Жажда живого пива

Всплеск спроса на живое нефильтрованное пиво дает предпринимателям возможность сотрудничать с небольшими пивзаводами
34 copy

Рекламные кампании ведущих оте­чественных пивзаводов пестрят сообщениями об использовании при приготовлении напитка заграничных ингредиентов — солода, хмеля, ячменя и т. д. В то же время украинские фермеры утверждают, что способны обеспечить производителей сырьем, однако пивовары предпочитают закупать все необходимое втридорога у иностранных поставщиков. И лишь около года назад аграриям наконец представился шанс на деле доказать высокое качество своей продукции и обратить на себя внимание лидеров пивной индустрии.

Правда, для этого им сначала нужно наладить партнерство с небольшими заводами, варящими пенный напиток, — пивоварнями, специализирующимися на изготовлении так называемого живого пива. Его производство — одна из немногих ниш, которые в пику обшей экономической ситуации продемонстрировали значительный рост. Нынешняя ситуация дает возможность наладить партнерство между фермерами и собственниками пивзаводов, заинтересованными в стабильных поставках ингредиентов высокого качества.

Пивзавод с мощностью 5–6 тонн продукции в месяц обойдется в EUR100 тыс. Практики же отмечают, что минимальная цена вопроса составляет EUR250–350 тыс.

Верхнее брожение

В 2000-х гг. весь отечественный пивной рынок был поделен между несколькими крупными игроками. Однако финансово-экономический кризис привел, по данным ассоциации «Укрпиво», к сокращению продаж на 8%. Это дало мелким операторам шанс для заработка. Кроме того, заполненный сегмент традиционного пива, свойствами которого были довольны далеко не все потребители, стимулировал появление продукта более дорогого и качественного, нежели обычный ширпотреб. В 2000-х гг. стали появляться магазины по продаже разливного живого пива. Их открытию предшествовал запуск специализированных цехов или предприятий. Это привело к созданию еще одной ниши — новые пивзаводы нуждаются в поставках основных ингредиентов — ячменя (солода) и хмеля.
Часто бывая в Европе, изъездив вдоль и поперек пивные регионы — Германию и Чехию, Григорий Мельниченко с партнерами еще в 2005 г. решил основать в Одесской области собственное пивоваренное производство. Ставку бизнесмен сделал на эксклюзив — дорогое пиво так называемого верхнего брожения. Купив подходящее помещение в Белгород-Днестровском, Григорий с партнерами в 2006 г. приобрел немецкое пивоваренное оборудование. Весь проект обошелся в EUR500 тыс., из которых EUR300 тыс. было потрачено на помещение под завод, а EUR200 тыс. — на оборудование и запуск предприятия. Работать «Белгород-Днестровская частная пивоварня «Мюнкер» начала в сентябре 2009 г. и сегодня выпускает четыре сорта пива — более 16 тонн продукции в месяц.

Так называемое живое пиво — это напиток, приготовленный с учетом сохранения в его составе живой культуры пивных дрожжей. Благодаря этому оно в разумных дозах полезно и имеет особенно приятный вкус. Основной недостаток этого пива — небольшой срок хранения. В зависимости от сортов и определенных нюансов приготовления, живое пиво в кегах можно хранить до одного месяца (как правило — 7–14 дней) и не более двух суток с момента разлива в бутылку. Оптимальным вариантом считается, когда живое пиво употребляется сразу после приготовления.
При обычном промышленном изготовлении напиток подвергается различным процессам пастеризации, фильтрации, осветления, консервации и т. д. Эти манипуляции резко повышают возможность хранения продукта, но губительно сказываются на его качестве и вкусе.

«Основать частную пивоварню в Украине непросто, ведь нужно преодолеть отечественную разрешительную систему. Так, согласно действующим нормам, пивзавод должен занимать территорию минимум в 400 кв. м, а оборудование, которое мы закупили у немцев, было рассчитано на 120 кв. м. Кроме того, долгое время нам отказывали в разрешении на запуск предприятия, мотивируя запрет отсутствием обязательного по санитарным и трудовым нормам женского туалета. Аргументы относительно того, что на заводе работают лишь трое мужчин, не принимались. Тем не менее неудачным старт нашего бизнеса назвать нельзя — вся готовая продукция уходит в пивные рестораны и бутики Одессы, Киева, Харькова и Донецка», — рассказывает г-н Мельниченко. Еще одна проблема, по словам бизнесмена, — некачественное отечественное сырье, из-за чего пивовары вынуждены закупать ингридиенты за рубежом.

Пивная основа

В среде отечественных пивоваров уже не первый год идут дискуссии относительно сырьевой базы для приготовления напитка. Одни считают, что качественное пиво получается только из импортного сырья (которое, разумеется, обходится дороже), другие — что можно использовать и более дешевое отечественное. Любопытно, что украинские фермеры, отчаявшись заключить контракты на поставку ингредиентов, обвиняют производителей в отсутствии патриотизма и желания сотрудничать. Те, в свою очередь, указывают на недостаточно высокое, по их мнению, качество поставляемого сырья и несоблюдение сроков доставки товара, напоминая аграриям, что стоит не взывать к патриотизму, а уделить внимание повышению эффективности работы.

«Мы практически полностью работаем на сырье из Германии. Одно время варили пиво на харьковском ячмене, но вскоре отказались от сотрудничества с отечественными фермерами, хотя разница в цене значительная. Импортное сырье стоит минимум 12 грн за килограмм, украинское можно найти и за 4–8 грн. Однако европейские поставщики более пунктуальны и надежны, чему украинским фермерам стоило бы поучиться. Кроме того, отечественные ингридиенты зачастую хуже по качеству, отгружаются в неудовлетворительном состоянии, порой требуют дополнительной очистки. Даже если покупаешь товар у одного и того же фермера, спрогнозировать результат невозможно — каждая партия уникальна и дает различный вкус готового напитка. В конце концов, когда клиенты стали спрашивать, почему один и тот же сорт нашего пива в разные месяцы отличается, мы приняли решение покупать ячмень только в Германии», — делится опытом г-н Мельниченко.

Путь на восток

Вместе с тем иногда даже крупные пивзаводы обращаются за сырьем к украинским предпринимателям. Например, черниговскому фермеру Владимиру Стеценко прошлый год принес приятную неожиданность — местное пивоваренное предприятие заинтересовалась его ячменем. Благодаря этому агробизнесмен смог реализовать более сотни тонн злаков по цене 1,2 тыс. грн за тонну, вместо предполагаемой стоимости в 900 грн. Однако к его величайшему сожалению перейти к долгосрочным партнерским отношениям с пивоварами не вышло — закупка ячменя на стороне была разовой акцией. «Рентабельность производства пивного ячменя выше фуражного, но и требования к нему повышенные. Причем наблюдается некая предвзятость со стороны крупных производителей напитка — даже когда они убедились, что моя продукция соответствует не только их внутренним, но и европейским стандартам качества, это не стало стимулом для продолжения сотрудничества. Я с удовольствием стал бы чаще работать с пивзаводами, но данная ниша оказалась занятой. Так что придется, по-видимому, рассчитывать на ошибки основных поставщиков и держать в резерве некоторое количество сырья, чтобы иметь возможность продать его по более высокой цене в случае повторного обращения пивоваров», — сокрушается Владимир.

В то же время Марьян Года, директор пивзавода «Рівень», утверждает, что, к примеру, их предприятие охотно использует ингредиенты украинского производства. «Ежегодно мы закупаем для нужд производства более двух тысяч тонн тернопольского ячменя и несколько тонн житомирского хмеля, — уточняет г-н Года. — Особых претензий к качеству пока нет — мы привлекаем только проверенных поставщиков. Но дрожжи наши технологи предпочитают использовать чешские».

В число счастливчиков, на постоянной основе сотрудничающих с производителями пива, входит винницкое аграрное предприятие «КРУК». Компания обрабатывает 8 га земли, из которых 2 га отведено под ячмень. По словам директора предприятия Валерия Чалого, ячмень засевается в качестве страховки на случай неурожая пшеницы. Тем не менее и он приносит неплохой доход — около 1,1 тыс. грн за тонну по ценам 2009 г. При этом эксперт конкретизирует, что только 30% ячменного урожая может пойти на пивной солод, а все остальное по качеству годится только на фураж. Каждый год компания продает 5–10 тонн ячменя украинским пивоварам. Показательно, что около 70% злаков у «КРУКа» приобретают производители из Узбекистана и Азербайджана, предлагая при этом цену на 20–25% выше, чем украинские компании. Секрет успешного сотрудничества предприятия с пивзаводами достаточно прост: большинство фермеров предлагают ячмень производителю по схеме «много и сразу», так как не имеют возможности хранить его. Пивоварам же зерновая культура нужна относительно небольшими партиями, но круглый год. «КРУК» владеет собственным элеватором, поэтому может исполнить данное требование. В результате компания более шести лет успешно сотрудничает с украинскими пивзаводами.

Хмельное дело

Украина обеспечивает свою пивоваренную промышленность хмелем только на 15–20%. В год на 60 хмелеводческих фермах выращивают 1,1–1,3 тыс. тонн продукции (для сравнения, в Германии, стране любителей пива, производится около 40 тыс. тонн хмеля в год), в то время как производителям нужно примерно 3,5–4,5 тыс. тонн. Причем подавляющее большинство хмелевых ферм расположено на западе страны, и в докризисное время они дотировались государством. С началом экономических неурядиц поддержка со стороны правительства сократилась практически до нуля, что привело к снижению производства.

По словам Ивана Доскоча, директора и владельца компании «Захід-Хміль» (под посевы хмеля отведен 51 га), цена одной тонны хмеля составляла около 50 тыс. грн, и в докризисный период фермы работали с 30% рентабельностью при условии, что обрабатывали не меньше 7–8 га земли. В среднем 1 га травянистой лианы приносил $3–4 тыс. годовой прибыли. Эксперт отмечает, что хорошую цену за хмель предлагают небольшие частные пивоварни. Они берут товар небольшими партиями (по несколько килограммов), переплачивая в 4–5 раз. Тем не менее, несмотря на небольшое количество отечественных хмелевых ферм, половину выращенной продукции господин Доскоч продает на европейские пивоварни, в том числе польские, венгерские и чешские.

«Одна из особенностей выращивания хмеля заключается в том, что необходимо обладать специфическими знаниями. К примеру, фермер, специализирующийся на зерновых, вряд ли добьется успеха в хмелеводстве. Для посева 1 га хмеля необходимы инвестиции в 400 тыс. грн на приобретение саженцев и обустройство опор. Зато потом хмель плодоносит порядка 10 лет», — рассказывает г-н Доскоч. Тем не менее в отечественном хмелеводстве не все благополучно: успев привыкнуть за последнее время к щедрым государственным дотациям и разбаловавшись преобладанием спроса над предложением, хмелеводы оказались слабо подготовленными к борьбе с импортными поставщиками. Результат налицо — все больше отечественных пивоваров предпочитают закупать продукцию в Чехии или ФРГ.

Эксперт убежден, что аграрий, готовый предложить качественную продукцию по приемлемым ценам, гарантировать своевременность поставок и обеспечить непрерывность отгрузки сырья, сможет заинтересовать украинских пивоваров. Если же контакты с небольшими производителями будут налажены, то не за горами и заключение контрактов с крупными пивзаводами, которые в условиях кризиса и падения спроса также заинтересованы в снижении себестоимости изготовления напитка без ущерба качеству.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«В последнее время украинцы стали смелее выбирать новые направления для отдыха и туризма»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета