Надомная повинность

Сэкономить на офисе можно, переведя часть сотрудников на удаленную работу. Основная трудность — сохранить при этом результативность подчиненных на высоком уровне
35

Экономический кризис стимулировал компании по всему миру переводить сотрудников на работу на дому. В США home office — распространенный формат труда для «белых воротничков», позволяющий работодателю существенно снизить затраты на содержание офиса, а самому сотруднику — не тратить время и деньги на дорогу. Некоторые украинские бизнесмены тоже последовали практике западных соседей, однако далеко не каждый из них остался доволен результатом.

Удаленный солдат

Вместо того чтобы сокращать штат или зарплаты сотрудникам в нелегком 2008 году, Мария Бурмаченко решила сэкономить на аренде офиса. Ранее ее дистрибьюторская фирма «Лея» занимала 6-комнатное помещение в центре Днепропетровска. В разгар кризиса компания переехала в район попроще, при этом работники отделов продаж и логистики получили возможность трудиться на дому без урезания зарплат. «Таким образом ежемесячная экономия равнялась $3 тыс. Этого было достаточно, чтобы пережить трудный период», — отмечает она.

Однако, как показала практика, не все специалисты могут быть переведены на надомную работу без ущерба для эффективности труда. Так, Ольга Малая, начальник отдела кадров фирмы «Лея», оценивает перевод логистов на удаленную работу как неудачный эксперимент: «Начались сбои с поставками товара в магазины. И не удивительно, ведь дома человек оторван от коллектива, он не знает, чем живет его компания, какие новости на рынке. Кроме того, нет мотивации проводить в трудах весь рабочий день — с 9.00 до 18.00, ведь никто его не проконтролирует. Вот поэтому и снижается продуктивность сотрудников, вознаграждение которых не привязано к результатам труда».

Кадровики также акцентируют внимание на том, что home office эффективен для работников, которые не должны встречаться с клиентами или партнерами либо могут делать это на их территории. «Например, менеджеры по продажам работают с телефоном и интернетом, а встречи, как правило, проводят в офисе клиента. Более того, именно этих сотрудников особенно мотивировать не нужно: их зарплата полностью зависит от количества продаж, — рассуждает директор ООО «Молд» (г. Харьков) Владислав Поздняков, который перевел отдел продаж на удаленную работу, при этом продажи не упали. — Вот уже семь месяцев все сбытовики трудятся дома. Это позволяет экономить как на аренде, так и на счетах за телефон и интернет. Теперь оплата этих средств коммуникации обходится мне в фиксированную сумму, тогда как в рамках офиса все пользовались ими без ограничений и далеко не всегда по делу».

По убеждению Владислава, удаленно могут трудиться рекламные и страховые агенты, бухгалтеры, маркетологи, журналисты, программисты, рекламисты, аудиторы, консультанты. Прямая финансовая выгода для работодателя очевидна. Стоимость аренды офисов в киевских бизнес-центрах класса «А» стартует от $30 за кв. м, а санитарный норматив площади на одного офисного работника — 4,5–5 м. И это не учитывая коридоров, переговорных, приемных и иных помещений. А значит, перевод одного сотрудника на домашний режим автоматически экономит компании немало средств.

Веб-хитрости

Сотрудники, как правило, радостно воспринимают новость о переводе их на работу дома. Они видят в этом ряд плюсов: как минимум это экономит время на дорогу, а также деньги на обеды. Тем не менее для работодателя видны и минусы такого решения. Никто не может ограничить сотрудников в поиске новых «работ на дому», в итоге основной они уже не отдают все рабочее время. Концентрация снижается, а вместе с ней и эффективность.

Никто не может ограничить сотрудников в поиске новых «работ на дому», в итоге основной они уже не отдают все рабочее время

Но если от «левых» заработков сотрудников оградить трудно даже в стенах офиса, как минимум существует способ контролировать их присутствие за рабочим компьютером. «Так, можно общаться с коллегами с помощью онлайн-мессенджеров Google Talk, AOL, ICQ, Skype и т. д. А сотрудник, который всегда на месте, может быстро среагировать на любой возникающий вопрос», — рассказывает о своем опыте директор студии веб-дизайна «Кат» Олег Быстринов. В его фирме подчиненные никогда и не работали в офисе, хотя в компании все трудоустроены официально. По подсчетам г-на Быстринова, содержание офиса обошлось бы ему в $10 тыс. ежемесячно. А это 30% дохода компании. Чтобы держать руку на пульсе, раз в неделю с помощью веб-камеры Олег проводит видеоконференции, в которых принимают участие все сотрудники, начиная от PR-менеджера и заканчивая бухгалтером. «Кстати, бухгалтера к высоким технологиям приучить было сложно, но сейчас ей это даже нравится. И мне удобно — с помощью программного обеспечения я вижу все поступления на счет и все отчисления в режиме онлайн», — говорит бизнесмен. Многие хостинг-провайдеры уже предлагают специальные сетевые продукты — корпоративные системы (бухгалтерия, управление финансами, контрактами и т.д.), размещенные на сервере. При вводе соответствующего логина/пароля можно воспользоваться ими в любой точке мира, где есть доступ к интернету.

За рубежом развита даже специальная инфраструктура для home office. Например, в США и Великобритании функционируют так называемые офис-отели: в них за определенную плату можно в спокойной обстановке поработать за компьютером, воспользоваться факсом, копиром, телефоном и т.д. Рабочее время нужно заранее забронировать через электронную систему. Иногда такие «отели» создают даже сами работодатели — на 20, а иногда и 30–40 работников выделяется в среднем 10 общих столов, а также индивидуальные шкафчики для личных вещей.

Дисциплина превыше всего

У 90% офисных сотрудников неизбежно возникают «окна», когда и по работе заняться нечем, и личные дела без нарушения офисной дисциплины не решишь. От этого нет пользы ни сотруднику, ни работодателю. В то же время дома можно успеть и работу сделать, и, скажем, ребенка накормить и убаюкать. Другой вопрос, что грамотно планировать свое время умеют далеко не все. Перевод на надомный труд требует тщательной проработки критериев оценки деятельности, четкого отслеживания результатов по срокам. Так, в компании «Лея» все сотрудники были отправлены на тренинг по тайм-менеджменту, после чего эффективность работы на дому значительно возросла. Ольга Малая также добавляет, что дома персонал не испытывает прессинга со стороны руководителя и людям не приходится выполнять задания, не относящиеся напрямую к их должностным обязанностям. «Но дома лучше работать только тем, для кого не важны общение с коллегами и публичная оценка их деятельности. При приеме на такую работу следует учитывать особенности характера соискателя, в частности склонность отвлекаться на домашние дела, особенно если речь идет о женщинах», — подчеркивает Владислав Поздняков.

Предприниматели приходят к выводу, что, решая перевести сотрудников на удаленную работу, цель — сократить затраты — будет достигнута в любом случае. Но чтобы не потерять эффективность труда, очень важно периодично проводить планерки и собрания в офисе, видеоконференции, использовать онлайн-мессенджеры, а также ставить четкие планы на неделю и контролировать их выполнение. Только в таком случае каждое подразделение, как и весь бизнес, сохранит свою дееспособность и результативность. А хозяин бизнеса и рыбку съест, и косточкой не подавится.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета