Не навреди!

Как организовать интернет-магазин без риска нарушения авторских прав
конфликт инересов

Суть проблемы

Инна Косогорова, частный предприниматель, г. Днепропетровск:
«Я создаю сайт, который представляет собой каталог производителей одежды и содержит как фото-, так и видео­материалы с изображением коллекций. Есть два пути размещения их на сайте. Первый: я получаю материалы непосредственно от производителя и размещаю их на странице. Но не знаю, соблюдены ли им авторские и смежные права (ведь он кого-то нанимал для создания фото- и видеопродукции). И в случае если не проверю это, возможная ответственность за их нарушение ложится на меня, поскольку именно я размещаю материалы. Второй путь: создать панель управления для каждого производителя, чтобы они самостоятельно, через свои логины и пароли, публиковали на сайте материалы. В таком случае субъектом размещения будет считаться производитель, а я останусь лишь владельцем интернет-платформы.

Хочу разобраться, какая ответственность ложится на меня в первом и во втором случаях за нарушение авторских прав (АП) и что нужно сделать, дабы обезопасить свой бизнес».

Оценка ситуации

[info]
Основные законодательные акты, регулирующие споры о соблюдении авторских прав
• Уголовный кодекс Украины
• Гражданский кодекс Украины
• Кодекс Украины об административных правонарушениях
• Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» № 2627-III от 11.06.2001 г.

Ирина Кириченко, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»:
«В данной ситуации потенциально могут быть нарушены личные имущественные и неимущественные права владельцев фото- и видеоматериалов, связанных с показом моделей одежды. В частности, модельера (например, автора или правообладателя новой модели платья); фотографа, выполнившего съемку; автора музыки (если есть музыкальное сопровождение); дизайнера, оформившего помещение (студию); а также неимущественные права модели на свое изображение. И, разумеется, сам товар (одежда) может быть контрафактным или содержать чужие объекты АП (произведения изобразительного искусства третьих лиц). За обнародование своего творчества автор может потребовать плату (ст. 445 Гражданского кодекса) или компенсацию убытков от нарушения прав интеллектуальной собственности. Размер платы зависит от вины «нарушителя», обстоятельств и его намерений (п. 5 ч. 2 ст. 432 ГК)».

Павел Дикань, адвокат, гендиректор ООО «Центр хозяйственных проектов»:
«Любые фото- и видеоматериалы практически всегда — объекты АП. Их использование без согласия правообладателя — это нарушение, за которое законами Украины предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Автор может требовать возмещения как материального, так и морального ущерба (последний устанавливается судом, но обычно суммы небольшие). Административная ответственность предусмотрена ст. 51-2 КоАП: штраф (170–3400 грн) с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов.

Кроме того, умышленное незаконное воссоздание, распространение произведений науки, литературы и искусства, компьютерных программ и баз данных, повлекшие за собой имущественный вред в размере от 4 тыс. грн, влечет уголовную ответственность. В соответствии со ст. 176 Уголовного кодекса, такое нарушение карается штрафом (3,4–51 тыс. грн) или исправительными работами (до двух лет). Максимальное наказание за нарушение АП может достигать шести лет лишения свободы с конфискацией всех экземпляров произведений, носителей компьютерных программ и баз данных. Однако практика показывает, что в данном случае вероятность возбуждения уголовного дела по указанной статье невелика. В частности, для этого нужны зафиксированный факт незаконного использования, пострадавший (автор или правообладатель) и подтвержденный убыток».

Рекомендации

Ирина Кириченко, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»:
«Договор с производителем одежды можно составить, сформулировав отдельные позиции следующим образом: производитель — собственник всех материалов, передаваемых для размещения на сайте Х (в том числе текста, графики, фото и видео). Он гарантирует, что владеет имущественными, авторскими и другими правами на данные материалы (либо получил разрешение от законного правообладателя на их использование). В случае нарушения данных гарантий и/или предъявления претензий от обладателей АП на материалы производитель обязуется возместить продавцу любые убытки и расходы, связанные с ними. В свою очередь в ситуации, когда обнаружены такие нарушения в интернет-магазине, продавец оставляет за собой право приостановить или прекратить продажу товара, с которым он связан».

Павел Дикань, адвокат, гендиректор ООО «Центр хозяйственных проектов»:
«Что касается предложенных предпринимателем вариантов размещения фото в качестве материалов на сайте, то и в первом, и во втором случаях претензии авторов все равно будут к владельцу ресурса. Ибо он отвечает за все информационное наполнение. Если действовать по первому варианту, то производитель вместе с предоставленным материалом должен прислать документы о наличии прав на него для публичной демонстрации. Предпринимателю стоит составить договор с производителем, в котором следует указать, что последний гарантирует обладание всеми необходимыми правами на использование размещаемых им материалов. Никакая часть или элемент этих произведений не нарушает права и интересы третьих лиц, в том числе имущественные авторские и смежные, патентные, права на знак для товаров и услуг, права собственности, а также не наносит вред чести и достоинству этих лиц.

В договоре стоит предусмотреть пункт, где производитель гарантирует, что переданные им имущественные права интеллектуальной собственности свободны от требований, претензий и/или исков третьих лиц. Нужно обязать производителя получить согласие (разрешение, лицензию) от правообладателей как на использование в произведениях их объектов интеллектуальной собственности, так и на съемку и фиксацию изображений, образов, фотографий на любых носителях информации.

При самостоятельном размещении информации производителем его нужно предупредить о личной ответственности за любые нарушения прав третьих лиц. Такое обязательство оформляется на специальной странице сайта. Учитывая небольшую отечественную судебную практику относительно нарушения АП в интернете, первый вариант (договорной) более надежен. Хотя и во втором случае суд должен принять сторону владельца интернет-магазина».

[судебная практика]
Автор в законе
Показательное дело было рассмотрено арбитражными судами РФ несколько лет назад. Российское законодательство в области соблюдения АП, по сути, идентично украинскому. ООО «Топ 7» подало иск о защите АП на фотографии к ООО «Диагната Медиа» (создателю контрафактной книги с незаконно использованными 21 фото), ЗАО «Софткей» (интернет-магазин Softkey.ru) и ООО «Агава-Софт» (бесплатный файлообменник ifolder.ru). Наказаны были все три ответчика: компания, включившая в книгу чужие фотографии без разрешения правообладателя, интернет-магазин, торгующий книгой, и файлообменник, хранящий контрафактное издание.
Интересно, что суд счел магазин виновным в распространении книги с фотографиями истца, несмотря на предоставленный договор с обладателем прав на нее. По мнению Фемиды, реклама и распространение контрафактной продукции — самостоятельное, отдельное нарушение АП. Файлообменник же, согласно пользовательскому соглашению, имел возможность удалять объекты интеллектуальной собственности, копирование которых запрещено владельцами оригиналов. Но доказательств уничтожения контрафакта после подачи иска ifolder.ru не предоставил.
За что и поплатился.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета