Продавцы воздуха

В докризисные времена рентабельность работы предприятий, занимающихся установкой кондиционеров и систем вентиляции, составляла от 15 до 30%. Сегодня фирмы выживают за счет увеличения количества клиентов и эксклюзивных решений
30

Несколько лет назад киевская предпринимательница Алена Бабенко решила открыть небольшой фитнес-клуб. Эта отрасль была хорошо знакома бизнесвумен — она с детства занималась гимнастикой, а по завершении спортивной карьеры продолжала поддерживать форму в различных клубах. Одними из требований госпожи Бабенко к помещению были большие окна и возможность установки современной вентиляционной системы, способной избавить клиенток от неприятного спертого воздуха. Предпринимательница считает, что тогда ей повезло с арендой — владелец был заинтересован в скорейшей сдаче помещения средних размеров, где без труда удалось разместить не только зал для аэробики, но и тренажерный, а в подвале оборудовать сауну и массажный кабинет. «Найти исполнителя работ было нелегко, ведь, как оказалось, ведущие спортклубы (такие как Kodokan) предпочитают аутсорсингу собственную штатную техподдержку, в том числе и в области кондиционирования. Тогда это стало для меня неожиданностью», — вспоминает г-жа Бабенко. В конце концов, проведя среди компаний, занимающихся установкой систем кондиционирования, негласный тендер, бизнесвумен нашла исполнителя, взявшегося за создание вентиляционной системы будущего клуба «Красота здоровья». Зал оборудовали приточно-вытяжной установкой, которая представляет собой две одновременно работающие системы, одна из них подает воздух, а другая — вытягивает. Преимущество сотрудничества со сторонним исполнителем в области кондиционирования, помимо самого технического решения, недоступного неспециалисту, состоит и в том, что периодически установку в «Красоте здоровья» проверяет профессионал. «Кроме самой системы я получила возможность регулировать температуру воздуха в коридоре-тамбуре, чтобы зимой клиентки не выскакивали распаренными на холодный воздух, а летом, наоборот, не простужались от резкого перепада температур — с жары в прохладу клуба», — уточняет Алена Бабенко.

Доверяя профессионалам

[детали]
Кондиционеры и их системы по возрастающей степени сложности
1.
Оконный кондиционер.
2. Сплит-системы:
а) с внутренним блоком настенного типа;
б) с внутренним блоком напольно-потолочного типа;
в) с внутренним блоком кассетного типа;
г)
с внутренним блоком канального типа.
3. Мультисплит-системы.
4. Мультизональные VRF- или VRV-системы.

К специалистам обратился и Евгений Поповченко, который, вернувшись из Франции, загорелся идеей открыть маленькое уютное заведение наподобие знаменитых парижских кафе. «В офисе моей фирмы шел ремонт, и я вынужденно назначал встречи с деловыми партнерами в кофейнях в центре города. Тогда у меня появилась мысль параллельно с основным бизнесом открыть кафе, превратив его в свое­образный бек-офис», — рассказывает г-н Поповченко. Вскоре маклер предложил Евгению небольшое, отвечающее его пожеланиям помещение. «Я зашел и увидел стены, покрытые плесенью почти до середины, а воздух был, как возле болота, — тяжелый и с запахом гнили. Маклер вздохнул и ответил, что во всем виноват полузатопленный подвал дома», — вспоминает предприниматель. Однако времени на поиски не оставалось, и бизнесмен рискнул арендовать предложенную площадь. Но прежде чем делать ремонт, Евгений начал поиск специалиста, который взялся бы за кондиционирование такого проблемного помещения. «Я обзвонил, кажется, все работавшие тогда компании нужного профиля, нашел фирму, отвечавшую моим пожеланиям: качество за умеренную плату и опыт вентилирования заведений общепита», — делится воспоминаниями г-н Поповченко. Сотрудники исполнителя начали работу над кофейней с того, что высушили специальным промышленным феном стены, а также установили параллельно с обычными кондиционерами систему вентилирования, скрытую в стенах (она разгоняет влажный воздух, не давая ему застаиваться на первом этаже). «Так что успешности «Кофейных грез» я во многом обязан привлеченным профессионалам», — говорит бизнесмен. Но одними установкой и обслуживанием сотрудничество предпринимателя и специалистов по кондиционированию не закончилось. «Когда вышло постановление об обязательном разделении площади на зону для курящих и некурящих — всего за три дня в кафе возвели перегородку и поставили дополнительную вытяжку в зале для курящих. Стало теснее, но еще уютнее, к тому же все постоянные клиенты довольны», — радуется Евгений Поповченко.

Разгоняем поток

Основным преимуществом от передачи установки систем вентиляции на аутсорсинг Дмитрий Дмитриев, менеджер отдела вентиляции и кондиционирования компании «УкрМихоБуд», считает профессиональный подход. Чаще всего неспециалист не только не может самостоятельно установить кондиционер, но и определить требуемый вид и характеристики. «Причин множество. Для нормальной установки вентилирующего устройства требуется специальное оборудование и определенные навыки, приходящие только с опытом», — конкретизирует г-н Дмитриев. Его слова подтверждает директор компании WestAir Виктор Пасечный: «Мы устанавливали кондиционер у одного высокопоставленного чиновника. Его кабинет, расположенный в старинном здании, имел внешние стены почти в метр толщиной и внутренние перегородки с полметра. Вряд ли неспециалист сможет смонтировать вентиляционную систему в таких условиях». При установке кондиционирующего оборудования необходимо учитывать также возможность его модернизации, например, из-за расширения штата фирмы-заказчика. Виктор Пасечный вспоминает, как три года назад его компания установила кондиционер начинающему бизнесмену, у которого на предприятии тогда работало всего пять человек в двух небольших комнатах. Недавно этот предприниматель вновь обратился в WestAir — устаревший кондиционер не справлялся с вентилированием уже четырех комнат, в которых трудятся 22 человека и находится большое количество оргтехники.

Согласно французскому трудовому законодательству, работодатель обязан обеспечивать свежий воздух и наличие кондиционеров в офисе

Сотрудничество начинается с выезда представителя фирмы, занимающейся установкой кондиционеров, на объект и расчетом системы озонирования по специальной формуле. При этом учитываются и пожелания заказчика, касающиеся конечной стоимости проекта. «Сегодня большим спросом пользуются относительно недорогие модели производства Cooper&Hunter, TKS, Samsung, LG», — отмечает г-н Дмитриев, а его коллега из WestAir добавляет, что также популярно оборудование CMT Clima, растет интерес к таким производителям, как Ruck Ventilatoren, Frapol и Hitema. В последнее время лидеров — производителей озонирующего оборудования японских Daikin и Mitsubishi (выпускающих как отдельные кондиционеры, так и сложные автономные сплит-системы) теснят их немецкие коллеги из AL-KO Kober и Ostberg.

Установить и запустить

Монтаж вентиляционного оборудования обычно не занимает много времени, по словам господина Дмитриева, срок исполнения в среднем составляет от трех дней до недели. В то же время Виктор Пасечный обращает внимание на то, что срок установки зависит не только от сложности работы и пожеланий конкретного заказчика, но и от помещения: «Трудно работать в старых зданиях, где кондиционирование предусмотрено только в виде открытых окон. Там узкие вентиляционные отверстия, куда трудно добраться, так что иногда из-за сложности установки цена пуско-наладочных работ превышает стоимость самих кондиционеров».

Дороговизна установки оборудования, по словам Виктора Пасечного, зависит как от производителя кондиционеров, так и от сложности работ. Бизнесмен приводит конкретную смету некоторых проектов: «Например, вентилирование небольшого офиса оборудованием украинского производителя «Вентс» будет стоить $3100–3500. Приточно-вытяжная система шведской Systemair уже дороже — от $4 тыс. В то же время не все зависит от стоимости самого оборудования, недавно заказ по озонированию офисного помещения относительно недорогой системой вентиляции Remak (Чехия) обошелся клиенту в $5800. Цена объясняется сложностью установки, было много связанных между собой помещений, требующих разной температуры воздуха».

Обычно кроме установки клиент заказывает также постгарантийное обслуживание. «Его стоимость определяется индивидуально по договоренности с заказчиком. При этом необходимо различать гарантийный срок работы самого оборудования (он устанавливается производителем) и гарантию нормального функционирования на монтаж системы, в среднем это год с момента установки», — уточняет г-н Дмитриев. Виктор Пасечный говорит, что стоимость сервисного обслуживания варьируется в зависимости от того, простая это диагностика оборудования либо, дополнительно, контроль параметров внутреннего блока, рабочего давления и дозаправки фреоном. «Если говорить о цене в среднем, то обслуживание сплит-системы настенного типа стоит $30–50 в месяц, кондиционеры кассетного и напольно-потолочного типа немного сложнее, и контроль их работы обойдется в $60–90. Самыми дорогими как в установке, так и в сервисном обслуживании считаются канальные кондиционеры и мультисплит-системы — от $100», — констатирует г-н Пасечный. Также на цену сервисного сопровождения влияет физическая доступность кондиционера — если он находится, скажем, высоко под потолком или в ином труднодоступном месте, стоимость обслуживания повышается.

Время начинать

Нынешняя ситуация не слишком благоприятна для начала работы фирмы, занимающейся кондиционированием. С одной стороны, рынок насыщен и оборудованием, и компаниями, его реализующими и обслуживающими. Немало головной боли доставляют и частные предприниматели, зачастую работающие без какого-либо юридического оформления. «Размещают объявления в газетах, мол, занимаюсь установкой и ремонтом кондиционеров, а на самом деле гарантий качества никаких. И опыт у такого горе-специалиста, как правило, состоит в том, что он несколько раз вешал кондиционеры на стену у соседей. Подобные недобросовестные конкуренты подрывают доверие клиентов к специализированным фирмам», — сетует Виктор Пасечный. Кроме легальных и подпольных игроков рынка фирмам приходится конкурировать со штатными техническими подразделениями предприятий. Инженер одного киевского клуба, пожелавший остаться неназванным, объясняет неготовность заведения передавать озонирование на аутсорсинг тем, что переоборудование в старых зданиях вентиляционной системы не всегда технически осуществимо. И даже при значительных затратах результат может быть неудовлетворительным, а от ответственности сторонние организации уходят, прикрываясь формальным исполнением условий договора.

Минимальные инвестиции для выхода на рынок озонирования напрямую зависят от уровня оборудования, которым планирует заниматься предприятие. Например, стоимость последних моделей Daikin составляет $1,5–2 тыс. «То есть только на закупку оборудования надо потратить от $10 тыс. до $30 тыс. плюс расходы на аренду офиса, зарплату сотрудникам, транспорт, оргтехнику — в целом не менее $40–50 тыс. Примерный срок выхода в ноль зависит от времени открытия — кондиционеры до сих пор остаются сезонным товаром, спрос на них высок весной и летом, осенью и зимой наблюдается спад продаж», — отмечает г-н Пасечный, добавляя, что WestAir окупил вложенные инвестиции через два года после начала работы. В качестве одного из способов добиться конкурентного преимущества фирмы стремятся получить статус официального дистрибьютора какого-либо производителя кондиционеров. Это, с одной стороны, дает им возможность закупать озонирующие устройства по сниженным ценам, а с другой — выводить на рынок эксклюзивные предложения (например мультизональные системы). В докризисные времена рентабельность работы предприятий, занимающихся установкой систем вентиляции, составляла от 15 до 30%.

Воздушные перспективы

Конкуренция на рынке «продавцов воздуха» очень жесткая. Виктор Пасечный объясняет это тем, что кондиционер пока не превратился в предмет первой необходимости. «Если за рубежом даже поезда оснащены кондиционерами, то у нас на озонировании привыкли экономить. Мои сотрудники частенько сталкиваются с выбором оборудования по остаточному принципу или «а что есть подешевле?», — добавляет директор WestAir. На развитии сферы кондиционирования сказались и экономические неурядицы, приведшие к урезанию расходов, в том числе и на столь необходимый ресурс как чистый воздух. По словам Дмитрия Дмитриева, за последние полгода конкуренция приняла несколько неожиданный характер, многие фирмы и монтажные организации ведут очень агрессивную политику демпинга. В свою очередь, демпинг не всегда приводит к удовлетворительным результатам. Его негативные последствия, по мнению Виктора Пасечного, заключаются в установке устаревших моделей кондиционеров и ухудшении качества их обслуживания: «Фирмы стараются взять количеством, а не качеством сервиса и/или оборудования, не успевая обслуживать всех заказчиков».


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета