсем согласен Николай Хворостенко. По его расчетам, в ближайшие полгода в бизнесе по ремонту офисов в Украине положительных тенденций наблюдаться не будет. Пережить данный период бизнесмен собирается за счет работы с частными заказчиками. «Если в 2006–2007 гг. у меня рабочее время было расписано на год вперед, то сейчас только на несколько месяцев. Если качественно выполнять работу, без заказов не останешься, да и конкуренты тебе не страшны», — делится опытом Николай.

В поисках клиента

По словам операторов рынка, одна из основных сложностей в бизнесе по ремонту офисов — поиск заказчиков. Г-н  Хворостенко, к примеру, занимается продвижением своих услуг с помощью специализированного сайта «Малярка от Коляна». Его коллега Владимир Щитов считает, что приемлемой альтернативы рекламе в интернете нет. «Ранее основной акцент я делал на рекламу своего бизнеса на страницах газет, журналов и на расклейке объявлений. Однако отметил низкую эффективность подобной стратегии. На несколько сотен расклеенных объявлений поступал от силы один звонок. Тогда я решил все силы бросить на создание своего сайта «ВоваМастер». Результат запуска портала сразу принес свои плоды — теперь мы получаем минимум 2–3 звонка в день от заинтересованных лиц», — объясняет свою позицию г-н Щитов.

По мнению специалистов, выс­казывавшихся на форуме сайта «Малярка от Коляна», основные проблемы лежат в плоскости взаимоотношений «клиент—исполнитель». Зачастую корпоративные заказчики ставят задачу, высказывают свои требования, но в дальнейшем мало интересуются самим проведением работ. В результате при приеме работ оказывается, что они «имели в виду совсем другое», говоря, например, о цвете стен или материалах. «Чтобы таких проблем не возникало, я придерживаюсь поэтапной системы оплаты заказа, когда деньги поступают после выполнения определенного вида работ. Таким образом, и я, и клиент страхуемся от всяких непредвиденных ситуаций. В случае разногласий заказчик всегда сможет на оставшиеся деньги нанять нового мастера, а я — получить причитающуюся за работу сумму», — рассказывает Николай Хворостенко.

По его словам, перед началом работ  целесообразно уточнить желания клиента, его видение будущего помещения, предпочтения по материалам и т.д. Причем сделать это можно и в письменной форме. Практика показывает, что после окончания работ корпоративный заказчик зачастую предъявляет различные претензии, разбирать которые малоприятно. Бывают и форс-мажорные случаи. «В этом году мы проводили капитальный ремонт офисного помещения и ресторана, которые арендовал наш заказчик. Проработав два месяца и выполнив 90% работы, узнали, что начались разногласия между нашим клиентом и его партнерами. Последние, ссылаясь на скачок курса доллара, требовали поднять арендную плату. Все закончилось тем, что раздосадованный бизнесмен расторгнул договор аренды и дал нам указание привести помещение в то состояние, в котором оно было до ремонта. Ломать — не строить, но нам было жаль уничтожать результаты своей двухмесячной напряженной работы. Страшно представить, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы у нас не было договора с клиентом. А так нам оплатили и двухмесячную работу, и проведение «погрома», —  вспоминает г-н Терлецкий.

Вперед за шпателем!

По мнению Виктора Терлецкого, войти в данную нишу в столице реально, имея около $10 тыс. Во столько обойдутся наем 5–6 квалифицированных рабочих, покупка инструмента, аренда помещения под офис-склад и минимальная реклама. Возможен, конечно, и экономвариант — координация и совместная деятельность нескольких мастеров со своим инструментом без офиса и расклейка объявлений на столбах. Однако корпоративные клиенты стараются сотрудничать прежде всего с юридическими лицами.

Рентабельность организаций, проводящих ремонты в офисных помещениях, разнится. Тут многое зависит от расположения объекта, используемых материалов, особых пожеланий клиента и так далее. Кто-то просит за 1 кв. м работы под потолком 40–50 грн, а кто-то — 160–200 грн.  В среднем ремонт офиса в столице обходится заказчику от 250 до 400 и более грн за квадратный метр (без материалов). Николай Хворостенко считает, что каждый профессиональный рабочий может приносить своей компании до $1 тыс. прибыли в месяц. Таким образом, доходность организации из 5–6 рабочих должна составлять около $4–5 тыс.  Владимир Щитов замечает, что подобные доходы были более характерны для периода весны 2008 г. Сейчас заказчики пытаются сэкономить, и один рабочий редко может принести месячную прибыль больше $500.

Несмотря на прекращение строительного бума, ремонтный бизнес по-прежнему востребован корпоративными клиентами. Однако начинать работу в данный момент проблематично, так как на рынке существует избыток предложений, в основном за счет оставшихся не у дел строительных коллективов, а многие работающие операторы для выживания применяют демпинг. Тем не менее к весне 2010 г. эксперты прогнозируют повышение спроса на аренду офисов и, соответственно, увеличение объема работ по ремонту помещений.

[опыт]
Владимир Щитов, частный предприниматель: «В нынешнее время одна из главных проблем в бизнесе по ремонту офисов — задолженности с оплатой. Пару лет назад я работал с корпоративными клиентами по такой схеме: предоплата максимум 20% (а иногда и без нее), пос­ле выполнения большей части работы — 50%, все остальное (30–50%) по завершению работ. С осени 2008 г. некоторые заказчики стали прибегать к такой тактике: уговаривают начать работы при минимальной предоплате, далее выплачивают половину суммы, а остальное оставляют себе, всячески придираясь к качеству, или попросту заявляют, что денег нет. Обжегшись несколько раз и получив малоприятный опыт «выбивания» заработанных денег, я перешел к следующей схеме: предоплата — 50%, после выполнения половины работ — 40% и 10% по окончанию ремонта».


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета