Полевые наймиты

Аренда сельскохозяйственной техники в Украине — бизнес, требующий первичных капиталовложений от 80 тыс. грн, которые могут окупиться через два года
32

В Украине не хватает современной сельскохозяйственной техники. Причем довольно часто отечественный фермер не в состоянии приобрести не то что новый немецкий комбайн, а простой трактор советского производства. Поэтому операторы рынка отмечают возрастающий спрос на аренду сельхозтехники и персонал, умеющий с ней обращаться, а также на ремонтные работы, которые иногда могут дать «вторую жизнь» вконец износившемуся оборудованию.

Техническое сокращение

По словам специалистов компании «УкрАгроКонсалт», до осени 2008 г. ситуация с обеспечением украинских сельхозпроизводителей техникой была пусть и сложной, но не безнадежной. Действовали соответствующие государственные программы, выдавались кредиты на закупку оборудования. Согласно оценкам Украинского клуба аграрного бизнеса, при сохранении динамики приобретения новой сельхозтехники на уровне 2008 г. уже через восемь лет отечественные аграрии полностью бы обновили свой парк техники. Однако с началом финансовых неурядиц ситуация резко изменилась. «Уже в начале текущего года наши эксперты отметили резкое сокращение импорта комбайнов и тракторов по сравнению с началом 2008 г. Если в предыдущем году наши аграрии за I квартал закупили 3 тыс. тракторов импортного производства (как правило, белорусских), то в 2009-м за этот же период приобрели только 380 штук. Одновременно на 63% сократился импорт комбайнов», — рассказывает заместитель директора аналитического центра «УкрАгроКонсалт» Светлана Романенко. Эту информацию подтверждает коммерческий директор компании «Абсолют Агро» Алексей Фесенко. По его подсчетам, украинские аграрии в минувшем году на различную сельхозтехнику потратили около $2 млрд. Но сейчас объемы закупок оборудования для сельского хозяйства упали как минимум в пять раз. Соответственно, намечаются проблемы с уборкой урожая — у многих фермеров нет для этого необходимой техники. Поэтому предприимчивые бизнесмены уже готовы оказать помощь аграриям, предоставив в аренду уборочные машины или услуги по ремонту вышедшей из строя техники. Разумеется, не бесплатно.

От малого к большому

После окончания университета Олег Вербовецкий занимался транспортными перевозками. Однако в 2002 году молодой бизнесмен решил пойти по стопам отца-агронома и податься в агробизнес. Так как по специальности Олег был инженером, он решил предоставлять в аренду технику фермерам родной Одесской области. Вместе с товарищем они взяли кредит и купили два комбайна марки «Дон». С помощью этих машин друзья брались решать проблемы окрестных сельхозпроизводителей по уборке урожая. Услуга оказалась востребованной, и через некоторое время партнеры на очередной кредит приобрели уже более качественную немецкую и американскую технику. Сейчас компания господина Вербовецкого «Агро-Сила» обслуживает десятки фермерских хозяйств по всей Украине.

Немного другим был путь в этот сегмент рынка днепропетровского предпринимателя Сергея Литвиненко. Долгие годы занимаясь сельским хозяйством, он был шокирован одним из отечественных законов восьмилетней давности, который серьезно ударил по производителям подсолнечника. Господин Литвиненко избавился от земли, но оставил технику, которую решил сдавать в аренду бывшим коллегам.

«По моим наблюдениям, на постоянной основе арендой уборочной сельхозтехники в Украине занимается 50–60 компаний. Среднестатистический оператор данного сегмента — частная фирма со штатом в 20–30 человек, которая имеет до 10 единиц импортной техники выпуска конца 1990-х — начала 2000-х годов. Есть организации поменьше, с парком в 4–5 машин, а есть совсем мелкие — с 1–2 комбайнами. Кроме того, существуют компании, владеющие огромными «латифундиями», количество их техники доходит до 30–40 единиц, но она предназначена для собственного пользования и в аренду сдается очень редко», — уведомляет г-н Фесенко.

Уборка прежде всего

«Самая востребованная услуга в нише аренды сельхозтехники — предоставление машин для уборки урожая. Именно этот вид деятельности приносит основной доход операторам. Вторая по популярности — возделывание почвы: рыхление, вспашка, дискование. Третья — посев семян. За один гектар посевов в Украине платят в среднем по 100–150 грн. Опрыскивание урожая, как правило, происходит с помощью специальных тракторных прицепов. По моим подсчетам, за последние 5–6 лет такой техники приобретено не более чем две сотни единиц. Одну из аналогичных машин купил бизнесмен из Кировоградской области и сдает ее в аренду хозяйствам своего района. Один час работы этой техники стоит 200 грн», — делится информацией Алексей Фесенко. По наблюдениям Галины Хрулевой, много лет работающей в сфере закупок сельхозпродукции, отечественные с/х производители арендуют спецтехнику прежде всего для уборки урожая. С остальными видами работ они более-менее справляются с помощью собственных достаточно простых тракторов и традиционной крестьянской смекалки. «Большая часть сдаваемой внаем техники предназначена для удовлетворения спроса на самую востребованную услугу — уборку урожая. Но со временем я планирую приобрести машины, позволяющие производить и обработку почвы», — заявляет г-н Вербовецкий.

«В нашем хозяйстве есть машины для посева и ухода за растениями. Основной мотив покупки — качество и надежность этой техники. Если она твоя, ты всегда можешь быть спокоен, что необходимые работы будут выполнены в срок. А вот если машины арендовать, то такой уверенности нет. Могут произойти непредвиденные задержки, а также поломки (зачастую технику в аренду сдают далеко не самую лучшую). Другое дело, когда речь идет об аренде техники с водителем и мастерами. В таком случае твои партнеры, а не ты, отвечают за качество работы», — объясняет свое видение ситуации херсонский фермер Николай Шевчук.

Чем платить будем?

Главная проблема, с которой сталкиваются бизнесмены, сдающие внаем сельхозтехнику и оказывающие услуги, — оплата труда. У сельхозпроизводителей с оборотными средствами всегда были проблемы, а в этом году ситуация близка к катастрофической.

«В данном сегменте бизнеса деньги берутся за почасовую, поденную работу, а также за выполнение определенного объема (погектарно). Последний способ наиболее популярен. В последние годы наблюдалась позитивная тенденция: сельхозпроизводители расплачивались за выполненную работу и арендованную технику хотя и с задержками, но наличностью. В нынешнем году, похоже, большая часть фермеров вернется к натуральной оплате — урожаем», — считает Алексей Фесенко. По его словам, собственники техники уже снизили свои расценки по сравнению с прошлогодними на 20%, но, по-видимому, это ситуацию не спасет.

«В 2008 году средняя цена за «убранный» гектар поля составляла около $50. В этом аграрии уже заявляют, что для них приемлема оплата в 100 грн за гектар. На подобные предложения отвечаю, что за такие деньги моя техника будет стоять в ангарах. Я понимаю, у фермеров сейчас большие проблемы, но мы за сезон только на ремонт машин тратим 70–80 тыс. грн. А цены на запчасти, между прочим, установлены в евро. Выход я вижу только один — заключать договора, по которым в случае задержек оплаты мы будем иметь право тут же на поле забирать часть урожая», — отмечает николаевский предприниматель Павел Тирпак. Господин Литвиненко солидарен с коллегой: «Проблемы аграриев арендодателям техники понятны, но работать себе в убыток мы не будем».

Еще одна сложность данного бизнеса — отношение к работе персонала, обслуживающего технику. «В сознании операторов (водителей и механиков) сельхозтехники еще в советские времена укоренилась мысль о своем превосходстве над окружающими. Это проявляется в том, что при полевых работах тракторист или комбайнер зачастую считает, что заказчик просто обязан создать ему все условия. Конечно, клиентов такой подход раздражает. Я сделал соответствующие выводы и решил, что нанимать уже состоявшихся в этой сфере людей не стоит. Проще подобрать ответственных водителей и сделать из них хороших комбайнеров и трактористов. Таких, которые будут вставать в пять часов утра и еще до работы проверять технику, а не увлекаться спиртными напитками, а потом в поле нарекать на поломки машины», — рассуждает Павел Тирпак.

С его словами согласен Олег Вербовецкий, который из года в год подбирает подходящих людей для своей фирмы. Он считает, что доверять технику, стоящую десятки, а порой и сотни тысяч евро, следует только профессионалам. «Во время интенсивных работ наша техника бывает загружена 22 часа в сутки. В такие периоды зарплата рабочих составляет до $100 в день. Но даже при такой оплате труда приходится контролировать наших людей — таков уж, наверное, менталитет», — сокрушается г-н Вербовецкий.

«Купуй українське»

Задолго до экономического кризиса власти прилагали немало усилий, чтобы заставить аграриев полюбить отечественную сельхозтехнику. Злые языки, правда, связывали эти шаги не столько с желанием защитить местного производителя, сколько с мощным машиностроительным лобби в парламенте. «Правительство разработало ряд мер, направленных на стимулирование фермеров приобретать технику именно отечественного производства. Например, согласно постановлению Кабмина № 264 от 11 марта 2009 г., средства из госбюджета для приобретения сельхозтехники должны использоваться только для закупки украинских машин. На тех же условиях в начале марта (постановление № 249) правительство решило внедрить программу компенсации процентных ставок по кредитам, привлекаемым на техническое переоснащение сельхозпредприятий. Однако, несмотря на усилия властей, импортная техника продолжает доминировать на рынке Украины», — констатирует Светлана Романенко.

«Аграрии уже испытали качественную западную технику и вряд ли откажутся от нее. Импортные машины гораздо эффективнее отечественных аналогов. А самое главное — они надежнее и реже ломаются. В принципе, можно соблазниться меньшей ценой и закрыть глаза на производительность, но что делать с частыми поломками? Качество металла, используемого для нашей сельхозтехники, вне всякой критики. В прошлом году один из моих коллег, который сдает в аренду комбайн херсонского производства, при уборке урожая столкнулся с проблемой: прямо на поле машина сломалась и в таком состоянии простояла до конца сезона. И это в наиболее денежный период! Когда я слышу очередные пассажи властей о поддержке отечественного машиностроения, мне хочется сказать: продайте эти заводы западным инвесторам хоть за одну гривню, но пусть они внедрят нормальные технологии и производят качественную продукцию. Ведь все равно наши аграрии будут стараться закупать именно импортную технику», — утверждает Сергей Литвиненко.

«Импортный комбайн в день собирает урожай с 60 га, а потери составляют 1–2%. Относительно дешевый российский комбайн «Дон» за это же время обработает 15–20 га земли и потеряет до 20% урожая. Цены на аренду, конечно, существенно разнятся», — разъясняет Алексей Фесенко.

Выбирать не приходится

По словам Олега Вербовецкого, перелом в сознании отечественного фермера наступил, теперь потенциальные клиенты, интересуясь той или иной техникой, обязательно спрашивают о производителе и возрасте арендуемой техники.

«Для выхода на рынок на первых порах достаточно отечественной техники. Так, комбайн «Дон» выпуска 1980-х гг. сейчас стоит 80 тыс. грн. Американская машина конца 90-х гг. прошлого века — около $100 тыс. Новый комбайн украинского производства обойдется приблизительно в 500 тыс. грн. За хорошую машину от ведущих западных производителей придется заплатить $240–250 тыс. Конечно, у клиентов популярностью пользуется западная техника — John Deere, Claas и др. За сезон такой комбайн, сдаваемый внаем, может принести своему владельцу около 800 тыс. грн, не считая расходов на топливо, запчасти и ремонт. Так что деньги, вложенные в данную технику, вполне реально вернуть за два года», — подсчитывает г-н Вербовецкий.

«Наша агрофирма организована в 2005 г., и сразу же для ее нужд была закуплена вся необходимая импортная техника. Однако в силу ряда причин посевные площади в Ровенской и Житомирской областях были увеличены до 7,5 тыс. га. Оказалось, что собственных машин нам хватает только для обработки 70% земли. Таким образом, остро стал вопрос об аренде недостающей техники», — вспоминает коммерческий директор компании «Корецкий аграрий» Алексей Лукянчук. По его словам, большинство арендодателей в Украине — частные предприятия с одним владельцем и несколькими единицами техники. Практически во всех случаях техника передается клиентам только с обученным экипажем. «Если кому-то согласились сдать машину в аренду без персонала, можно быть уверенным, что это просто металлолом, — добавляет Алексей. — Никто не захочет сдавать дорогостоящую высокотехнологичную машину без компетентного сопровождения».

С точки зрения фермера, в бизнесе аренды сельскохозяйственной техники существует ряд серьезных недостатков. Во-первых, это отсутствие необходимой информации об операторах рынка. Даже в интернете нет специализированных площадок, где можно было бы обсудить данную проблему и подыскать надежного партнера. Во-вторых, занятость существующих компаний приводит к тому, что арендодатель порой передает свою технику с экипажами со значительными опозданиями. А в сельском хозяйстве задержки даже на двое суток могут привести к большим убыткам. Третья проблема вытекает из особенностей погектарной оплаты. Выйдя в поле и приступив к работе, экипажи машин начинают «гонку за гектарами», из-за которой зачастую страдает качество (особенно при уборке урожая). Даже сам собственник техники порой не может проконтролировать работу своих сотрудников. Так что тут вся надежда на агрономов, которые вовремя осадят «гонщиков» и не допустят серьезного ухудшения результатов работы.

«Безусловно, рынок аренды сельхозтехники в Украине пока еще развит слабо. Если на юге страны данная ниша более-менее заполнена, то в других регионах, особенно на западе и севере, она практически пуста. А между тем спрос на услугу очень высок», — подытоживает г-н Лукянчук.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета