Какие надежды возлагает бизнес на будущую коалицию

Бизнес получил возможность внести правки в коалиционное соглашение. Этот документ должен стать общественным договором между парламентом и правительством – и в результате повысить эффективность работы обоих.
Verkhovna_Rada_main_session_hall

Форбс

«Нам следует поменять стереотип, что надо что-то по-быстрому подписать на пяти страницах, быстро поделить должности, а дальше рассказывать, что мы работаем», – сказал вице-премьер-министр Владимир Гройсман на встрече с представителями бизнеса, организованной Американской торговой палатой. По его словам, план реформ, с четко определенными сроками и перечнем ответственных лиц, должен быть неотъемлемой частью коалиционного соглашения. «Предыдущие коалиционные правительства, у которых не была достаточно детально проработана зона ответственности и план реформ, работали недостаточно эффективно», – констатировал он.

Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации президента, указывает, что в европейских странах коалиционные соглашения достаточно детализированы, занимая в среднем 40 страниц. И чем качественнее прописан этот документ, тем дольше живет коалиционное правительство. В доказательство того, что власть готова гибко реагировать на пожелания бизнеса и менять даже недавно принятые ориентиры, он приводит «Стратегию–2020». «Мы продолжаем над ней работать. Поменяем некоторые показатели, поскольку гражданское общество попросило определить их по-другому, некоторые вообще уберем», – уверил Шимкив.

В европейских странах коалиционные соглашения достаточно детализированы, занимая в среднем 40 страниц. И чем качественнее прописан этот документ, тем дольше живет коалиционное правительство

Дмитрий Шимкив, зам главы Администрации президента

На вопрос Forbes, есть ли вообще смысл усложнять коалиционное соглашение, которое априори рамочное и в первую очередь очерчивает политические аспекты, непрофильными бизнес-вопросами, Шимкив ответил утвердительно. По его словам, соглашение не является исчерпывающим и не перечисляет все задачи, которые предстоит выполнить новому Кабмину.

В ходе встречи бизнес просил разрешить сугубо отраслевые, давно назревшие проблемы. Авиационные компании ратовали за ускорение имплементации соглашения о едином авиапространстве между Украиной и Евросоюзом, производители напитков жаловались на тяготы сотрудничества с «Укрэкоресурсами», а импортеры химудобрений – на сложности в получении разрешений и согласований. Все эти вопросы обещано было решить, или как минимум – взять на контроль. 

В результате представители компаний описывали встречу как «нелишнюю», но вряд ли прорывную в отношениях власти и бизнеса. Один из топ-менеджеров, экспат, на просьбу поделиться впечатлениями ответил выдержкой из народного творчества: «На моей родине говорят: когда попу нечего делать, он и корову доит». Вице-президент Американской торговой палаты по вопросам стратегического развития Тарас Качка отмечает, что, прописав в коалиционном соглашении конкретные вопросы, требующие оперативного вмешательства, можно добиться значительного прогресса и ускорить их решение. «Кроме того, такая сверка ориентиров необходима, чтобы выработать единый курс развития страны», – добавил он. Но на вопрос Forbes, какие есть гарантии, что пункты коалиционного соглашения будут свято соблюдаться, признал: «Никаких». 

Ниже – пожелания представителей бизнеса относительно работы новых составов органов власти. 

Игорь Пигарев, менеджер по вопросам взаимодействия с государственными органами и отраслевыми организациями «Ericsson Украина»

Чего ждет бизнес от будущей коалиции

Бизнес оценивает любое правительство по тем решениям, которые оно принимает. С этой точки зрения показательный  пример – выдача  лицензий 3G-операторам. Эпопея длится с 2007 года. Она показывает, что узкие интересы определенного круга людей ставятся выше, чем интересы общества, хотя все наверняка знают, что увеличение ШПД (широкополосного доступа) на 10% ведет к росту ВВП на 1%.

Процесс выдачи лицензий на 3G новой властью демонстрирует попытку распределить [имеющийся] «пирог», а не увеличить его, чтобы хватило всем. То есть, вместо того чтобы создавать условия для роста рынка телекоммуникаций в стране, [новые власти] пытаются отжать русский бизнес и создать условия для украинского. А на самом деле нужно создать рыночные условия, чтобы бизнес рос и был хорошим индикатором для инвестиций.

Орест Климпуш, глава Федерации работодателей транспорта Украины

Чего ждет бизнес от будущей коалиции

Транспортной отрасли посвящен 11-й раздел проекта коалиционного соглашения. Мы его детально изучили, и уже в третьем предложении прочли, что предлагается прекратить реформу портов и приватизировать их. Мы считаем, что это довольно ошибочный тезис, и нужно сохранить практику концессий.

Еще один вопрос – льготные перевозки. Это одна из самых сложных проблем государства. Чуть ли не каждый третий гражданин имеет право на льготный проезд, и он никем не компенсируется. Мы просим, чтобы в этом соглашении было предусмотрено урегулирование этого вопроса – он требует скорейшего разрешения  и порождает массу конфликтов ежедневно.

Безусловно, каждого из нас волнует состояние дорог. В коалиционном соглашении необходимо указать принятие закона о государственном дорожном фонде и обеспечить его открытое,  стабильное публичное использование. Сегодня, по нашим подсчетам, государство собирает 36 млрд гривен акциза. На автомобильные дороги выделено всего 16 млрд гривен. Где еще 20 млрд гривен – мы не знаем, и найти не можем. Давайте урегулируем этот вопрос.

Наталья Бондаренко, директор по юридическим вопросам компании CarlsbergUkraine

Чего ждет бизнес от будущей коалиции

На протяжении многих лет в парламенте регистрировалось множество законопроектов, которые не только вредили государственным интересам, но и противоречили здравому смыслу. Их целью был исключительно собственный пиар авторов или лоббизм интересов – своих либо заказчика. Многие из этих законопроектов не были даже внесены в зал, а с завершением каденции канули в Лету.

Эта практика имеет два негативных аспекта. Первый – создает неблагоприятный имидж Украины для привлечения иностранных инвестиций, потому что некоторые из этих инициатив просто нелепы. С другой стороны, они отвлекают огромные человеческие ресурсы в комитетах Верховной рады, экспертных управлений. Их сотрудники обязаны обрабатывать эти законопроекты, вместо того чтобы концентрироваться на действительно важных инициативах.

Мы понимаем, что депутаты, по Конституции, являются субъектами законодательной инициативы, и нельзя их лишить этого права. Но было бы целесообразно рекомендовать, перед тем как они регистрируют свои законопроекты, заручиться поддержкой своей фракции или политической силы. Это и снизит уровень коррупции, и повысит качество таких законопроектов. Также у нас есть предложение ввести обязательство для народных депутатов-членов коалиции не вносить законопроекты, суть и цель которых противоречат реформам, указанным в коалиционном соглашении.

 

Михаил Соколов, партнер «Кесарев Консалтинг», заместитель главы Всеукраинского аграрного совета

Чего ждет бизнес от будущей коалиции

Раньше, до революции, мы часто сталкивались с тем, что ключевые законопроекты принимались с максимально сжатым обсуждением или вовсе без него, чтобы никто ничего не успел сделать.

Эта практика иногда применяется и сейчас – законопроект о введении спецсчетов НДС мы получили для обсуждения через несколько дней после его принятия. Бизнес не очень-то доволен тем, как проведена реформа НДС, есть довольно большое количество замечаний – как технических, так и концептуальных, например, в части солидарной ответственности.

Мы настаиваем, чтобы был зафиксирован принцип обязательного обсуждения, а законы, принятые без него, должны подвергаться такому обсуждению, после чего в них будут внесены соответствующие правки. В том числе – в закон о спецсчетах.

Наталия Микольская, советник ЮФ Sayenko Kharenko

Чего ждет бизнес от будущей коалиции

Опубликовав проект коалиционного соглашения, политики добавили юристам и консультантам работы. Мы получили много запросов от бизнеса относительно того, как положения коалиционного соглашения скажутся на их работе.

Вопрос, который волнует всех: прописано ли в коалиционном соглашении обязательство сторон придерживаться базовых принципов принятия законов, правил работы постановлений Кабмина и регуляторных актов. Иностранный и украинский бизнесы устали от того, что получают «на утро» или с голоса документы, которые принимаются. Наверное, смешно в коалиционном соглашении фиксировать, что коалиция будет придерживаться Конституции, законов о регламенте, о Кабмине и т.д. Но с другой стороны – на это есть большой спрос.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета