Гостиный двор

Сотрудничество с отелями — предоставление клининговых услуг, стирка и химчистка, поставка продуктов питания и прокат автомобилей — шанс для небольших компаний пережить кризисное время
32

Один из летних рабочих дней начался для Романа Данова, менеджера по аренде автомобилей компании AROCARS, как обычно. Ему позвонили из киевского отеля, где постояльцу срочно потребовалось авто. Доставив клиенту машину и подписав все необходимые документы, Роман хотел было откланяться, но заказчик, смущаясь, попросил помочь разыскать девушку, ради которой он и прибыл на берега Днепра. Оказывается, он решил сделать сюрприз, но знает только адрес дома. Понимая сложность прямых поисков, господин Данов решил пойти другим путем: узнав название фирмы, где работала киевская красавица, выяснил номер ее мобильного телефона. Далее звонок — и представитель «службы доставки цветов» вскоре стоял под дверями приятно удивленной девушки…

Затраченное на подобные услуги время возвращается сторицей. Например, та же компания AROCARS от сотрудничества с киевскими отелями и гостиницами получает 20% доходов. Ставку на обслуживание подобных объектов сделал и целый ряд других фирм малого и среднего бизнеса. Уборка, стирка, доставка продуктов питания и всевозможных мелочей — вот далеко не полный перечень услуг, которые приносят стабильный доход даже в нынешнее непростое время.

Отельные прилипалы

По словам Александра Винарского, директора гостиницы «Адрия» (г. Киев), для успешного функционирования отеля необходимо множество всяческих товаров и услуг. При этом их отсутствия никто терпеть не будет. Из-за некачественных продуктов в баре или ресторане можно навсегда потерять клиента, равно как и из-за задержки с предоставлением чистого белья. Поэтому обычный отель просто обречен на сотрудничество с фирмами, которые помогут ему обеспечивать нормальную работу.

«Лично я не отдавал бы на аутсорсинг основной ресторан и банкетные залы. С другой стороны, существуют гостиницы, которые передают департамент еды и напитков на откуп какому-нибудь известному бренду, компании или знаменитому шеф-повару. Сейчас мы сотрудничаем с фирмами, предоставляющими нам услуги прачечной, ночного клининга, уборки прилегающих территорий, транспортную и (время от времени) техническую поддержку», — рассказывает управляющий директор отелей «Опера» (Киев) и «Донбасс Палас» (Донецк) Бернард Микаллеф.

Менеджмент большинства киевских гостиниц ориентируется в первую очередь на цену предлагаемых услуг, не обращая внимания на качество

«При выборе партнера для отельного бизнеса главное — правильно оценить возможности кандидата и качество предлагаемых им услуг. Кроме того, важны оперативность работы, опыт руководителей, а также готовность к любым нестандартным ситуациям, на которые так богат этот вид предпринимательства. Если потенциального партнера я считаю подходящим, устанавливаю ему месячный испытательный срок. При возникновении хоть малейших задержек или проблем мы немедленно расстаемся, ведь не партнер, а наш менеджер будет объяснять клиенту, почему, к примеру, у него в номере нет туалетной бумаги. Недавно у нас были трудности с поставками алкоголя в емкости 0,3 л (она привычна для европейских баров). Нашли отечественного партнера, который предложил товар по приемлемой цене, но далее у него возникли проблемы с оформлением документации. Подумав, мы решили не сотрудничать с этими людьми — цена ценой, но если сложности начинаются еще на стадии заключения договора, то что будет дальше?», — делится опытом г-н Винарский.

Бернард Микаллеф при подборе партнеров отдает предпочтение опыту и достижениям компаний в той или иной области. Важными являются репутация и рекомендации от гостиниц высшего уровня. По словам эксперта, в некоторых случаях отели, которыми он управляет, прибегают к выбору партнера на тендерной основе. Это связано с тем, что на рынке не много фирм, отвечающих требованиям заказчика, и иногда выбор бывает крайне ограничен.

Прачка для гостиниц

Стирка белья, скатертей и штор является одним из наиболее важных факторов в обеспечении нормального функционирования отеля. Каким непритязательным ни был бы постоялец, на грязных простынях он спать не будет. В связи с этим логично предположить, что практически любая гостиница должна иметь собственную прачечную. Тем не менее из-за высоких арендных ставок и коммунальных тарифов большинству отелей гораздо выгоднее переоборудовать помещение в тренажерный зал или паркинг, а стирку белья и химчистку отдать на аутсорсинг.

[план действий]
Гостиничные перспективы

Всего, по данным Госкомстата Украины, в стране функционирует 1269 предприятий гостиничного типа (53 тыс. номеров) и 3160 санаторно-курортных учреждений. Кроме того, услуги по размещению в мини-отелях оказывают более 2,1 тыс. частных лиц-СПД. В столице на середину 2009 г., по данным компании Socmart, функционировало 125 гостиниц различного уровня. При этом, дабы удовлетворить требования УЕФА, к 2012 г. Киев должен успеть ввести в эксплуатацию еще 18 тыс. номеров в 18 пятизвездочных, 33 четырехзвездочных и 32 трехзвездочных отелях. Сейчас, по оценкам Socmart, в стадии начального строительства и проектирования в столице находится около 70 отелей, на 20 стройплощадках уже ведутся работы.

«К сожалению, менеджмент большинства киевских гостиниц ориентируется в первую очередь на цену предлагаемых услуг, не обращая внимания на качество. Если я гарантирую чистоту и свежесть 1 кг белья за 4,5–5 грн, то, скорее всего, управляющий отеля предпочтет белье с пятнами, но по цене 4 грн за 1 кг», — утверждает Айвар Ковальков, совладелец и директор прачечной «Доктор Редгер Сервис Менеджмент». Его прачечная обслуживает три гостиницы Киева, обрабатывая 30 тонн белья в месяц. Рентабельность бизнеса составляет около 10%. По словам предпринимателя, только в Киеве с отелями сотрудничают около десятка прачечных.

В то же время принцип работы некоторой части операторов рынка таков: оказывая услугу, они всячески экономят на моющих средствах и за счет этого снижают цену. А чтобы менеджмент не обращал особого внимания на конечный продукт, договариваются с ним путем преподнесения презентов. Как правило, все срабатывает. Хотя иногда и случаются анекдотические ситуации. «Пару месяцев назад мы сотрудничали с небольшим отелем, где новый руководитель при вступлении в должность заявил о полной смене всех партнеров и поставщиков. Был расторгнут контракт и с нами. Однако вскоре позвонил представитель этого отеля и попросил перестирать белье за новых партнеров. Оказалось, что «друзья» управляющего прислали нечто желтого цвета. Естественно, мы не отказались, тем более что перестирка белья стоит дороже обычной процедуры. Самое смешное, что вскоре с аналогичной просьбой к нам обратились еще и еще раз. Все свидетельствовало только об одном: менеджеру абсолютно наплевать на успех отеля и деньги собственников. Мне только непонятно, каким образом он списывал «двойную» стирку и как долго это будет продолжаться», — приводит пример Айвар Ковальков.

Развитие прачечного бизнеса в Киеве предприниматель связывает с проведением Евро-2012. Если будет построено не менее 40 новых гостиничных комплексов, то имеет смысл расширять бизнес (в связи с этим г-н Ковальков планирует увеличить мощности своей прачечной и обрабатывать более 100 тонн белья в месяц). Сейчас можно начать данный вид бизнеса, имея EUR10 тыс. — именно столько стоит качественная профессиональная стиральная машина, хотя эксперт считает, что с суммой менее EUR100 тыс. заходить на столичный рынок неразумно.

Генеральная чистка

Финансово-экономические неурядицы серьезно сократили количество мелких и средних клининговых компаний в Украине. Фирмы, оставшиеся на плаву, всеми силами пытаются удержать больших корпоративных клиентов, в том числе и отели. «Большинство столичных гостиниц внутреннюю уборку номеров осуществляют своими силами. Однако, чтобы помыть окна с большим метражом, провести генеральную уборку, почистить мебель, отодрать жвачки, пользуются услугами клининговой компании. Наша организация сотрудничает с тремя киевскими отелями, которым мы делали генеральную уборку раз в месяц или раз в неделю, следим за исправностью сантехники, поддерживаем внешний вид фасадов. Эти клиенты особенно ценны для нас, так как приносят изрядную часть доходов. Соответственно, стараемся быть с ними максимально лояльными в вопросах снижения цены, скидок, отсрочек и т.п.», — рассказывает Ирина Кладько, менеджер компании Shaden group. По ее словам, рентабельность подобного бизнеса в докризисное время составляла 10%, сейчас — чуть более 5%. Один из основных «козырей» компании — прямые контакты с поставщиками чистящих средств. Это позволяет фирме не повышать цены для корпоративных клиентов.

В докризисный период поставщики овощей и фруктов для киевских гостиниц работали с рентабельностью 40–50%, сейчас она упала до 10%

Как утверждает Ирина, работать с отелем реально только солидным, уже крепко стоящим на ногах клининговым компаниям. Причин тому несколько. Прежде всего гостиницы стараются не заключать договора с новичками, а делают ставку на проверенных партнеров, имеющих безупречную репутацию. Кроме того, специфика уборки в отеле требует работы с различными видами поверхности — стеклом, мрамором, плиткой и мебелью из разных видов древесины. Все они нуждаются в особых чистящих средствах. Зачастую фирмы с небольшим бюджетом просто не в состоянии иметь для этой работы все необходимые компоненты.

По Киеву на «Бентли»

Еще одно направление сотрудничества небольших компаний с ведущими отелями — предоставление постояльцам автомобилей в аренду. «У нас заключены договора с «Премьер Паласом», «Крещатиком», «Славутичем», «Днепром», «Туристом» и рядом других гостиниц столицы. Схема сотрудничества очень проста: они направляют нам клиентов, мы им — 10–15% от выручки. В принципе, некоторые крупные отели заводят свой автопарк для обслуживания постояльцев, но вопрос в том, насколько это рационально. Например, состоятельный клиент пожелает покататься по Киеву на «Бентли», который стоит более EUR300 тыс. Если приобретать такой автомобиль, то когда окупятся вложения? Ведь подобного рода услуга востребована не каждый день», — размышляет директор по развитию бизнеса компании AROCARS Юлия Волощук. По ее информации, в докризисное время рентабельность бизнеса составляла 20%, сейчас — около 9%. В зимний период доходы фирмы были практически нулевыми, к лету количество заказов постепенно вернулось к норме (после того как компания снизила тарифы на 20%).

Официально в Киеве работает около десятка предприятий по аренде авто, из которых только три имеют крупный автопарк. Остальные оперируют несколькими машинами. Тем не менее с гостиницами могут сотрудничать и небольшие компании. «Благодаря знакомствам я распространяю среди отельных работников визитки. Если клиент гостиницы нуждается в автомобиле, ему дадут наши координаты, а человек, который это сделал, получит вознаграждение. Такая тактика приносит хоть и небольшой, но стабильный доход», — отмечает предприниматель Сергей Набоков, который вместе со своими друзьями организовал небольшую фирму по прокату 10 автомобилей экономкласса.

Фрукты на стол

«Около года-полутора назад я наблюдал за деятельностью своего знакомого, который решил подзаработать на доставке продуктов в киевские гостиницы. Его схема была максимально простой: он закупал товар на рынках и продавал их столичным отелям среднего уровня. Рентабельность работы бизнесмена составляла 30%. Правда, осенью 2008 г. он был вытеснен более прыткими коллегами. В докризисный период поставщики овощей и фруктов в киевские гостиницы работали с рентабельностью 40–50%, сейчас она упала до 10%», — заявляет Кирилл Биеник, управляющий одной из фирм по доставке продуктов в отели и рестораны Киева. По его словам, для подобного рода деятельности нужны контакты с поставщиками качественных продуктов, хорошо развитая логистика, красивая форма для сотрудников и вежливость грузчиков. «Главная проблема при заключении контрактов с отелями и гостиницами — коррумпированность менеджмента. До 2008 г. это явление так же имело место, но нельзя сказать, что собственники не боролись с ним. В этом году все изменилось. Люди боятся потерять работу, но они настолько сильно озлоблены сокращением зарплат и неопределенностью, что приходить в отель без предложения отката сейчас просто нереально. Это практически повсеместная практика — за подписание контракта требуют откат 5% или $15 тыс. наличными», — говорит о наболевшем г-н Биеник.

Дальнейшее развитие партнерского бизнеса в столице и по всей стране напрямую зависит от успешности возведения новых гостиничных комплексов. В случае хотя бы частичного выполнения Украиной требований УЕФА, на рынке образуется привлекательная ниша, куда смогут устремиться как старожилы, так и новички.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета