Бильярдных дел мастер

Выставочный кий Сергея Донченко был оценен в Москве в $25 тыс.
частный-случай

Сергей Донченко впервые посетил бильярдную в 10-летнем возрасте. Его привел туда отец. Мальчик был восхищен атмосферой, царящей в мире зеленого сукна. Не меньший восторг вызвали и личные кии игроков. С тех пор он загорелся идеей обзавестись собственным инструментом для забивания шаров, не предполагая, что однажды изготовит его сам. А со временем использует знания для открытия собственного дела.

Тайны зеленого сукна

Компания — ЧП «Мастерская Сергея Донченко»
год образования — 2007
владелец — Сергей Донченко
доля собственности — 100%
срок окупаемости — данные не предоставлены
стартовый капитал — $200 на изготовление первого кия в домашней мастерской
средний годовой оборот — информация не предоставлена
рентабельность — при самостоятельном труде составляет примерно 50%

Прежде чем приступить к созданию кия, г-н Донченко годами оттачивал мастерство игры на бильярде. Когда он узнал, какими характеристиками должен обладать инструмент, можно было приступать к изготовлению. Но отсутствие походящего материала долго не давало реализовать идею. Только в 1995 году волею случая Сергей обнаружил, что паркетные заготовки, предназначенные для ремонта его дома, состоят из красного дерева, и решил использовать их для кия. «Теперь поставщики находят меня сами, — рассказывает г-н Донченко. — А вот в начале моей деятельности приходилось заводить знакомства с капитанами кораблей, ходившими к экватору, и просить привезти хоть какую-то древесину». Первое изделие было создано по подобию отцовского — после основательных измерений и подсчетов. Товарищи в бильярдной, увидев новый кий, сделали Сергею много замечаний. Но тот был настолько доволен результатом, что даже решил подрабатывать, изготовляя кии на продажу. Это стало прекрасной идеей для бизнеса. Тем более что в то время задержки зарплаты были делом привычным.

Для покупки станков, инструментов и материалов требовались большие вложения, поэтому свою мастерскую Сергей Донченко создавал постепенно. Каждый месяц делил мизерное жалование капитана милиции пополам: одну часть отдавал на нужды семьи, вторую вкладывал в развитие нового дела. Трудился по выходным и после работы, часто засиживаясь до утра. На первых порах было сложно — знаниями приходилось овладевать самостоятельно, методом проб и ошибок. Как выяснилось, другие мастера тщательно хранят свои секреты изготовления киев. «Советы мне давали только люди, которые не имели отношения к бильярдному делу, — вспоминает г-н Донченко. — Ведь никто из мастеров знаниями делиться не будет. Даже за деньги. Бывали случаи, когда мастера давали мне заведомо неверные рекомендации».

Но вопреки всем стараниям и вложениям первые результаты не оправдали ожиданий Сергея — покупать кии никто не спешил. «Пробы пера» приходилось раздаривать либо оставлять для коллекции. Разочарование было таким сильным, что мастер едва не махнул рукой на свое начинание. Положение спасло только сотрудничество с Леонидом Матвой — легендой отечественного бильярда, чемпионом СССР 1990 года и чемпионом мира 1993 года.

Игрок, наслышанный о занятии Сергея, сам вышел на связь и вызвался сбывать продукцию. Первый кий был продан за 100 грн одному из участников чемпионата Донецкой области по бильярду спустя 2,5 года после первых шагов Сергея в этом деле. Леонид Матва выполнял функции менеджера по продажам — возил кии на соревнования и турниры по бильярду, где рекомендовал их участникам и продавал, получая за это комиссионные. Сотрудничество длилось около 10 лет, пока чемпион не решил, что Сергей уже заработал достаточно громкое имя в бильярдной среде.

В конце 1999 года Сергей получил первый оптовый заказ на 10 киев. Магазин товаров для бильярда предложил мастеру по $100 за штуку. Он посчитал, что за полтора месяца он получил на руки сумму, на $50 превышающую его годовую зарплату. Поэтому, когда поступил еще один заказ на 10 киев, г-н Донченко написал рапорт об увольнении и решил полностью посвятить себя изготовлению киев. А в 2007 году мастер зарегистрировал ЧП «Мастерская Сергея Донченко».

Цена мастерства

Инструменты и станки для мастерской г-н Донченко собирает уже более 17 лет. Сначала пользовался теми, которые продавали на рынке, однако они быстро ломались. Теперь Сергей работает с профессиональными брендами, проверенными годами: DeWALT, Makita и Metabo. По оценкам предпринимателя, сегодня для запуска дела, приобретения оборудования и инструментов (без учета необходимого обучения как минимум в течение года и арендной платы за помещение) понадобится примерно $25–30 тыс. Эти средства можно вернуть за полгода.

Сергей утверждает, что на данный момент в Украине никто не делает столько разновидностей киев, как он. Цена на изделия колеблется от $70 до $3 тыс. и более. Мастерская предоставляет три основные линейки продукции: спортивные кии семиградусного запила, кии с «короной» и кии четырехградусного запила. Наибольшей популярностью пользуются стандартные модели спортивных киев семиградусного запила стоимостью $600–1000. Но мастер отмечает, что лучшими являются кии с «короной» — это эксклюзивная продукция, изготовление которой требует профессионального оборудования, знаний и вложений. Этим летом Сергей закончил один из своих самых дорогих киев с «короной», работа над которым велась полгода. Изделие состоит из 98 склеенных деревянных частей и стоит $4500. Покупатель на него нашелся еще до того, как кий был закончен.

Среди клиентов бизнесмена — мастера спорта, министры и депутаты. Он отмечает, что спрос на кии постоянно растет, хотя кризис 2008 года ударил и по этой отрасли. «До кризиса люди стояли в очереди за моими киями по восемь месяцев», — говорит предприниматель.

В 2007 году Сергей запустил сайт, занялся его раскруткой, а также размещением прямой рекламы, но лучшим средством продвижения своих работ до сих пор считает «сарафанное радио». По его мнению, массовая реклама эффективна лишь для товаров широкого потребления. Но когда у людей из-за плохого инструмента не получается показать на бильярдном столе все свои умения, они все равно задумываются, где взять качественный кий.

А в шкатулке той…

Мастеру приходится самостоятельно выполнять множество функций — от конструирования новых изделий и испытания материалов до бухгалтерии и рекламы. Нанимать подчиненных бизнесмен не спешит, хотя и пробовал прибегать к услугам помощника. Результат его разочаровал. Сергей уверен, что при привлечении посторонних людей человеческий фактор может навредить репутации. А своим именем господин Донченко дорожит, считая себя одним из четырех лучших мастеров в Украине. Он постоянно совершенствуется в своем деле, чтобы использовать все более интересные решения в работе. В ответ на просьбу клиентов сделать «что-нибудь эдакое», последние несколько лет предприниматель осваивает технику инкрустирования, учится работать с металлом, полудрагоценными камнями, костью мамонта и моржовой костью.

Два года назад московский бильярдный салон на Масловке «Бильярд.ру» предложил Сергею сотрудничество. Мастер сделал для него имиджевую работу «Проникновение» — инкрустированные парные кии в шкатулке, выполненные по мотивам восточной мифологии. Изделие было размещено на выставке и стало самым дорогим в коллекции — его оценили в $25 тыс. Однако, несмотря на большое количество затраченных средств, усилий и времени, мастер считает эту акцию скорее хорошим промоушном, нежели способом заработать. «Такой кий может искать своего хозяина и 10 лет, — объясняет г-н Донченко. — Но мне и не хочется, чтобы его быстро купили. Ведь тогда изделие попадет в частное пользование и его фактически никто больше не увидит».

Несмотря на успехи в СНГ, Сергей не намерен выходить на мировой рынок. Считает, что бильярд для этого — слишком консервативный вид спорта. Тем более что его специализация — русский бильярд. И хотя предприниматель также делает на заказ кии для английского снукера и американского пула, распыляться все же не хочет. «Мой кий впервые увезли за границу — в США — еще в 1997 году. Сейчас же моими изделиями играют по всему миру, но только в русский бильярд», — комментирует он.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета