Нужен ли в Украине декларативный принцип начала работы

Недавно Кабмин одобрил проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования правового регулирования административных отношений между органами государственного надзора в сфере гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности и субъектами хозяйствования».
453e09e1c0b3963d87da7e77b1b3e664

Документ с таким длинным названием отменяет получение разрешений Госпожнадзора для начала деятельности. По утверждению МЧС, разработавшего нововведение, закон также лишит инспекторов прав приостанавливать работу предприятий. Но бизнесмены почему-то не рукоплещут заявленным послаблениям. Мол, декларацию подтвердить на практике будет не менее сложно, чем получить нынешнее разрешение. То же они говорят о других «упрощениях»: у документов лишь меняется название, а требования и проверки только ужесточаются.

«Статус» «Статус» решил выяснить у законодателей, бизнесменов и экспертов:
«Нужен ли в Украине
декларативный принцип начала работы и облегчит ли нововведение жизнь бизнесу?»

ЗА

Ян Берназюк, помощник главы МЧС «Основной нашей задачей было сведение к минимуму контактов инспекторов с предпринимателями, сокращение требований при открытии офиса и/или использовании помещения. Министр давно ратовал за то, чтобы оставить 10–15 обязательных правил пожарной безопасности для предприятий, а сотни других требований перевести в разряд рекомендованных. Планируется, в частности, что компания будет начинать свою работу без получения разрешения у пожарного инспектора. Кроме того, объекты низкой и средней степени риска, а это 95% всех предприятий, не будут подлежать проверкам. Также пожарного инспектора лишат возможности единолично принимать решение о закрытии фирмы за нарушения. Такие вопросы теперь будут в ведении суда». В случае принятия закона ВР он однозначно упростит работу предпринимателям
Виктория Апостолова, зампредседателя, руководитель юротдела УФПП «В целом поддерживаю инициативу МЧС Украины. Развитие предпринимательства в нашей стране в значительной мере зависит от создания соответствующей норматив­но-правовой базы. Полагаю, что реализация проекта уменьшит вмешательство в деятельность МСБ со стороны государства, поддержит благоприятный бизнес-климат в стране, упростит условия ведения бизнеса. Ведь в какой-то степени это способ борьбы с коррупцией». Изменения исправят несовершенство законодательства, а значит, упростят условия ведения отечественного бизнеса

Александр Высоцкий, владелец, главный консультант компании VISOTSKY CONSULTING «Декларативный принцип начала работы — основа бизнеса в развитых странах. Нужен он и Украине. Просто наши предприниматели привыкли, что любые изменения, которые проходят под флагом «упрощения», создают противоположный эффект. Поэтому вполне понятен пессимизм в отношении данного нововведения. Посмотрите на место Украины в рейтингах по простоте уплаты и общей налоговой нагрузке. И правительство, надеюсь, начинает это понимать: вместо того чтобы создавать барьеры МСБ и все усложнять, учится содействовать его развитию. Любой самый длинный путь начинается с первого шага». При всем понимании недоверия МСБ к власти, верю, что проект принесет ему положительные результаты

ПРОТИВ

Ксения Ляпина, народный депутат, замглавы Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства «Данный принцип начала работы предприятий, к сожалению, не уменьшит давления на бизнес. Для реальных изменений нужно пересмотреть многие устаревшие требования, осовременить их, сделать зависимыми от размеров компании и рисков в соответствии с видами деятельности. К тому же для внедрения декларативного принципа не нужны изменения в законодательстве, это предусмотрено Законом «О разрешительной системе». Исключение составляют виды деятельности, перечисленные отдельным постановлением КМУ. Достаточно убрать из него разрешения от пожарных и принцип начнет работать». Упрощение мнимое. На практике власть не стремится помочь бизнесу, а только усиливает давление на него
Оксана Продан, председатель общественной организации «Всеукраинское объединение МСБ «Фортеця» «К сожалению, в Украине инициативы, связанные со снижением коррупции, обычно остаются на бумаге. Если до сих пор решение пожарного инспектора можно было обжаловать у его руководителя, то в случае принятия законопроекта все якобы будет решать суд. Но хитрая норма о быстром рассмотрении дела и необязательном присутствии сторон на процессе может привести к принятию решений без ведома руководителей предприятий. Возможна ситуация, при которой власть через пожарную инспекцию в судебном порядке сможет закрыть любое предприятие, не уведомив об этом владельца». Одним законопроектом проблемы не решить. Теория «как все должно быть» и практика работы должны совпадать
Виталий Андреев, сопредседатель Координационного совета при КМУ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства «Подобный закон нужен. Но в таком виде он вряд ли будет работать. Кроме того, принимая изменения, необходимо внести их и в другие нормативно-правовые акты, а этого, как видим, никто делать не собирается. Если бы такие нововведения доводились до логического завершения и контролировалось их исполнение, то, возможно, жизнь бизнеса и стала бы легче. Основная проблема не в разрешительных документах или их количестве, а в их получении и коррупционных схемах. И данный закон этой проблемы не решает, а совсем наоборот. Ведь вводится уголовная ответственность бизнесменов за его неисполнение!» Проект,
к сожалению, ужесточает условия ведения бизнеса в стране

[Резюме]

Олег Соскин, экономист, политолог, директор Института трансформации общества:
«Дискуссия актуальна и содержательна. Логичны высказывания «за» в контексте изменения разрешительной системы как мощного тормоза развития МСБ. Однако мнения «против» считаю более аргументированными. Поскольку проект в данном варианте не облегчит открытие бизнеса и не ликвидирует существующий диктат со стороны пожарных. Согласно его положениям, за отсутствие или несвоевременную подачу декларации предусматриваются санкции похлеще, чем за неполучение разрешения. Кроме того, создается соответствующий центральный орган исполнительной власти с региональными подразделениями. Если раньше это была размытая вертикаль, действующая хаотично, то сейчас выстраивается единая все­украинская карательная структура. Как же можно будет с ней (имеющей влияние на суды, прокуратуру, милицию и СБУ) судиться маленькому бизнесмену?!

В развитых странах нет ни разрешительного, ни декларативного принципа начала работы, а есть уведомительный. Предприниматель просто сообщает инспектору, что он начал свою деятельность. Соблюдение же правил пожаробезопасности априори лежит на компании, строившей офис. А предприятия с высокими техногенными рисками изначально сотрудничают с пожарными службами, и именно последние несут ответственность в случае чего. Функция государства сводится к помощи бизнесу: чтобы его офис и компания соответствовали определенным стандартам. Бесплатно! А функция МСБ — исключительно к предпринимательству и выполнению рекомендаций. И никто ни на кого свои обязанности не перекладывает».


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета