Землю — реформам

Действительно ли земельная реформа будет способствовать рациональному использованию сельскохозяйственной земли и повысит ли она эффективность АПК?

Еще в марте президент страны Виктор Янукович заявил о том, что до конца текущего года будут приняты все законопроекты по земельной реформе. «С 2012 года в Украине должен функционировать рынок земель сельскохозяйственного назначения», — отметил глава государства. Верховной Радой уже принят Закон Украины «О государственном земельном кадастре», на очереди — законопроект «О рынке земель». По словам президента, нормы этих законов позволят рационально использовать украинские черноземы и дадут возможность владельцам паев получать прибыль, сдавая землю в аренду или продавая.

«Статус» решил спросить у чиновников, экспертов и бизнесменов:

«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗЕМЛИ И ПОВЫСИТ ЛИ ОНА ЭФФЕКТИВНОСТЬ АПК?»

Мнение чиновника

Евгений Бердников, директор Департамента нормативно-пра­вового обеспечения и развития земельных отношений Государственного агентства земельных ресурсов Украины:

«Конечно, для того, чтобы навести порядок в земельных отношениях, реформу нужно было начать с инвентаризации. Она показала бы реальное количество сельхознаделов и установила бы их собственников. К сожалению, этого не сделано. Но лучше поздно, чем никогда. Поэтому принятый Верховной Радой Закон «О государственном земельном кадастре» должен восполнить этот пробел. Данным документом предусмотрено, что с 1 января 2013 года каждый человек сможет ознакомиться с базовой кадастровой информацией на официальном сайте Государственного земельного агентства. Следовательно, в ближайшее время важно систематизировать все данные, накопленные за последние годы, и внести их в геоинформационную систему. Относительно законопроекта «О рынке земель» хотелось бы сказать, что его вступление в силу еще не будет означать внезапной заинтересованности Украиной иностранными инвесторами. Этого не следует ожидать, пока рынок не будет полностью сформирован».

Мнения экспертов

Владимир Лапа, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:

«Необходимость завершения земельной реформы очевидна. Но хотелось бы, чтобы она не была самоцелью, а способствовала достижению тех заданий, которые были поставлены в самом ее начале: привлечение инвестиций в АПК и доступные кредитные ресурсы для сельского хозяйства, предоставление возможности собственникам паев полноценно ими пользоваться.

Обеспечить рациональное использование земель и повысить их урожайность можно будет при условии, что землевладелец и землепользователь — одно лицо. Ведь о качестве грунтов никто лучше собственника беспокоиться не будет. Кроме того, государство должно не только нормативно закрепить право аграриев на приобретение земли, но и предоставить им для этого экономические возможности. Например, согласно Постановлению НБУ №514 от 26.11.2010 г., уменьшились залоговые коэффициенты для недвижимого имущества при получении банковских кредитов. Если раньше можно было получить кредит на 70% от стоимости залога, то после вступления в силу этого нормативного акта — только на 50%. Получается, что земельная реформа, направленная на обеспечение сельского хозяйства доступными кредитами, стараниями НБУ становится в этом отношении как минимум бессмысленной».

Геннадий Новиков, президент Аграрного союза Украины:

«Мировой опыт многих государств показывает, что основная форма земельных отношений — это аренда, а не владение. Как бы ни начиналась реформа в зарубежных странах, она возвращается к формированию государственного земельного банка для обеспечения своих граждан равными правами использования внутренних ресурсов. Это очень важно в условиях надвигающегося продовольственного кризиса. Поэтому, я считаю, что первым покупателем или оператором на рынке земли должно быть государство. Вообще я не знаю примеров в мировой практике, чтобы купля-продажа земли привлекала новые инвестиции в агропромышленный комплекс страны».

Мнения бизнесменов

Александр Полянский, директор департамента оценки Baker Tilly Ukraine:

«В ближайшее время Украина может стать лидером среди стран — производителей продовольствия, поскольку именно у нас находится более 30% мирового запаса черноземов. Но несмотря на это, показатели урожайности в Украине намного ниже среднеевропейских (в европейских странах — более 60 ц/га, тогда как в Украине — 26,3 ц/га. — Ред.). Причина — сельскохозяйственная отрасль чрезмерно регулируется государством. Негативные факторы — отсутствие свободного рынка земли и информации об активах компаний. Из-за этого инвесторам сложно принимать решение о партнерстве с украинскими предприятиями. Чтобы повысить эффективность сельскохозяйственных фирм, необходимы инвестиции в основные фонды, инфраструктуру, технологии, кадры и корпоративное управление».

Михаил Стадник, глава правления ООО «Стиоми-Холдинг»:

«Я, как специалист, могу сказать, что принятый Верховной Радой Закон «О государственном земельном кадастре» содержит устаревшую методологию образца 1984 года. К огромному сожалению, у нас не применяются мировые стандарты, когда оценивается химический состав земли, месторасположение и наличие качественных дорог, по которым можно подъехать к участку, расстояние к ближайшему населенному пункту.

На данном этапе реформы самое главное — пополнение земель резервного запаса. Они должны попасть в государственный земельный банк, пройти кадастровую оценку и уже оттуда продаваться с аукционов. Это позволило бы определить адекватную цену и выявить главных игроков земельного рынка.

Также хочу добавить, что государственным органам управления нужно прежде всего создать инфраструктуру сельского хозяйства, для того чтобы когда-нибудь был бы сформирован полноценный рынок земли».

Мнение рефери

Максим Копейчиков, партнер ЮФ «Ильяшев и Парт­неры»:

«Законопроект «О рынке земель» требует серьезных доработок. Считаю, что необходимо прописать более жесткие условия консолидации земель сельскохозяйственного назначения с целью ликвидации межполосья. Также нужно внести необходимые изменения в ЗУ «Об охране земель» и ЗУ «О государственном контроле за использованием и охраной земель», иначе на практике контроль за скупкой и использованием сельхознаделов может оказаться недостаточно действенным. Законопроект «О рынке земель» ограничивает количество гектаров, которые могут находиться в собственности у одного лица (один покупатель сможет купить не более 1,5 тыс. гектаров. — Ред.). Но используя документы родственников и созданные фермерские хозяйства, можно сконцентрировать в одних руках значительное количество с/х участков. И подобные недостатки проявятся уже на стадии исполнения.

Положительный нюанс данного проекта — детально расписанная процедура проведения земельных аукционов. Однако «правила игры» могут быть изменены уже после вступления в действие закона, как это случилось, к примеру, с Налоговым кодексом.

Вообще введение сельхозземель в рыночный оборот имеет ряд преимуществ: во-первых, это может привести к существенному сокращению коррупции; во-вторых, земли будут использоваться более эффективно; в-третьих, свободный рынок будет способствовать социальному и экономическому развитию села. Конечно, существует риск использования сельскохозяйственных земель в спекулятивных целях, а крупные игроки могут попытаться влиять на продовольственный рынок. Чтобы недопустить этого, государство должно взять на себя исполнение регуляторной функции в земельных отношениях. Заблокировать земельную реформу не удастся, но благодаря активности гражданского общества можно скорректировать ее содержание, в частности усилив контрольные механизмы».


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета