Хлебное дело

За 10 лет, вкладывая собственные средства и не боясь привлекать банковские кредиты, Владимир Загородний в 10 раз увеличил выпуск хлебобулочных изделий и открыл новые направления производства на Ватутинском хлебокомбинате
8

«В 1997-м году предприятие представляло собой печальное зрелище — цеха полуразрушены, большая часть оборудования разрезана и сдана на металлолом, — начинает рассказ Юрий Тренкин, финансовый директор группы компаний «Ватутинский хлеб». — В сутки производилось около трех тонн хлеба довольно низкого качества, а о выпуске более сложных продуктов речь даже не шла». Именно в 1997 году на хлебокомбинате снова сменилась власть — в энный раз после распада СССР и начала работы завода на коммерческой основе. Как оказалось, новые собственники пришли всерьез и надолго, вознамерившись возродить предприятие не на словах, а на деле. «Хочу сразу отметить, что фактически заново отстроить комбинат своими силами нам вряд ли удалось бы — требовались слишком значительные вложения. Поэтому без финансовой поддержки со стороны Укринбанка наше предприятие так и осталось бы незначительным игроком регионального уровня», — констатирует г-н Тренкин.

С первого кирпичика

Одним из акционеров агонизирующего предприятия стал Владимир Загородний. Ранее предприниматель никакого отношения к производству мучных изделий не имел — по образованию и профессии он строитель. «На мое решение возродить Ватутинский хлебокомбинат повлияли в том числе и сентиментальные соображения. В начале 1980-х я занимался его проектированием и строительством, так что знаком с ним, можно сказать, с первого кирпичика, — смеется г-н Загородний. — Мне больно было смотреть, как градообразующее предприятие, процветавшее в советское время, уходит в небытие, как разрушаются корпуса и разворовывается оборудование». Другой причиной, по его словам, стал внутренний вызов: реально ли за несколько лет умирающий комбинат превратить в процветающую компанию, добиться лидерства сначала на локальном, а затем и на наци­ональном уровне.

Аккумулировав доход от других направлений бизнеса (прежде всего строительного) и заинтересовав идеей нескольких коллег, предприниматель выкупил акции хлебокомбината. Став одним из крупнейших акционеров предприятия, господин Загородний приступил к реорганизации завода. Но начал не с закупки дорогостоящего оборудования или капитального ремонта помещений, а с создания нормальных условий труда для персонала. «Первым делом я открыл столовую и медпункт для рабочих. Считаю, что без элементарных удобств и уважительного отношения к сотрудникам любая попытка развития бизнеса обречена», — заявляет Владимир Загородний, ставший главой наблюдательного совета предприятия. И лишь затем новые собственники вплотную занялись техническим переоснащением хлебокомбината.

От кредита до кредита

Помимо модернизации оборудования предприниматель уделил немало времени и перепрофилированию компании. Он объясняет, что хлеб — социальный продукт, цена на который регламентируется властями, и поэтому высокой рентабельности ждать не приходится. «Другое дело — кондитерские изделия. Их изготовление — более прибыльное направление деятельности. Поэтому одним из первых наших шагов стало оснащение нового кондитерского цеха, производящего торты и другую продукцию», — рассказывает Юрий Тренкин. Освоение нового направления заняло несколько лет, но уже в 2001 году цех заработал и кондитерская продукция под торговой маркой «Чарівниця» начала поступать на рынок сначала Черкасской, а затем и соседних областей.

Владимир Загородний: «В начале 2000-х немногие рисковали обращаться в банки,
а вот мы рискнули, будучи уверенными в перспективности нашего завода, и сумели заинтересовать идеей банкиров, выдавших ссуду»

«Мы постарались максимально расширить ассортимент, — делится секретами успеха г-н Тренкин. — К примеру, помимо массового изготовления тортов начали производить изделия на заказ для различных торжественных случаев, а также делать всевозможные композиции из шоколада, тоже по индивидуальным заказам». Пока, по словам бизнесмена, количество клиентов, обращающихся за эксклюзивной продукцией, не очень велико, однако направление остается одним из ключевых благодаря высокой рентабельности. Более того, в планах акционеров предприятия запуск второго, более мощного цеха по производству тортов и оптимизация логистики, что позволит доставлять изделия даже в удаленные уголки страны.

На первый этап переоснащения предприятия — открытие кондитерского цеха и установку нового оборудования для выпечки хлеба — потребовалось, по оценкам Владимира Загороднего, приблизительно 30 млн грн. «Мы изыскали резервы, перенаправив денежные потоки из других сфер бизнеса, активнее использовали оборотные средства, ежедневно поступающие на счета комбината, взяли кредит в Укринбанке, — вспоминает предприниматель. — В начале 2000-х немногие обращались в банки, а вот мы рискнули, будучи уверенными в перспективности нашего завода, и сумели заинтересовать идеей банкиров, выдавших ссуду». Бизнесмен подсчитывает, что вернулись вложения приблизительно за три года полноценной работы предприятия — с 2003-го по 2006 год. Впрочем, изымать средства из оборота акционеры не стали — планировалась постройка «с нуля» нового здания для кондитерского и хлебобулочного цехов и установка инновационного для Украины оборудования. Смета проекта составила более 160 млн грн, и в его ре­ализации снова посильную помощь оказал Укринбанк.

Общее дело

Инвестировали в строительство на паритетных условиях: 50% необходимой суммы (80 млн грн) составил банковский кредит, а вторую половину — собственные средства предприятия. «Я полагаю, что нам удалось заинтересовать банк благодаря нескольким факторам. Во-первых, это успешный опыт сотрудничества, ведь мы уже реализовали проект совместно с финучреждением, и банкиры убедились в перспективности и прибыльности нового направления, — рассказывает Владимир Загородний. — Во-вторых, мы планировали использовать технологию, ранее не применявшуюся в Украине, — выпечка хлеба в термомасляных печах (в нашей стране такого оборудования нет ни на одном комбинате). Применение этих печей позволяет экономить на энергоносителях, а Укринбанк охотно оказывает поддержку по внедрению инновационных технологий».

Дополнительным аргументом, повлиявшим на решение о выдаче кредита, стал замкнутый цикл, внедренный на предприятии, — в его структуре присутствуют подразделения, обеспечивающие все этапы изготовления хлеба. «У нас собственные мукомольни, своя логистика, есть и фирменные магазины, — гордится Юрий Тренкин. — Более того, здание нового цеха мы тоже построили своими силами, не привлекая внешних подрядчиков — даже окна изготовлены на собственном оборудовании». Подобная организация, по мнению бизнесмена, позволяет избежать вымывания средств из оборота и обеспечивает значительную экономию.

А господин Загородний полагает, что договориться с банкирами удалось и за счет привлечения финансистов еще на этапе разработки проектной документации. «У нас формировался дух сотрудничества — и хлебопеки, и банкиры воспринимали строящийся цех как общее дело, а не как сугубо бизнес-проект. А где общее дело, к тому же скрепленное совместным бизнес-интересом, — там и успех», — убежден предприниматель.

Благодаря своевременной финансовой поддержке от банкиров Ватутинский хлебокомбинат развивается впечатляющими темпами: с 1998 года производство хлеба выросло более чем в 10 раз — с трех тонн изделий в сутки до 30 тонн. Также на комбинате производится более трех тонн тортов и другой кондитерской продукции в сутки, и это еще до запуска нового кондитерского цеха! «По нашему плану, в 2015 году доход предприятия составит 350–400 млн грн», — преисполнен оптимизма Владимир Загородний.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета