Базой по данным

«Как Закон «О защите ПД» повлияет на отечественный бизнес?»

В конце прошлого года вступил в силу Закон «О защите персональных данных (ПД)». Документ запрещает их хранение и распространение без согласия граждан, а исполнение требований закона возлагается на владельцев и распорядителей баз данных. Действенность многих положений этого документа пока под вопросом — против него банкиры, рекламщики, интернет-провайдеры, страховщики, маркетинговые агентства. Ведь именно они в первую очередь попадают «под колпак» госорганов, наделенных полномочиями по защите ПД. Однако представители власти убеждены, что документ вводит европейские подходы к защите прав человека, и не спешат давать задний ход новшеству.

«Статус» спросил у законодателей, экспертов и предпринимателей:

«КАК ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПД» ПОВЛИЯЕТ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС?»

Мнения законодателей

Игорь Жиляев, заместитель завсекретариатом Комитета ВР по вопросам на­уки и образования, автор закона:

«Данный документ разработан с целью гармонизации наших законов с законодательством ЕС. Главным образом, в связи с ратификацией Украиной нормы европейской Конвенции о защите ПД в автоматизированных системах. Уполномоченным органом, который будет регистрировать отдельные базы, президент предварительно определил Минюст. Положение о Госреестре БПД и порядок его ведения еще предстоит разработать и утвердить Кабмину.

Согласно закону, субъекты отношений, связанных с ПД, предприниматели в частности, обязаны обеспечить защиту этих данных от несанкционированного доступа и обработки. Документ разрабатывался как положение высшего уровня, поэтому может дополняться или уточняться другими законами при условии, что они устанавливают требования по защите ПД, не противоречащие данному закону.

Ответственность за его нарушение будет определяться по административной и уголовной категориям. Однако, не имея достаточного опыта работы в этом направлении, сложно говорить о том, какие меры наказаний будут применяться и кто за этим будет следить. Этот вопрос Кабмин урегулирует изменениями в соответству­ющих нормативных актах».

Тарас Чорновил, заместитель председателя Комитета ВР по иностранным делам:

«Прискорбно констатировать, что многие законы у нас противоречат целостности законодательного поля, и предпринимателю сложно в них разобраться. Притом что вступил в силу упомянутый закон, параллельно готовится Закон «О доступе к публичной информации». Возникает коллизия: согласно одному из них граждане и фирмы обязаны предоставить ПД определенным компаниям и организациям, а согласно другому — это необязательно.

Кроме того, документ напоминает свод сложных запутанных норм, пытающихся «объять необъятное». А ведь защита ПД должна касаться каждого гражданина, «за исключением…». И это четко сформулированный список видов информации относительно определенных категорий лиц, их частной жизни (кроме личной), бизнес-возможностей, финансового состояния, заработков, деловой активности. И подобные данные граждане обязаны предоставлять конкретным структурам. Вот тогда мы более-менее приблизимся к реальной защите прав человека».

Мнение эксперта

Тарас Шевченко, директор Института медиаправа:

«Закон затрагивает работу любых предприятий, которые в процессе деятельности собирают ПД своих клиентов, ведут их учет. Это может быть даже бизнесмен, торгующий продуктами, но решивший создать систему дисконтных карточек, а значит, накапливающий информативную базу данных из анкет постоянных покупателей. Он должен регистрировать ее, сообщая людям, с какой целью хранит их данные.

Вряд ли закон добавит позитива МСБ. Особенно в контексте создания специального госоргана, имеющего большие полномочия по регистрации БД, доступа к ним и в помещения, где эти базы обрабатываются. Предприниматели, произвольно трактующие, что именно нужно относить к БД (а это, поверьте, несложно благодаря формулировкам в законе), уже потенциально находятся под прицелом дополнительных проверок и санкций».

Мнения предпринимателей

Константин Варкусев, соучредитель фармкомпании, собственник сети аптек:

«Я посетил много мероприятий, посвященных применению норм закона, и остался в недоумении. Выходит, что информация, содержащаяся в корпоративных мобильных телефонах, также считается БПД, следовательно, подлежит регистрации и обязательному письменному согласованию вопроса ее использования с клиентами. Такая процедура окажется весьма затратной, ведь база состоит порой из сотен или тысяч лиц.

Мои партнеры-страховщики говорят, что закон о страховой тайне и так достаточно регламентирует работу их компаний с БД. Информация об онкологических или ВИЧ-инфицированных больных им просто необходима для страхования здоровья и жизни клиентов. Страховщиков, а также банкиров раздражает норма о том, что субъект ПД может требовать своего удаления из базы. Хорошенькое дело для недобросовестных заемщиков: не заплатил кредит в одном банке, потребовал исключить себя из БД — и пошел «брать взаймы» у другого.

Меня поражают аргументы авторов закона, мол, практика расставит все на свои места. Понятно, что новшество будет интересным для них, но вряд ли радостным для нас».

Дмитрий Лысенко, основатель интернет-компании Web-Promo:

«Данный закон поможет урегулировать многие проблемы, возникающие при продвижении бизнеса в интернете. В частности, он касается регистрации доменов, хостинга, рекламных рассылок, direct-mail и т.д. Теперь все компании-регистраторы сайтов должны получить разрешение от клиентов на публикацию информации в системе «Who is?», раскрывающей данные о владельце web-страницы (доменное имя, IP-адрес, имя собственника). И это справедливо защищает права тех, кто этого не желает.

Также закон помогает решить проблему спама. Многие компании, которые в силу своей деятельности имеют доступ к ПД клиентов или занимаются их сбором нелегально, будут отвечать за предоставление их третьим лицам».

Мнение рефери

Игорь Забута, старший партнер ЮБК 4Business:

«Совершенно очевидно, что закон расширяет права государства и местных органов самоуправления в сфере контроля над компаниями, связанными «со сбором, регистрацией, накоплением, хранением, адаптацией, изменением, обновлением, использованием и распространением, обезличиванием, уничтожением ведомостей о физлице». Он повлияет как на крупный, так и на малый бизнес. Практически все предприниматели будут обязаны зарегистрироваться как владельцы БПД, независимо от цели их обработки (т.е. включая и внутреннее использование). Пока понятие «персональные данные» определено так, что в равной степени касается как информации о владельцах доменов, так и школьного журнала. Будем надеяться, что эти вопросы урегулирует оговоренное в законе Положение о госреестре БПД.

Важно, что после создания уполномоченного госоргана норма об обязательности уничтожения ПД, собранных с нарушениями, уже будет действовать. Кроме того, ВР уже приняла в первом чтении законопроект об изменениях в УК Украины, КоАП и ЗУ «Об информации» с целью установления санкций за нарушение законодательства в сфере защиты ПД. Проектом предусмотрена административная и уголовная ответственность, предполагающая штрафы и лишение свободы до двух лет. Поэтому компаниям, ориентирующимся на перспективу и стабильность своего бизнеса, стоит позаботиться о защите БПД уже сейчас. Нужно тщательно следить за принятием документов и дополнительных разъяснений, касающихся закона, не пропустить создание уполномоченного органа».


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«В последнее время украинцы стали смелее выбирать новые направления для отдыха и туризма»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета