Хождение за три моря

В Украине действует около сотни операторов, занимающихся организацией деловых путешествий. Рентабельность данного вида бизнеса в докризисное время достигала 30%
34

«Проработав в сфере торговли долгое время, я по совету друзей решила впервые посетить специализированную выставку сувениров и подарков в Италии. Как и мои знакомые, которым подобного рода вояжи были не в новинку, воспользовалась услугами фирмы, занимающейся организацией бизнес-поездок. На выставке меня познакомили с представителем компании, который сделал интересное предложение по распространению высококлассной бижутерии. Заключив контракт на неплохих условиях, я получила доступ к большому ассортименту товаров, распространением которых занимаюсь и посейчас», — рассказывает о своем опыте участия в загранвыставке киевская предпринимательница Светлана. Продолжающиеся финансово-экономические неурядицы вынуждают бизнесменов искать разные способы выживания. Многие деловые люди внимательно следят за изменениями рынка, пытаются найти новых деловых партнеров, расширяют ассортимент товаров. Востребованными становятся деловые поездки за границу на всевозможные выставочные мероприятия. Именно там можно увидеть и опробовать новейшие достижения, пообщаться с коллегами, завести полезные знакомства. Результатом таких поездок может стать удачное заключение контракта, закупка по сниженной цене партии товара, получение знаний или опыта, которые могут быть использованы в родной стране как конкурентное преимущество. Благо, компаний, помогающих украинским бизнесменам отправиться участвовать в выставках, насчитывается немало.

Организаторы вояжей

Как отмечает исполнительный директор компании ExpoPromoGroup Ltd Геннадий Нетяга, в начале кризиса многие украинские фирмы запланировали сокращение расходов на посещение заграничных выставок. В конце прошлого года большинство специалистов вообще прогнозировали стагнацию сегмента бизнес-тревелинга. Однако, по наблюдениям эксперта, количество украинцев, желающих съездить на специализированные выставки в Милан или Париж, не уменьшилось, а напротив, увеличилось. «За год число компаний, занимающихся деловым туризмом, выросло как минимум на 50–70%. Многие туристические агентства, в докризисное время организовывавшие простой отдых, решили привлекать новых клиентов за счет частичной переориентации на деловой туризм», — отмечает г-н Нетяга.

Наиболее востребованные предложения на мировом рынке делового туризма — поездки с бюджетом от $500 до $1500 на человека

Вадим Говоровский, директор турфирмы «Таурус», вице-президент Ассоциации делового туризма Украины, считает, что в нашей стране действует около сотни компаний, которые предоставляют услуги в сфере делового туризма и организации участия в загранвыставках. Все эти фирмы условно можно разделить на две категории — узкоспециализированные и многофункциональные. К первой относятся компании, занимающиеся организацией деловых поездок в определенные страны или на мероприятия только по какой-то специфической теме. Ко второй — предприятия, предоставляющие весь ассортимент услуг по многим направлениям, начиная с заказа авиабилетов и бронирования номеров в отелях и заканчивая продажей входных билетов на выставки и арендой оборудования.

К примеру, турфирма «Таурус», основанная еще в 1995 году, долгое время занималась организацией чартерных рейсов на болгарские курорты. Однако кризис 1998 года вынудил руководство искать новые направления работы — тогда, так же, как и сейчас, многие отечественные компании искали идеи и партнеров за рубежом. В 1999 году фирма начала отправлять украинских посетителей и экспонентов выставок в Германию, позднее — в Гонконг, Китай, США. В настоящее время именно бизнес-поездки в США являются главным и наиболее доходным направлением компании.

По мнению Ксении Ярмыш, руководителя сектора зарубежных поездок фирмы «Новый стандарт деловых путешествий», несмотря на разнообразие предложений, на рынке Украины работает всего около десяти операторов, профессионально и на высоком уровне занимающихся организацией участия в зарубежных выставках. Эти компании со штатом от 10 до 20 человек обычно имеют несколько представительств в регионах и сотрудничают с одной из мировых туристических сетей. Специализируются они в основном на тревел-менеджменте, имеют свои авиа- и ж/д кассы, много лет работают с посольствами, находятся в курсе основных международных мероприятий.

«В сфере делового туризма в Украине действует 20 достойных операторов, — полагает Вадим Говоровский. — Все они — профессионалы, имеющие обширные связи с организаторами выставок, гостиничными сетями, фирмами по прокату автомобилей, агентствами по продаже авиабилетов. В их штате квалифицированный персонал, способный решать любые нестандартные проблемы».

Кому за границу?

Как и большинство компаний сферы услуг, турфирмы, специализирующиеся на организации деловых визитов отечественных бизнесменов за границу, сотрудничают и с частными, и с корпоративными клиентами. «Исходя из опыта, я разделила бы наших заказчиков на две группы. Первая — лица, которым нужно посетить выставку с целью поиска потенциальных партнеров и ознакомления с новинками продукции. Для них мы организовываем комплексную поездку: авиаперелет, проживание, визовую поддержку, входные билеты и т.д. Вторая, более малочисленная, — деловые люди, едущие экспонировать свою продукцию. Таким клиентам мы оказываем помощь в аренде выставочных площадей, оборудованных стендом, а также предоставляем обычные туристические услуги (авиаперелет, трансфер, бронирование номеров и т.д.). Как правило, группа, выезжающая экспонировать свой товар или услугу, состоит из 5–10 человек», — говорит Ксения Ярмыш.

Вадим Говоровский считает, что основные заказчики бизнес-поездок — предприниматели, получившие информацию о проведении в ближайшее время в определенной стране какой-либо выставки. «Зачастую сведения относительно проведения мероприятия или иного события они получают случайно. Но по роду деятельности им срочно нужно там присутствовать. Клиентов, планирующих свои поездки заранее, мало. В Украине, в отличие от всего цивилизованного мира, планировать и загадывать наперед не принято», — разъясняет Вадим.

Платить или не платить

Вместе с тем предприниматели, уже обращавшиеся к организаторам бизнес-путешествий, отмечают, что пользоваться услугами таких компаний весьма накладно. «Если предприниматель желает посетить какую-либо загранвыставку с полным сервисом, который будет включать жилье, питание, проезд и прочее, ему следует быть готовым выложить сумму в полтора-три раза большую, чем если бы он взял все хлопоты на себя, — предупреждает Алексей Гончаров, киевский бизнесмен, работающий в сфере ИТ. — Особенно это выгодно тем, кто желает не просто посетить выставку, но и принять в ней участие. Например, цены на аренду техники иногда просто космические. Пару лет назад нам для представления очередного продукта на выставке в Германии понадобился компьютер. Стоимость аренды на время работы выставки, которую запросили посредники, немного недотягивала до полной его цены». По мнению предпринимателя, услугами тревел-менеджеров следует пользоваться только в первых бизнес-поездках. Наладив контакты и на месте изучив ситуацию, проблемы с билетами, размещением и питанием в дальнейшем дешевле решать самостоятельно.

Многие украинские компании отправляют своих сотрудников на зарубежные выставки с целью ознакомиться с последними тенденциями и «подсмотреть» оригинальные решения. В том числе и те, которые помогут выжить в период экономической рецессии. «Мы регулярно посещаем крупнейшие отраслевые выставки. Там знакомимся с новыми продуктами, технологиями, налаживаем связи, приобретаем полезные контакты, обмениваемся опытом. Кстати, необходимо заметить, что во время кризиса мы не прекратили посещать выставки, более того, считаем, что такие поездки сейчас даже нужнее, чем когда-либо. Компания может двигаться вперед, только внедряя новые продукты и технологии, а выставки — прекрасный инструмент для реализации этой политики, — объясняет Андрей Бутков, генеральный директор компании «СнэкЭкспорт». — При этом услугами посторонних организаций для бизнес-путешествий наша фирма не пользуется. Во-первых, из-за соображений экономии. У нас практически все сотрудники, посещающие заграничные выставки, владеют английским языком, и для них не составляет особого труда спланировать такую поездку самостоятельно. Во-вторых, организаторы выставок всегда предоставляют дополнительный сервис своим гостям. Например, посетителей из других стран обычно встречают в аэропортах и обеспечивают бесплатный трансфер до места проведения мероприятия и т.д.».

Скатертью дорога

[к сведению]
Наиболее полная в Украине информация о мировых выставках находится на веб-ресурсе EGMS ExpoPromoter. По состоянию на начало 2009 г. там были представлены данные о 33 294 выставочных и ярмарочных мероприятиях, 4588 компаниях — организаторах выставок, 2797 выставочных центрах, 105 выставочных федерациях и ассоциациях.
Большинство украинских компаний, предоставляющих услуги в сфере делового туризма, работают в формате MICE:
● M (Meetings) — организация деловых встреч и корпоративных семинаров, собраний и прочее;
● I (Incentive) — организация инсентив-поездок (тематические программы, целью которых являются поощрение и стимулирование сотрудников, партнеров, клиентов);
● C (Conferences) — организация посещений или участие во внутренних, локальных, международных и других конференциях, конгрессах, симпозиумах, выставках;
● E (Events) — организация событий различного характера для сотрудников (праздники, знаменательные даты).

Благодаря интернету многие отечественные бизнесмены, собираясь совершить вояж на загранвыставку, пытаются весь процесс организации поездки — покупку билетов, бронирование номеров в отеле, получение информации об открытии визы — провести удаленно, не вставая из-за стола. У большинства, надо признаться, это получается. Но, к сожалению, есть и противоположные примеры. «Любой оператор, занимающийся организацией деловых поездок, может рассказать сотни смешных и нелепых историй, в которые попадали бизнесмены, желающие самостоятельно спланировать вояж. Очень часто «одиночки» просто не ориентируются в чужом городе, путают выставки. Бывают и экзотические случаи. Так, относительно недавно группа киевских бизнесменов отправилась в деловое турне на Тайвань. По приезде туда наши соотечественники попали в тайфун. Конечно, всем было совершенно не до деловых встреч. В итоге были выброшены на ветер деньги при нулевом результате, потеряно время и испорчены нервы. И это при том, что о тайфуне все туристические организации были заранее предупреждены! Если бы бизнесмены воспользовались услугами операторов, поездку им просто перенесли бы. А они самостоятельно отправились в путь, ничего не зная о непогоде», — рассказывает г-н Нетяга.

В свою очередь столичный бизнесмен Олег Озимко отмечает, что бизнес-поездка имеет ряд серьезных отличий от обычного путешествия. Прежде всего — это сжатые сроки. «Удовольствия от самостоятельного планирования всех деталей вояжа очень мало. Плюс ко всему, чего греха таить, большинство наших бизнесменов не владеют даже «международным» английским, не говоря уже о других европейских языках. А без этого весьма сложно решить проблемы самостоятельно. Поэтому за все приходится платить. Хочешь взвалить все малоприятные организационные заботы на чужие плечи — готовь деньги, — считает г-н Озимко. — Многие мои коллеги пытаются и сэкономить, и принести пользу бизнесу, и расслабиться на зарубежных выставочных мероприятиях. При этом они забывают извечную истину о том, что скупой платит дважды. Лично я предпочитаю заплатить больше, но не переживать за своевременность и качество услуг». Предприниматель замечает, что обращаться за помощью нужно, безусловно, в крупные агентства с именем и репутацией. Случаев с небольшими туроператорами, подводившими своих клиентов, более чем достаточно.

Вадим Говоровский полагает, что подобные прецеденты происходят из-за появления в сегменте деловых путешествий случайных фирм, которые толком не знают своего дела и формируют негативный имидж отрасли. Геннадий Нетяга поясняет, что слишком большие цены, как правило, у компаний, не имеющих надежных партнеров за границей. Работают они через третьи руки, и это значительно увеличивает цену их услуг.

«Наша фирма, зная о приблизительных предпочтениях клиентов, готовится к выставочным или другим мероприятиям загодя. Например, благодаря связям за границей мы за полгода бронируем определенное количество номеров в отеле, идеально подходящем для проживания участников той или иной выставки. Нам делают выгодные скидки. То же самое и с авиабилетами. Все это упрощает и удешевляет поездку нашим клиентам. Фирмы, не имеющие подобных партнерских отношений, будут приобретать те же билеты через посредников, что не может не сказаться на их конечной цене», — объясняет г-жа Ярмыш.

Внутренняя кухня

«Кризис отбросил нас по показателям оборота и прибыли на три года назад. Однако радует то, что количество заказов на конец лета — начало осени увеличилось в два раза по сравнению с весной», — делится наблюдениями Ксения Ярмыш. По ее оценкам, в докризисный период рентабельность бизнеса колебалась в пределах 15–30%. Как утверждает Вадим Говоровский, главные добродетели делового туроператора — опыт и хорошие знания географии, правил поведения в странах посещения, деталей подготовки к участию в выставке или проведения интенсив-программы. Отдельно эксперт отмечает, что в этом бизнесе очень многое может зависеть от правильного оформления документов. Иногда незнание особенностей бронирования авиабилетов или номеров в отеле может сорвать всю поездку. Редко «новички» начинают свой бизнес в данной нише с нуля — практически каждый из них уже имеет определенный опыт в стандартном туризме, а также свою клиентскую базу.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета