Курортные мотивы

Заместитель мэра Ялты Александр Чирков о возможностях и проблемах сотрудничества властей курорта с представителями малого и среднего бизнеса
30

Сложившийся еще в царские времена имидж Ялты как одного из лучших в Российской империи мест для отдыха сохранился и поныне. Город и прилегающие поселки можно без преувеличения называть Меккой для отдыхающих. В летние месяцы курорт увеличивает свое население (около 140 тыс. чел.) в несколько раз — за сезон Большую Ялту посещают около миллиона туристов. Соответственно, период отпусков отнюдь не становится таковым для приморских бизнесменов — именно за три летних месяца они получают львиную долю годового дохода.

Власти города-курорта понимают сложности, постигшие бизнесменов в связи с экономической нестабильностью, и готовы пойти им навстречу. О  мерах, направленных на поддержание малого и среднего бизнеса, рассказывает Александр Чирков, заместитель мэра Ялты по вопросам курортов, туризма и торговли.

Вектор развития

В каких отраслях возможно сотрудничество городских властей и представителей малого и среднего бизнеса?
Направлений немало. К примеру, мы приветствуем открытие новых торговых точек по продаже сувенирной и художественной продукции с символикой города. Другой пример — в городе катастрофически не хватает парковок, поэтому бизнесмены, решившие заняться обустройством автостоянок, могут рассчитывать на поддержку властей.
Еще одно направление сотрудничества — озеленение города. КП «Зеленстрой» средства долевого участия инвесторов направляет на эти цели. Мы готовы сотрудничать с компаниями, занимающимися реставрационными и ремонтными работами — ремонт домов, подъездов и крыш, восстановление фасадов.
Кроме вышеперечисленного, во­стребованы работы по ремонту автомобильных дорог, состояние которых не идеально. Конечно, основную часть работ выполняет коммунальное предприятие «Ялтаавтодор», однако по мере необходимости оно привлекает субподрядчиков, как правило, частные компании.
Еще одна возможность — мы сотрудничаем с фирмами, занимающимися популяризацией Ялты как курортного центра среди украинцев и жителей ближнего и дальнего зарубежья.

Если «варяг» предложит уникальный товар или услугу, то шансы выиграть тендер на размещение ларька или аттракциона у него будут довольно высокие

Как реализуется программа развития туристической инфраструктуры Ялты?
Подготовка к курортному сезону начинается уже в январе-феврале. Тогда на исполкоме мы принимаем ряд решений, которые обеспечат прием гостей. Все наши базы, а их на территории Большой Ялты 144, также проводят собственные мероприятия, и перед началом сезона мэрия подписывает паспорта готовности объектов к приему визитеров. Причем учитывается также готовность пляжей и причалов.
Что касается частных пансионатов и мини-гостиниц, то в последнее время нам удалось привлечь их к сотрудничеству. Во всяком случае, из года в год растет число частных баз размещения, которые легально зарегистрированы в качестве мини-отелей и платят соответствующие налоги.
Дислокация торговых объектов утверждается один раз на весь срок полномочий горсовета и пересматриваться может только на сессии совета при наличии веских оснований.

Бог в помощь

Как в период экономических трудностей мэрия помогает ялтинским предпринимателям?
Я уже говорил, что мы принимаем дислокацию торговых точек на все время действия полномочий горсовета. Но при необходимости в курортный сезон разрешаем размещение дополнительных лотков и палаток. Однако относимся к этому осторожно, иначе весь центр города займет выносная торговля. Мы же считаем, что количество точек выносной торговли нужно постепенно сокращать, поэтому поддерживаем создание стационарных магазинов в капитальных строениях.
Несколько лет назад после реконструкции набережной мы провели реорганизацию точек выносной торговли для большего удобства отдыхающих. На самой набережной остались точки с мороженым и безалкогольными напитками, выдержанные в едином стиле, продажа экскурсионных услуг и билетов в театры, частично – продажа солнцезащитных очков. Товары курортного спроса объединили в один торговый ряд и вынесли за пределы набережной, но предоставили одну из центральных улиц города. Сейчас есть проект, как решить таким же образом вопрос торговли овощами и фруктами, то есть объединив их в единый торговый ряд.

Существуют ли более конкретные программы поддержки бизнесменов? Например, предоставление льготных ссуд и займов, компенсация ставок по кредитам?
Такие программы есть. Но в этом году, боюсь, они остануться на бумаге. Бюджет Ялты не такой большой, чтобы мы могли самостоятельно предоставлять адресную помощь предпринимателям. Изрядная часть налогов и сборов оседает не в местной казне, а отправляется в бюджеты Автономной республики Крым и государства. Кстати, именно этот фактор в значительной мере осложняет развитие нашего города.

Насколько упрощена процедура открытия бизнеса и новых торговых точек? Влияет ли мэрия на представителей разрешительных органов — санэпидемстанции и пожарной охраны, которые ранее регулярно осложняли жизнь бизнесменам?
И СЭС, и МЧС — структуры с вертикальным подчинением. То есть ялтинские отделения этих служб подчиняются не городским властям, а собственным вышестоящим инстанциям — управлениям по АРК. Поэтому непосредственно на их работу влиять мы не можем, у них есть свое начальство. Впрочем, мы часто контактируем, обсуждаем актуальные проблемы и сообща пытаемся их решить. Как показывает практика, всегда можно найти компромисс, который устроит обе стороны. Со своей стороны мы упростили процедуру получения разрешения на торговлю.

То есть у мэрии фактически нет никаких рычагов влияния на разрешительные и контролирующие органы… А на предпринимателей есть возможность воздействовать?
Скорее опосредованно, через те самые разрешительные и контролирующие органы. Как правило, именно к их компетенции относится оперативное закрытие торговых точек, на которых выявлены грубейшие нарушения санитарного или противопожарного режима. Разумеется, мы периодически проводим собственные проверки, однако далее материалы просто пересылаются в компетентные органы для соответствующей реакции. Сами же предпочитаем не грозить бизнесменам всевозможными наказаниями, а в процессе переговоров убедить их устранить выявленные нарушения. Впрочем, мы можем отозвать разрешение на торговлю или на размещение торговой точки, если бизнесмен будет упорно игнорировать наши замечания и продолжать нарушать требования законодательства.

Предпочтение местным

Насколько реально не ялтинскому предпринимателю начать бизнес в городе?
По вполне понятным причинам предпочтение отдается местным бизнесменам. Ведь если частный предприниматель зарегистрирован, к примеру, в Херсоне, налоги он будет платить по месту регистрации, а не в городской бюджет Ялты. Нам же достанется, в лучшем случае, плата за патент. Поэтому при прочих равных разрешение на открытие торговой точки легче получить жителю Ялты, чем представителям других городов.
Однако если «варяг» предложит уникальный товар или услугу, которые не предоставляют местные бизнесмены, и при этом даст гарантии безопасности и качества своей продукции, то шансы выиграть тендер на размещение ларька или аттракциона у него довольно высокие.

Некоторые предприниматели жалуются, что, несмотря на кризис, ялтинские власти решили увеличить ставки на аренду земли и часть местных налогов. Как это согласуется с заявлениями о поддержке малого и среднего бизнеса?
Согласно действующему законодательству, арендные ставки должны пересматриваться раз в пять лет. В отдельных случаях, по решению местного совета, этот срок может быть увеличен до семи лет. В этом году как раз истек семилетний срок, и дальше мы просто не могли откладывать этот вопрос, ведь в противном случае мы сами нарушали бы закон. Поэтому и пришлось поднимать ставки, оставлять расценки на уровне 2002 года не было никакой возможности.
Местные налоги пересматривались еще в прошлом году, до начала экономических неурядиц, и я не понимаю, почему только сейчас об этом начали говорить.

Кризис — не помеха

Насколько финансово-экономические неурядицы отразились на посещении туристами Ялты в начале курортного сезона?
Честно говоря, ожидали худшего. Конечно, рапортовать о том, что количество туристов по сравнению с прошлым годом не уменьшилось, несколько опрометчиво, ведь сейчас «пик» сезона, и до подведения окончательных итогов точно сказать ничего нельзя. К примеру, на майские праздники мы отметили снижение потока отдыхающих примерно на 4%, но можно ли считать это последствиями кризиса — большой вопрос.
Сейчас отставание составляет 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но и это еще нельзя считать показателем сезона. Во-первых, впереди самые лучшие месяцы — август и «бархатный» сентябрь. И сегодня наши элитные базы размещения заполнены до предела. Так что реальные итоги сезона станут известны позднее.
В последние несколько лет за год наш город посещали около 500 тыс. организованных отдыхающих, т.е. приобретающих путевки в санатории и здравницы ЮБК, и примерно такое же количество неорганизованных туристов, которые или жили дикарями в палатках, или останавливались в незарегистрированных гостиницах либо в частных домах.

Бизнесмену, намеревающемуся получить льготы при уплате налогов и сборов или добиться компенсации по кредиту, стоит общаться напрямую в правительство АРК, которое и уполномочено решать подобные вопросы

Но даже если предположить, что количество приезжающих уменьшится незначительно, наверняка сократятся суммы, которые они оставят в городе-курорте?
С одной стороны, этого исключать нельзя. Многие вынуждены экономить и урезать свои расходы. С другой — в Ялту приезжают не только и не столько наши соотечественники, сколько гости из ближнего и дальнего зарубежья, в первую очередь, разумеется, россияне.
Хотелось бы надеяться, что они не будут резко сокращать расходы на отдых в городе-курорте. Но пока наблюдается тенденция к снижению товарооборота и, как следствие, снижение поступлений в бюджет. Например, по последним данным снижение в сводный бюджет составляет 2,5%.
Впрочем, для жителей западных стран отдых в нашем городе стал даже дешевле – вследствие курсовых колебаний.

Привлекая и завлекая

Многие украинцы вынуждены отказаться от зарубежных туров в пользу внутреннего туризма. Какие шаги предпринимает мэрия Ялты для привлечения туристов?
Мы принимаем участие в известных международных туристических ярмарках, насколько это позволяют финансовые возможности города. И здесь, в Ялте, ежегодно проходит туристическая ярмарка «Крым.Курорты.Туризм», в которой с каждым годом принимают участие все больше баз размещения и туроператоров. Также мы проводим рекламные пресс-туры для представителей центральных СМИ Украины и России, чтобы с помощью журналистов как можно больше потенциальных туристов ознакомились с возможностями отдыха и лечения на ЮБК. В крупных промышленных городах размещаем плакаты на билбордах и ситилайтах, содержащих информацию о курорте. Пока что подобных действий вполне достаточно – как я уже отмечал, в сезон курорт посещают около миллиона людей.

Однако зачастую туристы направляются в Ялту, покупая путевки у тур­агентств. Оказываете ли поддержку туроператорам с целью увеличить количество отдыхающих?
Львиная доля агентств зарегистрирована не в нашем городе, а в крупных промышленных и деловых центрах — Киеве, Донецке, Днепропетровске, Львове и т.д. Соответственно, напрямую с ними горсовет Ялты не работает. Даже филиалы этих предприятий, расположенные на нашем курорте, подчиняются своим центральным офисам и редко контактируют с нами. Подобная централизация не позволяет нам эффективно сотрудничать с туроператорами.
Фактически все партнерство сводится к популяризации Ялты как ведущего города-курорта в Украине. Иначе говоря, мы стараемся убедить агентства, что наш город можно и нужно предлагать украинцам как альтернативу отдыху в Турции, Болгарии, Хорватии или других балканских странах.

[мнение]
Ялтинский предприниматель, пожелавший остаться неназванным:

«Честно говоря, я не чувствую никакой поддержки со стороны властей, как городских, так и государственных. Сейчас мэрия больше озабочена выполнением плана по сборам в местный и государственный бюджеты и ради достижения этой цели готова, образно говоря, «зарезать курицу, несущую золотые яйца». То есть все проблемы по недостаточным поступлениям от налогов и сборов (а не нужно забывать, что сейчас закрылись все игровые заведения, коих в нашем городе было немало) перекладываются на плечи предпринимателей и фирм малого и среднего бизнеса. Плюс ко всему остановились многие объекты капитального строительства — во-первых, у некоторых инвесторов закончились средства, а во-вторых, во время курортного сезона (с 1 мая по 1 октября) горсовет запрещает всякое строительство. Думаю, именно невыполнением планов по налогам и сборам вызвано изменение ставок аренды земли и повышение местных налогов. Равно как и значительное увеличение (несмотря на правительственный мораторий!) количества проверок всех контролирующих органов — от налоговой инспекции до СЭС и сотрудников ПФ. В таких условиях говорить о поддержке малого и среднего бизнеса просто смешно. Живя одним днем, власти не думают о перспективе, о том, что многие бизнесмены, будучи поставлены в невыносимые условия, просто ликвидируют свои предприятия и поток поступлений в бюджет резко сократится».


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«В последнее время украинцы стали смелее выбирать новые направления для отдыха и туризма»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета