Технология страйка

Какое оборудование выбрать для боулинга
fgg

Успех боулинг-клуба во многом зависит от качества оборудования. За один час посетители могут сыграть 6–7 партий или всего 5. Учитывая длительные сроки поставки техники (около месяца), заняться выбором оборудования стоит сразу же после подписания договора покупки или аренды помещения.

От Америки до Китая

В Украине работают два официальных дистрибьютора американских производителей оборудования для боулинга — компании Quibica-AMF и Brunswick. Это известные в мире боулинга бренды с налаженной системой продаж по СНГ. По словам Романа Стетюхи, менеджера проектов «Доминант Боулинг», эти компании контролируют примерно 80% украинского рынка. «Наряду с ними присутствуют и независимые игроки, которые не связаны эксклюзивными соглашениями и работают с китайскими, корейскими и европейскими поставщиками, — рассказывает г-н Стетюха. — Из них примерно 10% рынка занимает компания «Доминант Боулинг», еще 10% — другие компании, среди которых за последние четыре года наиболее динамично развивается «VPS EC Украина».

Стоимость оборудования зависит от размера и формы помещения, комплектации, наличия или отсутствия детских бамперов (специальные бортики, разработанные для игры детей: посланный ребенком шар, отскакивая от бортика, в любом случае собьет кегли), количества дорожек. Естественно, зависит цена и от производителя. В Украине американское оборудование обойдется в $50–60 тыс. за дорожку. Полный комплект нового китайского стоит $32–44 тыс., подержанное — $20–30 тыс. в зависимости от комплектации и состояния. В эти суммы входят доставка, растаможка, разработка технического задания для помещения, где будет размещаться оборудование, консультации, чертежи, установка оборудования и обучение персонала. Самый дешевый, но затратный по времени вариант — поездка в Китай для личного общения с производителями.

Константин Пацалюк, заместитель генерального директора боулинг-клуба Brooklyn, отмечает: «За последние пять лет качество китайского оборудования значительно выросло. Предыдущее поколение откровенно хуже. Зато от последних разработок я уже не отказался бы». Если раньше разница в цене американского и китайского оборудования достигала 40%, то теперь она сократилась в среднем в два раза за счет улучшения качества. В пользу техники из Поднебесной в соотношении «цена-качество» говорит тот факт, что в отдельных случаях она сделана по той же принципиальной схеме, что и американское AMF. К тому же китайский завод Zhonglu, который выпускает оборудование под брендом VIA, комплектует его итальянской скорринг-системой третьего поколения «Focus-2010», дорожками из Италии, Финляндии. «В Китае работает два завода. Они выпускают технику под брендами VIA и XIMA Bowling — копию американского оборудования AMF 8290xl. В нашей стране установлено много дорожек VIA, чуть меньше — XIMA Bowling. В Киеве в некоторых недавно открытых торгово-развлекательных центрах стоит именно китайское оборудование для боулинга», — говорит Роман Стетюха.

Кстати, даже самые известные производители покупают комплекту­ющие в разных странах, в том числе и в Китае. Но китайское оборудование все же быстрее изнашивается и работает немного хуже американского. Кроме того, надо понимать, что при установке такого оборудования, так или иначе, теряется определенный контингент посетителей. Роман Сидоров, исполнительный директор компании «VPS EC Украина», предостерегает: «Завод Yangji Vision (Корея) в 2006 г. стал банкротом, остановил производство и прекратил поставку запасных частей и техническую поддержку своих клиентов. Ряд китайских предприятий, например XIMA, не получивших сертификацию в Европе и США, комплектуют оборудование разных производителей, различной степени новизны и работоспособности».

Если финансы не позволяют открыть заведение с новой техникой, есть вариант использования б/у, или как его тактично называют, восстановленного оборудования. «Его установка оправдана, если использоваться оно будет сезонно: на горнолыжном курорте, в гостинице на берегу моря, в небольших городах, при отсутствии конкуренции», — объясняет г-н Сидоров. Восстановленное оборудование подразумевает использование б/у каркаса и других незаметных посетителю деталей, но при этом основные механизмы и электроника — новые. Поэтому стоит удостовериться в том, что поставщик перед продажей обновил двигатели и редукторы, установил последнюю версию программного обеспечения. В целом основные критерии выбора б/у оборудования — его состояние, срок эксплуатации на прежнем месте. «В Украине уже имеется ряд успешных проектов, созданных на базе б/у пинспоттеров. Если открывать клуб на базе такого оборудования и привлечь к работе опытного механика, оно будет работать не хуже нового. Для сравнения, в США подобным образом открывается не менее 50% новых клубов», — утверждает Роман Стетюха. Показательны в этом плане дорожки, установленные в Национальном университете физической культуры и спорта Украины. Изготовлены они примерно в 1970-х годах, монтированы в Киеве в 1990-х, но до сих пор работают исправно, в основном за счет грамотного ухода. «Я не исключаю возможность использования восстановленного оборудования. Иногда даже поддерживаю, если разница в цене идет от 40%. Если 20–30%, я не экономил бы», — уточняет Константин Пацалюк. Правда, эксперты все же рекомендуют факт использования б/у оборудования завуалировать и не разглашать посетителям.

Несколько важных деталей

Перед приобретением стоит просчитать срок окупаемости оборудования (как правило, около пяти лет) и будущие затраты на запчасти. При выборе конкретного поставщика в первую очередь следует обращать внимание на технические характеристики предлагаемого оборудования, период реальной гарантии и наличие условий для ее осуществления (квалифицированные инженерные кадры, наличие склада запасных частей). В этом случае стоит довериться компаниям, имеющим официальные представительства в разных уголках страны, сертификаты, наработанную репутацию. Всегда можно созвонится с несколькими боулинг-клубами, пообщаться с главным механиком и узнать, сколько проектов было реализовано данной компанией в Украине, сколько дорожек построено, уровень лояльности к клиентам и т.д.

Один из важных нюансов — грамотный и качественный монтаж оборудования и обучение персонала, а также выбор программного обеспечения, так как совершенных систем нет.

Кроме того, надо понимать, что боулинг-клуб одними дорожками не ограничивается. «Боулинг-клуб — это основная направляющая, при которой существуют ресторан, пиццерия или суши-бар. Говоря «боулинг», мы подразумеваем, что как минимум пару бильярдных столов тоже будет. Но эти детали на усмотрение предпринимателя», — утверждает Константин Пацалюк. К обязательным элементам относятся пинспоттеры (механизмы переустановки кеглей), дорожки со специальным покрытием (ламинат высокого давления HPL), скоринг (система автоматического подсчета очков), пластиковые детали к дорожкам, система возврата шара и аксессуары (кегли, шары, обувь). Некоторые эксперты к второстепенным элементам причисляют автоматические бортики-бамперы для детей и натирочную машину. Другие высказывают мнение, что второстепенных позиций в этом бизнесе не бывает. «Если отказаться от установки детских бампов, в вашем клубе сложно будет играть малышам. Если сэкономить на качественной машине по уходу за дорожками, вы не сможете проводить турниры», — резюмирует Роман Сидоров.

Всегда существуют какие-то нюансы, без знания которых можно понести значительные убытки. «Любой бизнес нужно начинать после комплексного маркетингового и социологического исследования, по результатам и анализу которого определяется конкретная ниша, конкретный продукт, основная и косвенные целевые группы, планирование, субституты (и защита от них), риски (и профилактика), стратегия развития и последующие изменения», — полагает Андрей Репченко, вице-президент Ассоциации «ТРИС». У Константина Пацалюка на этот счет другое мнение. «Если речь идет о сетевом продукте, который открывается масштабно (4–6 клубов), консалтинг необходим. Если 1–2 заведения, то можно обойтись своими силами, особенно если в штате есть специалисты в этих вопросах», — отмечает Константин.

Есть ли место новинкам

Основной тенденцией рынка, которая и будет диктовать характер новинок в оборудовании, эксперты считают постепенную переориентацию боулинга с развлекательной на спортивную сферу. «Уже существует Федерация спортивного боулинга Украины, различного рода лиги. Я думаю, спортивное и любительское движение боулинга в Украине будет расти и от этого роста смогут выиграть клубы, которые вовремя обратили внимание на спортивный аспект игры», — говорит Роман Стетюха.

Что касается усовершенствования оборудования, то компании-производители ориентированы на повышение надежности, информативности, оптимизацию программного обеспечения, снижение материалоемкости, использование LED-технологий. «В ближайшие год-два планируем предложить новую систему скоринга. Работаем над снижением себестоимости, так как именно цена оборудования — фактор, обеспечивающий массовость и популяризацию», — делится планами Роман Сидоров.

Другой вопрос — как на эти новинки реагируют владельцы боулинг-клубов. Дистрибьюторы отмечают слабый интерес к обновлению оборудования, многое зависит от того, какие цели стоят перед клубами. Одних вполне устраивают текущая норма прибыли и стабильно работающее оборудование, а другие не видят смысла переплачивать за то, чего можно добиться своими силами. «Бывало, что украинские специалисты отслеживали какие-то проблемы в оборудовании и сами делали соответству­ющие доработки. Когда приезжали люди, которые занимались установкой, удивлялись. А следующая партия оборудования выходила уже с этими доработками», — улыбается Константин Пацалюк. Есть и третья категория владельцев, которые внимательно следят за новинками. Роман Сидоров рассказывает, что одесская сеть боулингов «Папашон» регулярно проводит апгрейд с учетом последних разработок итальянских и финских поставщиков. Многие, увидев новейшие технологии в действии, например, скоринг Focus в клубе «Авиатор» (Раменское), тоже загораются идеей внедрения ноу-хау. Правда, иногда за ноу-хау просят такие суммы, которые отечественные владельцы боулинг-клубов находят нецелесообразными. Например, AMF предлагает Redemption — что-то вроде игрового автомата, где после игры гость получает билет, который потом может обменять на приз. Простой экономический расчет заставил руководство клуба Brooklyn отказаться от этой новинки. Камнем преткновения стало и проблемное законодательство Украины в сфере игрового бизнеса.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета