Окно в Европу

В 2009 году, впервые за все время работы корпорации «Филипс» в Украине, сумма, потраченная на приобретение инновативных разработок и комплектующих местного производства, превысила выручку от продажи продукции
34

Все больше западных компаний, представленных в Украине, предпочитают не импортировать товары и услуги с исторической родины, а обращаться к местным производителям. Украинским предпринимателям, в свою очередь, сотрудничество с транснациональными гигантами позволяет с уверенностью смотреть в будущее даже в кризисное время благодаря наличию предсказуемого и платежеспособного заказчика. Глава представительства «Филипс-Украина» Мартин Дюрвиль в эксклюзивном интервью «Статусу» рассказал об итогах сотрудничества с отечественными бизнесменами в 2009 году и о планах дальнейшего расширения партнерской сети в 2010-м.

Взаимный интерес

Как вы оцениваете результаты сотрудничества компании «Филипс» и украинских предпринимателей в 2009 году?
Мартин Дюрвиль: Прежде всего хочу отметить, что в прошлом году, впервые за все время работы нашей корпорации в Украине, сумма, потраченная на инновативные разработки и комплектующие местного производства, превысила выручку от продажи продукции. Это свидетельствует о том, что сотрудничество с украинскими предпринимателями перешло на качественно новый уровень — страна начинает занимать достойное место среди региональных поставщиков «Филипс». В то же время стоит сказать, что отчасти рост закупок товаров и услуг вызван и курсовыми колебаниями — иногда выбор делался в пользу украинской продукции, поскольку она дешевле европейских аналогов при сравнимом качестве.

То есть в случае укрепления гривни объемы закупок снова уменьшатся…
М.Д.: Не обязательно. Научно-техни­ческий потенциал Украины достаточно высок, и многие западные компании заинтересованы в его использовании. Если предприниматели сумеют грамотно воспользоваться уже вырученными от партнерства с европейцами средствами, модернизировать производственные мощности, инвестируют во внедрение инноваций, то причин для снижения количества заказов от международных концернов я не вижу. Даже в случае изменения курса валют.

Назовите основные отрасли, где «Филипс» сотрудничает с украинскими бизнесменами.
М.Д.: В принципе, сфера партнерства украинского бизнеса с нашей компанией не особо отличается от отраслей, в которых мы сотрудничаем с местным бизнесом в любой из 60 стран, где представлен «Филипс». Можно выделить два основных направления — производственное (поставка комплектующих, разработка и тестирование продукции, дистрибуция товаров и т.д.) и обслуживание местного представительства  корпорации (поставка продуктов питания, аренда помещений, клининговые услуги, прокат автомобилей, рекламная, маркетинговая поддержка и многое другое).

Какие именно украинские товары закупает ваша корпорация?
М.Д.: Это не обязательно нечто материальное, иногда мы покупаем идеи и технические разработки. Например, уже несколько лет успешно сотрудничаем с украинскими разработчиками программного обеспечения для ПК и для нашей «умной» техники. Также часто обращаемся к различным научно-техническим лабораториям с предложением о партнерстве при исследовании каких-то идей и образцов. Хочу отметить, что достаточно давно мы стараемся объединять как можно большее количество исследовательских центров из различных стран мира в единую сеть, которая будет заниматься разработкой и продвижением разнообразных инноваций. Более того, в перспективе в рамках этой программы планируется внедрение концепции так называемых открытых инноваций. То есть каждый центр, а то и ученый, работающий в одиночку, сможет получить доступ практически к любой информации о новинках и предложить свои улучшения. Разумеется, мы заинтересованы, чтобы в реализации этой программы принимали участие и украинские исследователи.
Если говорить о производстве, то украинские специалисты поставляют «Филипс» газ для ксеоновых светильников, компоненты для российских, польских и азиатских заводов, производящих телевизоры и бытовую технику, и некоторые другие продукты.

Условия не для каждого

Какие требования выдвигаются к фирмам, намеривающимся сотрудничать с компанией?
М.Д.: В первую очередь рассматривается четыре основных критерия. Первый — надежность, то есть насколько компания способна выполнить заявленные объемы поставок и при этом сохранить высокое качество продукции. Второй — компетентность. Оценивается профессионализм руководителей и персонала потенциального партнера, их опыт в производстве товаров или оказании услуг. Лишь в третью очередь учитывается цена предлагаемой продукции — мы не намерены переплачивать за товар, но и покупать дешевые некачественные комплектующие не будем. Точнее, при рассмотрении этого параметра уместнее говорить не о цене единоразовой закупки товаров или услуг, а об общей стоимости партнерства. А именно, насколько привлекательно с финансовой точки зрения заключение контракта с потенциальным партнером — не обернется ли дешевизна лишними затратами. И, наконец, четвертый критерий — показатель вероятности того, что соискатель станет полноценным компаньоном «Филипс». То есть будет рассматриваться не как поставщик или дистрибьютор, а как партнер, которого связывает с корпорацией не только финансовый интерес, но и перспективы, общие ценности, идеология плюс не менее важный критерий, который по-английски звучит как sustainability.

Что понимается под этим термином?
М.Д.: Он включает в себя два момента: устойчивость развития и экологичность предприятия. Мы хотим, чтобы поставщики максимально приближались к нашим корпоративным нормам, которые учитывают массу параметров, от выброса углекислого газа в атмосферу до четкого соблюдения КЗоТа. На соответствие этим критериям мы ежегодно мониторим базу поставщиков. Например, в 2008 г. большая часть усилий была направлена на партнеров «Филипс» в Восточной Азии и Мексике. Был проведен аудит 572 предприятий. С 25 поставщиками пришлось расстаться. По этому критерию в Украине ситуация обстоит лучше, чем, например в Китае. Но, конечно, нашим поставщикам есть к чему стремиться.

Инициатива начать сотрудничество чаще исходит от предпринимателей или от корпорации?
М.Д.: Как правило, от нас. Ведь предприниматели вряд ли могут знать, какая продукция, в каких объемах, к какому сроку нам нужна. Само собой, предложения о партнерстве нам поступают регулярно, но из соискателей заказы получают единицы — в большинстве случаев наши специалисты не один месяц «ведут» потенциального партнера, прежде чем начинаются переговоры о закупке товаров и услуг или о совместных исследовательских проектах.

Что включает в себя проверка возможного контрагента?
М.Д.: Она состоит из нескольких этапов. Первый, фактически беспрерывный, — мониторинг интересующего нас рынка или отрасли. Анализируются игроки, объемы продаж, финансовое положение ведущих компаний и т.п. При этом используется несколько источников информации, прежде всего, открытые — публикации в СМИ и на корпоративных сайтах, отчеты маркетинговых и аналитических компаний.
На основании этих данных составляется список фирм, которые потенциально могли бы стать нашими партнерами, при этом совсем не обязательно, что названия предприятий будут «на слуху» или входят в различные Топ-5, важнее, чтобы они отвечали нашим требованиям к контрагентам. Эти компании изучаются уже более подробно. Если экспертная группа дает «добро» на продолжение переговоров, мы заключаем с партнером договор и реализуем пилотный проект. По его итогам принимается решение о продолжении или прекращении сотрудничества.

При рассмотрении заявки учитывается наличие рекомендаций от других западных корпораций?
М.Д.: Конечно. И не только западных. Положительные отзывы уважаемых украинских предприятий, внедривших европейские стандарты работы, также сыграют на руку потенциальному партнеру. При этом учитывается наличие заключения аудиторов, сертифицированных международными организациями, и опыт работы на рынке — чем он больше, тем выше вероятность начала сотрудничества.

То есть новым компаниям на сотрудничество с «Филипс» рассчитывать не стоит?
М.Д.: Я этого не говорил. Как показывает практика, фирмы, работающие не первый год, лучше справляются с реализацией традиционных товаров — телевизоров, бытовой техники и пр. А вот при выводе на рынок инновативной продукции мы вполне можем привлечь и недавно созданные предприятия. Впрочем, это скорее исключение, чем правило.

Взгляд в будущее
Как реализована система сбыта вашей продукции в Украине?
М.Д.: Эксклюзивного дистрибьютора, если вы об этом, нет. У нас заключены договора с рядом компаний. Предвосхищая вопрос, скажу, что к дистрибьюторам, как и к поставщикам, мы предъявляем ряд достаточно жестких требований. Во-первых, фирма, намеревающаяся реализовывать наши товары, должна быть представлена в крупных торговых сетях. Если это региональный представитель, то в торговых точках ведущих ритейлеров в данной области или районе. Во-вторых, потенциальный партнер должен обладать достаточным запасом финансовой прочности — и для предоставления гарантий, и для оказания поддержки торговым сетям в продвижении нашей продукции. Иначе говоря, он должен разделять наш принцип «помогай другому делать бизнес — от этого выиграют оба».
Ставка делается на столицу и крупные города или на провинцию?
М.Д.: В промышленных и деловых центрах мы уже представлены неплохо. Поэтому в дальнейшем в наших планах — расширение сбытовой сети в еще не охваченных областных и районных центрах.

Насколько заметна разница между украинскими и европейскими предпринимателями? Как часто возникают конфликты?
М.Д.: Я особой разницы не заметил. Жесткая система отбора контрагентов позволяет нам налаживать партнерство с компаниями, достаточно приблизившимися к европейским стандартам ведения бизнеса. Также не припомню особых конфликтов с местными предпринимателями — случались недоразумения, однако довольно редко. Отлаженная система обмена информацией между нашим представительством и украинскими компаниями помогает улаживать недоразумения заблаговременно, не допуская их развития в конфликт интересов.

Какие дальнейшие планы «Филипс» в Украине?
М.Д.: Мы намерены увеличивать количество украинских партнеров. Кроме того, каждый год по итогам работы проводится ротация контрагентов — фирмы, не выдерживающие стандарты или не выполняющие договорные обязательства, лишаются статуса партнера и их место занимают новые компании. Так что возможность начать сотрудничество с нашей корпорацией есть у любого украинского предприятия, отвечающего нашим требованиям к контрагентам и производящего интересующую нас продукцию надлежащего качества.


Справка:

Корпорация «Филипс» основана в 1891 году.
Штаб-квартира в Амстердаме, Нидерланды.
Объем продаж за 2008 год EUR23 млрд.
Представительства в 60 странах, 116 тыс. сотрудников.
Стоимость бренда — EUR8,3 млрд.
На рынке Украины с 1993 г.

Основные направления деятельности: здравоохранение, световые решения, потребительские товары.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета