Доход с большой дороги

В кризис даже крупные торговые сети передают логистику на аутсорсинг. В условиях нехватки профессиональных операторов это создает неплохие условия для старта бизнеса по доставке и хранению товаров
36

Можно представить, как зарождался логистический бизнес несколько сотен лет назад. Один из земледельцев попросил соседа — владельца телеги — доставить на базар мешок зерна. Так сформировалась первая функция логистики — дос­тавка. Когда же крестьянину надоело держать товар у себя дома, он решил доверить владельцу телеги не только доставку, но и хранение продукции. Соответственно, появилась вторая функция — складская. В дальнейшем сосед земледельца начал совершенствовать свой бизнес: по пути на базар отправлял почтовых голубей с записками для земледельца (с сообщениями на манер «проехал мимо Кривой скалы, разбойников не было»), таким образом дополнив транспортную и складскую составляющие еще одной — информационной. С тех пор ключевой принцип логистики в торговле остается неизменным — предоставление собственникам продукции услуг по управлению запасами товаров, их транспортировке, комплектованию, хранению, складированию, таможенно-брокерскому оформлению и т.п.

Автократию в жертву экономии

Западную моду на логистический аутсорсинг принесли в Украину международные торговые компании в начале 2000-х годов. Представительство Coca-Cola, начиная свою деятельность на отечественном рынке, столкнулось со сложностью поиска надежного партнера для внутренних перевозок. «Тогда было принято решение о создании собственного транспортного парка, но спустя некоторое время от этой затратной идеи мы отказались, и доставка продукции была передана на аутсорсинг. Этот шаг позволил сразу снизить логистические издержки компании на 5%», — отмечает Павел Терентьев, менеджер по логистике компании «Кока-Кола Бевериджиз Украина». А вот в «МакДональдз Украина» изначально не стремились создавать собственную логистику в нашей стране и поручили ее внешним специализированным провайдерам. Андрей Мугуев, руководитель отдела закупок этой компании, утверждает, что при таких условиях общие расходы сократились на 20%.

Тем не менее, невзирая на удачный опыт своих зарубежных коллег, украинские торговые предприятия не спешат передавать логистику на аутсорсинг. В Украине не более 7% торговых предприятий передали заботы о транспортировке продукции сторонним фирмам, в то время как в ЕС таких компаний около 50%, а в США — до 80% от общего числа. Причина такой колоссальной разницы, по мнению Марии Григорак, президента общес­твенной организации «Украинская Логистическая Ассоциация», кроется в первую очередь в опасении руководства торговых предприятий потерять контроль над частью бизнес-процессов и допустить посторонних к конфиденциальным данным. Также сказывается отсутствие на рынке дос­таточного числа авторитетных логистических компаний, несовершенство инфраструктуры в Украине (прежде всего, нехватка профессиональных хранилищ, к примеру, 90% складских помещений, так называемые сухие склады, еще советской постройки, не позволяющие хранить замороженные, фармацевтические и прочие «проблемные» товары) и дефицит информации о преимуществах аутсорсинга для торговых предприятий. «А выгода от привлечения сторонних фирм для транспортировки и хранения грузов очевидна, — утверждает Мария Григорак. — Во-первых, мобильность при переходе с регионального на национальный уровень покрытия товаром. Во-вторых, возможность сконцентрировать менеджмент на выполнении ключевых функций и не распылять усилия. Стоит учитывать и банальную экономию ресурсов, которые иначе были бы потрачены на наем дополнительного персонала, закупку автомобилей и оборудование складов». По ее словам, передача транспортировки на аутсорсинг в конечном счете позволит значительно снизить розничную стоимость любых продаваемых товаров. При самостоятельной логистике лишь одна доставка готовой продукции (в зависимости от веса и конфигурации) обходится от 5 до 35% ее розничной цены. Если же охватывать всю цепочку (с задержками продукции на промежуточных складах и перегрузкой с одного вида транспорта на другой), то затраты в отдельных случаях могут дос­тигать 70%.

Андрей Хлус, управляющий партнер консалтинговой компании Logistics Field Audit добавляет, что логистическая служба в составе торгового предприятия играет роль сво­еобразного локального монополиста, часто выставляющего на свои услуги цены выше среднерыночных. А в случае порчи, потери или кражи товаров максимальным наказанием будет лишь увольнение безответственных сотрудников, причем все убытки ложатся на компанию. «Иное дело — аутсорсинг и привлечение специализированных компаний, когда есть контракт, где обусловлено, в течение какого времени какой груз должен в целости и сохранности быть доставлен. Даже несмотря на форс-мажоры. За просрочку, порчу, утерю предусмотрены штрафные санкции», — подчеркивает эксперт.

Добровольно-принудительно

К передаче сторонним фирмам транспортировки и хранения продукции торговые сети подтолкнул начавшийся кризис. «До 2008 года многие ритейлеры строили собственные логистические комплексы, создавая внутреннего провайдера, и затраты на доставку составляли 6–7% от стоимости товара. Они работали с высокой рентабельностью, поэтому удешевление логистики за счет аутсорсинга не было жизненно необходимым, — рассказывает г-н Хлус. — Сейчас все изменилось, думать о сверхприбыли не актуально, главное — сокращать издержки. Топ-менеджмент многих сетей фокусируется исключительно на своем прямом бизнесе, срочно оптимизирует логистические затраты и все больше склоняется к передаче этой функции профессиональным подрядчикам». По крайней мере, это уже успели сделать торговые сети «Караван», «Фоззи Групп», «Пакко», «МЕТРО» и др.

Леонид Гирченко, директор по логистике «Фоззи Групп», отмечает, что аутсорсинг освободил их от необходимости беспокоиться о покупке или аренде складских помещений, которые в своем большинстве не отвечают основным параметрам: удобные подъездные авто и ж/д пути, площадки отстоя большегрузного транспорта, возможность спецхранения отдельных групп товаров. «С помощью профессионального провайдера мы получили синхронизированную, скоординированную и своевременную доставку товаров. Думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Наш главный и наиболее прибыльный бизнес — торговля. Другие направления, в том числе и логистику, поручаем специалистам, которые могут гарантировать качество услуг и предложить приемлемые условия. Любая компания по мере своего рос­та приходит к пониманию того, что быть компетентной во всех областях невозможно», — полагает Михал Яниковски, директор «МЕТРО Групп Логистика Украина». Некоторые сетевики вообще выделяют свои логистические подразделения в отдельные структуры и выходят с ними на рынок в качестве оператора услуг: так, в частности, планируют весной-летом 2010 года поступить сети магазинов обуви «Интертоп» и магазинов ИТ-электроники Protoria.

Малые причины

Характерно, что ряд средних и малых торговых предприятий практиковал обращение к услугам логистов еще задолго до кризиса. Руководители этих фирм передали в управление погрузочно-разгрузочные работы, дос­тавку товаров на распределительные региональные склады и в торговые точки, полную обработку грузов (маркировку, переупаковку, расфасовку,  брокерское  и таможенное  оформление, экспедирование и хранение). Каждый из них руководствовался индивидуальными потребностями. К примеру, Владимир Макаренко, владелец компании «Автошуз» (торговля автомобильными шинами), и Сергей Здоровец, менеджер фирмы «Степ» (торговля электрообогревателями и кондиционерами), объясняют, что специфика их бизнеса — продажа сезонных товаров. Нерегулярная загрузка делает невыгодным содержание собственного транспортного парка и приводит к сотрудничеству с логистическими компаниями. «К аутсорсингу нас подтолкнула не сезонность, а специфика продукции, которую реализовываем. Это крупногабаритные и громоздкие музыкальные инструменты, для перевозки которых нужно достаточно много машин», — замечает Николай Боклан, экспедитор компании «Джаз-клуб».

Другие мотивы были у предприятия «ДП ОВК Киев» (торговля упаковкой), которое обратилось к профессиональным логистам из-за неспособности своими силами  справляться со стремительно возросшими объемами продаж. «Склад стал настоящим тормозом на пути общего развития, — рассказывает Павел Лысенко, директор по продажам компании. — Прогрессивные методы деятельности, ориентация на результат не сов­падали с привычными стандартами работы наших складских работников, имевших свое представление о режиме рабочего дня. С передачей функций доставки и хранения продукции сторонней организации на складах по­явился компетентный персонал, и товар там не задерживается».
Впрочем, на 100% довериться логистическим провайдерам в Укра­ине рискуют не все, некоторые предпочитают комбинированную схему кооперации. Олег Москаленко, операционный директор компании «Валми Автомотив» (продажа автозапчастей), утверждает, что у них соотношение между самостоятельным и аутсорсинговым складированием и транспортировкой грузов составляет приблизительно 50/50. Есть определенная группа продукции, перевозку и хранение которой, по его мнению, лучше владельца никто не обеспечит.

Конвоиры для товаров

Любопытно, что кризис стимулировал логистические компании снижать цены и внедрять новые услуги. К примеру, компания «Українські Вантажні Кур’єри» (УВК) в начале 2010 года стала предлагать услуги аренды склада по цене от 30 грн/кв. м в месяц, фрахт складской техники и стеллажной системы и возможность организации офиса на территории логистического комплекса. Причем стоимость услуг УВК снизилась на 5–30%. «Нашими постоянными клиентами являются свыше 350 компаний, среди них много торговых предприятий. Самые известные — розничные сети «Караван», «Фоззи Групп» и «Пакко». Перед всеми клиентами мы несем материальную ответственность, закрепленную в долгосрочном контракте. Накануне его заключения проводим изучение системы логистических затрат каждого предприятия-клиента и переговоры с ним сводятся к сухим фактам: сейчас вы расходуете столько-то, а при работе с нами будете расходовать меньше», — уверяет Олег Каленский, директор по стратегическому маркетингу УВК. В планах компании дальнейшее развитие бизнеса, в частности, строительство логистического комплекса площадью 150 тыс. кв. м возле с. Димитрово, Броварского района, Киевской области. Стоимость проекта, по оценке Олега Каленского, будет составлять $750–800 на один кв. м, то есть $112,5–120 млн, и для его реализации длительное время велись переговоры с инвесторами из России, Германии, Голландии, Бельгии, Великобритании и Австрии. Известно, что финальное соглашение  планировалось подписать по окончании президентской предвыборной кампании.

Большие капиталовложения в развитие своего бизнеса осуществляет еще один лидер логистического рынка — компания «Рабен Украина». В частности, EUR4–5 млн инвестировано для открытия в I–III кварталах текущего года фреш кросс-дока и склада для хранения скоропортящихся продуктов площадью 4 тыс. кв. м в пгт Большая Дымерка, Киевской области. «У нас еще много грандиозных проектов на рынке логистики Украины, но мешают барьеры в виде таможенных конфликтов, политической нестабильности, законодательной непрогнозируемости, коррупции и бюрократии при регистрации земельных участков, нарушения прав интеллектуальной собственности, дефицита квалифицированных  кадров и нехватки надежных стро­ительных подрядчиков», — сокрушается Анджей Козловски, директор «Рабен Украина». Среди постоянных клиентов его фирмы — METRO, «O’КЕЙ», Billa, «Фуршет», «Эпицентр», «Эко», «Новая Линия», «Будмакс».

Ветер с Запада

В странах Западной Европы кризис привел к замораживанию проектов у приблизительно 30–40% логистических компаний. Анджей Козловски прогнозирует, что в 2010–2015 годах многие из них будут осваивать незаполненные рынки Восточной Европы, в том числе и Украины. «Несмотря на множество негативных факторов, иностранный логистический бизнес заинтересован в экспансии на украинский рынок из-за относительно быстрой окупаемости стартовых инвестиций и невысокого уровня конкуренции. Другими словами, привлекает большой риск, который сулит большие доходы», — констатирует Анджей. Поэтому предприимчивым бизнесменам, желающим занять пока еще свободную нишу и основать собственную логистическую компанию, стоит поторопиться. При этом Олег Каленский называет сумму стартовых инвестиций в $5–6 млн при расчетном сроке окупаемости приблизительно в пять лет.

[к сведению]
Схемы аутсорсинговых логистических услуг по уровню комплексности и глубине интеграции

2PL — одна или несколько компаний-провайдеров выполняют для заказчика базовые логистические услуги: транспортировка и складское хранение;
3PL — компания-провайдер не только транспортирует и хранит грузы заказчика, но и занимается их маркировкой, выполняет все экспедиционные функции, а также руководит субподрядчиками, нанятыми для осуществления второстепенных заданий;
4PL — компания-провайдер обеспечивает полностью весь логистический цикл:
транспортировку сырья, материалов, готовой продукции к конечным точкам их потребления;
складирование материалопотока на собственных или наемных складах;
разработку, внедрение и контроль оптимальных моделей управления уровнем запасов;
таможенное оформление и страхование грузов;
информационное обеспечение логистического процесса;
организацию загрузочно-разгрузочных работ;
маршрутизацию дистрибуционной системы;
документально-договорное обеспечение системы доставки;
флит-менеджмент автохозяйства заказчика.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета