В кои веки

Аквариумист-любитель Любомир Гайдамака знает, как заработать большие деньги на японских рыбах
48

Т ак же как и в японской культуре, в жизни Любомира Гайдамаки цветные карпы под названием кои появились случайно. С той лишь разницей, что японцы впервые увидели цветное чудо на залитом водой рисовом поле, а Любомир — в интернете.

Рыбное место

Зарабатывать Любомир начал за два года до окончания Киевского национального лингвистического университета. Занимался регистрацией доменов и предоставлением хостинговых услуг. Аквариумистикой же он увлекался с детства. Часами пропадал у водоемов, наблюдая за жизнью рыб, ловил на удочку карпов. Однажды, блуждая по аквариумным сайтам, Любомир наткнулся на информацию о необычных цветных карпах кои. Собрав всевозможные сведения об экзотических японских рыбах и стро­ительстве водоемов для них, он создал сайт, посвященный кои. Ресурс быстро обрел популярность среди аквариумистов.

Компания — Аквацентр «КоиПарк»
год образования — 2002
владелец — Любомир Гайдамака
доля собственности — 100%
стартовый капитал — 25 тыс. грн
срок окупаемости — 8 месяцев
средний годовой оборот — 2,5 млн грн

Поначалу кои были для Любомира не более чем хобби. Но когда звонки и письма от поклонников цветных карпов участились, он решил превратить увлечение в бизнес. Как-то обес­покоенные хозяева кои пригласили владельца сайта посмотреть приболевших питомцев. «Поскольку я тщательно изучил все, что связано с кои, смог дать рекомендации хозяевам, благодаря которым они вылечили рыб, — вспоминает Гайдамака. — Тогда я впервые понял, что кои делают меня счастливым». Бизнес в интернете и инвестиции в недвижимость, сделанные к тому времени, приносили неплохие дивиденды, поэтому близкие спокойно отнеслись к решению Любомира продать часть прежнего бизнеса и заняться новым.

Первые результаты поиска живых карпов кои не увенчались успехом: их попросту нельзя было купить в Украине. Но однажды ему повезло: на Киевском птичьем рынке Любомир нашел маленьких цветных карпиков, которые выросли и стали… «золотыми рыбками». Как выяснилось, рыба, которая продавалась на рынке, была плохого качества, так называемой выбраковкой, которую часто продают на вес. Отчаявшись найти на родине настоящих кои, Гайдамака отправился на специализированную выставку в Голландию. В совершенстве владея иностранным языком, он мог получить достоверную информацию о заветных рыбах. На выставке Любомир познакомился с европейскими кои-дилерами. Вернувшись домой, нашел в сети клубы и фермы по выращиванию цветных карпов. Спустя время Гайдамака отправился в Японию, на родину кои.

Карпы с родословной

Джамбо Тосаи Кохаку — сертифицированная дочь Александрии, гранд-чемпион Всеяпонского объединенного шоу Нишикигои. Или, к примеру, Нидан Кохаку, юный чемпион Южнокалифорнийского ЗэтЭнЭй-шоу. Может показаться, что речь идет о породистых псах, а на самом деле перечислены звания кои: у цветных карпов имеются родословные. Они узнают хозяина и могут брать еду не только из рук, но даже из губ. Но это возможно только спустя время после первого знакомства.

Кои по праву называют живой драгоценностью. Они будто выкованы из серебра или золота. Но первых цветных карпов с природной цветовой мутацией и современных рыб ювелирной работы разделяют сотни лет и поколения селекционеров. Взрослея, кои проходят многократный отбор: по цвету, рисунку и строению. «Из 100 тысяч мальков на выходе остается не более 100 рыб хорошего качества, — рассказывает Любомир. — Из них один, если повезет, окажется чемпионом». Особенность бизнеса заключается в том, что у продавцов кои нет единого, постоянно действующего прайс-листа: каждый экземпляр оценивается отдельно. Если кои действительно «чистокровный», нижний ценовой порог — $10 тыс., верхний — в десятки раз больше. Продолжая расти, рыба становится все красивее. Разумеется, если окажется в хороших условиях. Дело в том, что яркие рыбы на изум­рудном фоне, словно мишени. В природе им угрожают многие хищники. Чтобы защитить кои, в водоеме должны быть углуб­ления, в которых не могла бы стоять цапля, и высокий «борт», чтобы к воде не подобралась лиса или барсук, а над самой поверхностью — тенистые деревья для защиты от хищных птиц.

Минимальная цена чистокровного кои — $10 тыс.

Строительство водоемов стало первым в списке услуг созданного Любомиром Гайдамакой «КоиПарка». «Продажа карпов приносит всего 5% годового оборота компании, — рассказывает поклонник кои. — Основной доход я получаю, обустра­ивая необходимую рыбам инфраструктуру». Свой первый водоем Любомир вспоминает с улыбкой, он выстроил его сам с помощью обычной полиэтиленовой пленки. Но уже через две недели водоем дал течь. Среди нынешних проектов аквацентра — плавательные пруды размером до 500 кв. м и консультирование строителей огромного водоема в частном японском саду.

Кои для покоя

Старейшие пруды для кои размещались в древних замках и буддистских монастырях. Ныне их все чаще «селят» у загородных домов и в парках. Поговаривают, что цветные карпы создают атмосферу покоя. По словам Любомира, в Украине всего пять любителей, у которых цена коллекций кои превышает $50 тыс. В водоеме самого предпринимателя есть рыбы стоимостью $35–40 тыс. Из Японии удалось привезти некоторые действительно редкие и дорогие экземпляры. Об особенностях делового общения с японцами Любомир говорит кратко: «Они превратили бизнес в искусство». С каждым годом поклонников цветных карпов в Украине становится все больше, а значит, у необычного бизнеса Любомира Гайдамаки имеются перспективы развития. В ожидании кои-бума компания расширяется. К базовым услугам недавно прибавились дополнительные. К примеру, возможность съездить на японские фермы для личного отбора рыб. Вскоре «КоиПарк» будет задействован в непрофильном для компании проекте — займется гидроизоляцией полигонов для твердых бытовых отходов.

А не так давно Любомир закончил работу над книгой о кои и декоративных водоемах. Если динамика увлечения цветными карпами сохранится, к следующей весне в Украине по­явится отделение «Айринкай» (Всеяпонского клуба любителей кои), с правлением которого давно ведутся переговоры. Одним словом, реализм это или восточная мистика, но рядом с кои Любомир за свое будущее спокоен.

Материал от 11 августа 2008 г.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета