Корпоративные огни

Когда импортные спички заполонили отечественный рынок, компания «Градиент-плюс» отличилась тем, что начала печатать на спичечных коробках рекламу
36

У таких на первый взгляд разных товаров, как автомобили, чашки, футболки, ручки, спички, появилось нечто общее. Их уже не используют исключительно по прямому назначению.
К примеру, спички давно перестали служить лишь источником огня. Они являются одним из элементов создания имиджа для табачных компаний, гостиниц, ресторанов. Партнером для этих предприятий часто выступает днепропетровская фирма «Градиент-плюс», вовремя занявшая перспективную нишу. Компания производит спички и предоставляет услуги по размещению рекламы или логотипов на коробках.

Жгучее желание

После распада Советского Союза и последовавшего за ним острого дефицита практически всех видов продукции Александру Гончарову удалось с нуля создать фирму по производству спичек. Прежде чем стать на путь предпринимательства, Гончаров успел поработать инженером, старшим научным сотрудником в конструкторском бюро «Южное» и в Днепропетровском национальном университете, а также защитил диссертацию по разработке системы наведения ракеты «Зенит». Доступ к архивам специальной ведомственной литературы помог овладеть знаниями по изготовлению спичек. Наладить производство оказалось сложно, зато продукция пользовалась большим спросом, что подзадоривало Александра к воплощению идеи собственного бизнеса в жизнь. Гончаров подробно изучил технологию производства спичек, химию горения, материалы по пиротехнике и в 1991 году вместе с двумя напарниками взялся за дело. За 300 советских рублей начинающие коммерсанты зарегистрировали фирму, арендовали помещение и стали проводить опыты. Сразу же столкнулись со сложностями. Дело в том, что в состав, необходимый для производства спичек, входит около двух десятков различных компонентов. Однако большинство из них на тот момент в Украине не производили. Поэтому многие химикаты приходилось изготавливать самостоятельно. «Более того, нам долгое время не удавалось получить разрешение на начало работ, — отмечает Гончаров. — Виной всему была бертолетова соль — необходимое для изготовления спичек химическое вещество. Этот сильный окислитель испокон веков использовали для производства взрывчатки. Поэтому местные власти наотрез отказывались выдавать разрешение, едва заслышав о необходимости использования этого химиката». Борьба за фирму длилась три года. В итоге визиты в Министерство промышленной политики таки увенчались успехом, и предприятие официально начало производить спички.

Компания — «Градиент-плюс»
год образования — 1991
владелец — Александр Гончаров
доля собственности — 100% (с 2007 года)
стартовый капитал — $5 тыс.
среднегодовой оборот — данные не предоставлены
cрок окупаемости — 1 год

Но на этом проблемы с бертолетовой солью не закончились. В начале 1990-х вещества не было в свободной продаже, поэтому предприятию пришлось освоить технологию его производства. Не хватало и денег на оборудование. По тем временам специальная технологическая линия для изготовления спичек стоила около $1,5 млн по нынешнему курсу. «Естественно, такой суммы у нас не было, поэтому первые три года в производстве использовался только ручной труд, — вспоминает Александр. — Но это не мешало нам находить время и для продвижения своей продукции. Неоднократно участвовали в выставках, на которых старались выделиться и запомниться. Например, однажды на ВДНХ в Киеве представили точную копию обычной спички, но высотой 2 метра».

Фирма потихоньку становилась популярной, но на ее дальнейшее развитие средств, как и прежде, не хватало. Компаньоны взяли кредит в размере $5 тыс. и арендовали более просторное помещение, приобрели бумагорезательную машину, токарный станок и начали создавать механизмы по производству спичек. На оставшиеся деньги был куплен вагон шпона. Чтобы расплатиться с долгами, приходилось первое время помимо спичек производить палочки для эскимо. Кроме того, дополнительную прибыль приносило и собственное изобретение — аналог современных жалюзи из «спичечного» сырья.

Веселые картинки

Переломным для бизнеса Гончарова стал 1994 год. В Укра­ину начали массово завозить спички из России и Беларуси, что потеснило отечественного изготовителя. «Градиент-плюс», в производстве которого все еще на 90% использовался ручной труд, не мог соревноваться с автоматизированными гигантами. Именно поэтому фирма сменила направление своей деятельности и стала заниматься размещением рекламы на спичечных коробках. Сначала заказчиков практически не было, как и средств на популяризацию новой услуги. Чтобы заявить о себе, собственники обращались с предложением в гостиничные, ресторанные и развлекательные комплексы. Однако все попытки были тщетны. «Наше ноу-хау вызывало лишь недоумение и, как следствие, отказы от сотрудничества, — рассказывает Александр. — Но стоило нам обзавестись одним крупным клиентом, как заказы посыпались один за другим». Первыми решились на необычный вид рекламы владельцы днепропетровской гостиницы «Украина». «Идея им настолько понравилась, что сразу же была закуплена партия в 10 тыс. коробков спичек, — вспоминает предприниматель. — С тех пор «Украина» — наш постоянный клиент».

Чтобы расплатиться с долгами, помимо спичек приходилось производить палочки для эскимо и жалюзи из «спичечного» сырья

Учитывая отсутствие конкуренции, новое направление «Градиента-плюс» стало пользоваться спросом. Услуга вызвала интерес и у мировых табачных компаний. «Качество и цену наших изделий оценили в Phillip Morris, ВАТ, JTI, — отмечает Александр Гончаров. — В прошлые годы нам приходилось всего за месяц изготовлять 1–1,5 млн коробков для украинских филиалов этих компаний». Заказы были действительно сложными, ведь у нас практически весь производственный цикл, начиная от обработки древесины, выполняется работниками фирмы. Только печать рекламы предприниматели отдали на субподряд в одну из днепропетровских типографий. Поскольку в ассортименте компании есть каминные и сигарные спички, то стоимость конечного изделия колеблется от 0,60 грн до 4 грн в зависимости от размера спичек и сложности рисунка на коробке.

По сей день аналогов «Градиенту-плюс» нет не только в Днепропетровске, но и во всей Украине. Появились фирмы, которые тоже печатают рекламу на спичечных коробках, но ни одна из них не может похвастать полным циклом производства. Однако детище Александра Гончарова ныне переживает не лучшие времена. Мировой экономический кризис и поправки к Закону о рекламе, вступившие в силу 1 января 2010 года и ограничившие рекламу спиртной и табачной продукции, существенно уменьшили количество заказов. «Но это еще не повод падать духом, — уверяет бизнесмен. — Кризис не может длиться вечно, а следовательно, и заказы от компаний других отраслей со временем возрастут до прежних объемов».

Материал от 1 февраля 2010 г.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета