Когда борьба с коррупцией напоминает рэкэт

Под прикрытием борьбы с коррупцией в Украине распространяется вымогательство средств от предприятий.

 

12

Статья 19 Всеобщей декларации прав человека закрепляет право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их выражение. Это право, в частности, включает в себя и свободу на поиск, получение и распространение информации и идей любыми средствами. Но, как известно, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот принцип регламентируется законами и действует во многих странах. К сожалению, в Украине существуют серьезные пробелы в законодательстве, которые предоставляют возможность недобросовестным лицам злоупотреблять своими правами без угрозы привлечения к ответственности.

Недавно на заседании Кабинета Министров представитель Федерации работодателей Украины озвучил ситуацию о систематическом злоупотреблении своим правом на обращение со стороны благотворительного фонда с весьма громким названием: «Международные антикоррупционные суды». Эта организация устроила письменный террор предприятиям, которые не изъявили желание уплатить данной организации взносы на мифическую борьбу фонда с коррупцией, в форме массовых заявлений и обращений в государственные органы Украины и других стран. Используя откровенные выдумки, искажения фактов, фонд создает искусственные препятствия отечественным производителям. Так, на основании таких письменных оговоров, блокируются экспортные партии товаров, вносится напряжение в отношения с иностранными контрагентами. На написание объяснений, предоставление документов, для преодоления искусственно созданных препятствий, добросовестные предприятия вынуждены тратить значительные материальные и трудовые ресурсы. Не говоря уже о том, что государственные органы вынуждены отвлекаться от выполнения своих непосредственных обязанностей и тратить время на реагирование на эти домыслы.

Бег по кругу

Неприятность ситуации в том, что фонд подает заведомо ложную информацию, указывает на бланке сведения, не соответствующие данным государственного реестра (как и должности подписантов), а государственные чиновники без установления личности лица, которое обращается, с энтузиазмом бросаются проверять выдуманные данные.

Запускается государственный механизм, привлекаются должностные лица Кабмина, администрации Президента, министерств, ОГА, райгосадминистраций, Национальной полиции, ДФС. Все вдохновенно и тяжело работают: направляются запросы, проводятся безосновательные проверки субъектов хозяйствования, и как результат: ничего не находят. А деньги налогоплательщиков потрачены впустую на подготовку ответов на бессмысленные обращения. И так по кругу: фонд направляет новые обращения с вымышленным фактам, государственный аппарат снова работает для достижения целей, ничего общего не имеющих с защитой прав и охраняемых законом интересов предприятий. Те в свою очередь, вынуждены опровергать поток сознания, изложенный фондом в обращениях. Например, только в отношении ООО «Побужский ферроникелевый комбинат» этот фонд отправил как минимум 5 заявлений в государственные органы с разного рода выдумками.

Право и ответственность

К сожалению, при существующем законодательстве и подходах, которые применяют государственные органы к рассмотрению разного рода заявлений, злоумышленники не только остаются безнаказанными, но и в дальнейшем такая благоприятная для них ситуация будет стимулировать полет их фантазии, что приведет к систематическому создание искусственных трудностей для добросовестных предпринимателей.

Некоторые статьи законодательства, например, ст. 26 Закона «Об обращениях граждан» в связи с декриминализацией ответственности за клевету, распространение недостоверных данных, вообще не действует. Учитывая, что формально мошенники прикрываются видимостью реализации своих прав на обращение и получение информации, что с точки зрения законодательства, не считается распространением недостоверной информации, судебные перспективы защиты пострадавшими предприятиями своих интересов и опровержения недостоверной информации являются призрачными.

Пришло время осуществить ряд мер со стороны законодателей, с целью предотвращения систематических случаев злоупотребления своим правом со стороны недобросовестных лиц. Именно законодательные изменения и является конечной целью, что урегулируют данную конфликтную сферу и обеспечат наличие не только прав лиц на обращение и получение информации, но и ответственность за достоверность предоставляемой государственным органам информации. По мнению юристов для этого необходимо:

  1. При исполнении законов «Об информации», «Об обращениях граждан» необходимо обязать чиновников принимать меры относительно установления лица, которое обращается. Как усматривается из писем благотворительного фонда, мошенниками умышленно используется с целью придания искусственной значимости недостоверное наименование должностей подписантов, ссылки на компетенции, которые им не принадлежат. Данные сведения не соответствуют официальным сведениям из государственного реестра и подобные обращения должны оцениваться, как анонимные и соответственно не рассматриваться.
  2. Обязать заявителей придерживаться формальных требований к обращениям. Законодательство Украины предусматривает обязанность государственных органов рассматривать обращения (заявления, ходатайства, петиции). В нашем скандальном случае, возникает вопрос на каком основании были потрачены средства налогоплательщиков на рассмотрение: «Антикоррупционного предсудебного заявления», «Заявления о системном нанесение ущерба…», «Антикоррупционный запрос», «Заявление о фактах прислужничества…», «Антикоррупционное пред судовое заявление-запрос…»? Что помимо естественного любопытства руководит чиновниками при принятии решения о рассмотрении писем, которые по сути не являются обращениями?
  3. Установить порядок возмещения расходов за безосновательные обращения. Существующая норма устанавливает теоретическую возможность возмещения данных расходов. Но вместо «может возложить», необходимо установить безальтернативную обязанность чиновников обращаться в суд с требованием возложения на недобросовестных лиц расходов по безосновательным обращениям.
  4. Предусмотреть, что по обращениям, содержащим информацию о преступлениях, рассмотрение обращений не осуществлять. А лицам обратившимся, письменно разъяснять их право согласно ст. 214 УПК Украины обратиться в правоохранительные органы с сообщением о преступлении, и разъяснить последствия, предусмотренные ст. 383 Уголовного Кодекса Украины за дачу ложных сообщений о преступлении.

Выполнение этих мероприятий, взвешенное отношение заявителей к содержанию информации в отношении других лиц, стало бы положительным явлением для формирования ответственного отношения к обращениям, прав интересов других лиц и существенно сократило бы расходы средств налогоплательщиков на рассмотрение необоснованных обращений.

Еще один заслон для рейдеров

Как свидетельствует практика, подобные безосновательные обращения широко употребляются наряду со случаями неправомерного захвата имущества предприятий (рейдерства). Поэтому, необходимо внесение изменений в Уголовный Кодекс. Во-первых, это внесение в Кодекс самого понятия «рейдерство». Это может быть расширение ст. 206 УК (противодействие законной хозяйственной деятельности). На сегодня действия есть, а понятия и ответственность в УК отсутствует. Расследование по рейдерским действиям происходит по данной статье, но рейдерство – это не только противоправное требование прекратить заниматься хозяйственной деятельностью, или ограничить и заключить соглашение, или не выполнять заключенное соглашение, выполнение (невыполнение) которого может причинить материальный ущерб, или ограничить законные права, или интересы того, кто занимается хозяйственной деятельностью, соединенная с угрозой насилия над потерпевшим или близкими ему лицами, повреждение или уничтожение их имущества при отсутствии признаков вымогательства). Это комплекс противоправных действий физических и юридических лиц, организованных групп, направленный на захват корпоративных, имущественных прав законного владельца. Это противоправный, незаконный передел собственности, ответственность за которое должна быть установлена, как для физических лиц, так и для юридических. А также оценка их должностных лиц, как членов одной организованной группировки. На сегодняшний день ответственность у юридических лиц отсутствует, что позволяет без негативных последствий для их деятельности, использовать одну и ту же юридическую личность в различных преступных схемах. Также необходимо расширить толкование понятия «противодействие». Так, создание необоснованных препятствий для хозяйственной деятельности, связанных с использованием и распространением недостоверных данных, также должна расцениваться как противодействие законной хозяйственной деятельности.

Безусловно, борьба с коррупцией является насущной потребностью для всего украинского общества. Но следует взвешенно подходить к этому процессу. Тем более, что нечистые на руку дельцы уже широко используют существующий тренд для решения своих корыстных желаний. Что не только наносит ущерб экономике страны, но и компрометирует саму борьбу с коррупцией. Поэтому главная задача общества и государства должна заключаться в том, чтобы отделить действительно борьбу с коррупцией от преступлений, которые совершаются под ее прикрытием.

Автор: Рустам Джамгуров


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета