Из своего кармана

Даже страховые компании, находящиеся под «крылом» крупного бизнеса, уязвимы во время кризиса
38

Бытует мнение, будто кептивные страховые компании более устойчивы в кризис, так как поддержка материнской структуры поможет им удержаться на плаву. Кстати, на кептивные СК приходится около 40% отечественного страхового рынка. «Статус» решил проанализировать, действительно ли можно доверять такого рода страховщикам.

Особенности вида

Кептивные страховые компании создаются, как правило, по инициативе крупных банков и финансово-промышленных групп. Собственными СК в свое время обзавелись многие игроки отечественного автомобильного, банковского, логистического рынков. «Затраты на создание и операционные расходы кептивной страховой компании ничтожны. В таких структурах работает минимальное количество сотрудников. Если штат обычной СК c разветвленной сетью представительств составляет сотни человек, то коллектив кептивной — гораздо меньше», — рассказывает руководитель проекта strahnadzor.ua Тимур Шакиров.

Штатная страховая структура — существенное преимущество для основного бизнеса. Во-первых, финансово-промышленным группам, которые обычно включают в себя банк, СК и по необходимости лизинговую компанию или НПФ, это позволяет предоставлять полный спектр финансовых услуг. Например, в группу «Приват» входят СК «Кредо» и СК «Ингосстрах»; в группу «ТАС» — одноименные рисковая и лайфовая компании.

В глазах внешних контрагентов эти компании выглядят более надежными, так как представляют собой финансовый конгломерат. Но корень зла кроется в несовершенном украинском законодательстве. Дело в том, что никто не осуществляет комплексный контроль над подобными объединениями. Банки регулирует НБУ, страховщиков — Госфинуслуг, а взаимоотношения СК и банков остаются практически вне закона. Именно в этом заключается второе преимущество подобных компаний — родственная страховая структура помогает холдингу решать проблему «отложенной прибыли». При отсутствии страховых случаев потраченные на страхование средства остаются в кассе холдинга, то есть не выходят за его пределы, что позволяет компаниям экономить на административных расходах. «Преимущества кептивной страховой фирмы для корпорации заключаются в автономном управлении некоторыми рисками материнской компании, регулировании финансовых потоков внутри группы и реализации собственной стратегии инвестирования», — добавляет президент СК «Лемма» Сергей Чернышов. В данном случае имеется в виду возможность обеспечения страховщика необходимыми средствами на формирование резервов. В свою очередь СК может инвестировать эти деньги в акции входящих в холдинг компаний (правда, при условии, что бумаги фирмы подпадают под требования Госкомиссии о регулировании рынков финансовых услуг). Таким образом, финансы холдинга практически не выходят за его пределы.

Кептивные компании, как правило, специализируются на страховании рисков в определенной сфере, предлагая наиболее привлекательные программы и тарифы

К тому же создание кептивной компании — один из простых способов выхода в сегмент, к примеру розничного страхования. Сценарий во всех случаях один и тот же. Банк создавал страховую компанию, в которой добровольно-принудительно страховались все залоги по кредитам. Такой бизнес позволял кептивной СК получить поток клиентов. При этом текущий и депозитный счета страховщика находились в родном банке, что также обеспечивало дополнительный приток средств для финансово-кредитного учреждения. Самыми яркими примерами подобного симбиоза в свое время стали аффилированные с банком «Аваль» (теперь — Райффайзен Банк Аваль) страховые компании «Эталон» и «Эталон Жизнь» (сейчас обе работают под брендом Fortis), а также страховая группа и компания страхования жизни «ТАС», продолжающие активно развиваться и после продажи банков, интересы которых долгое время обслуживали (ТАС-Комерцбанк и ТАС-Инвестбанк, работающих под брендом Swedbank).

Холдингу наличие СК приносит также значительную налоговую выгоду. Как известно, предприятие обязано платить 25% налога на прибыль, но если в холдинге имеется страховщик, то можно застраховать жизнь сотрудников и списать эту сумму на валовые расходы или застраховать собственное имущество. Эти средства как страховые платежи облагаются в СК только 3% налогом, и если страховое событие не произойдет, страховщик может перевести эти средства в прибыль и выплатить акционерам в качестве дивидендов. Прибыль в данном случае не облагается налогом.

Однако в подобном тандеме имеются и слабые стороны: при возникновении проблем у основного акционера, скажем банка, сложности появятся и у страховщика. Примером может служить Страховое объединение «Вексель», акционером которого является печально известный Проминвестбанк. Клиенты банка были застрахованы в этой компании, а депозиты страховщика частично находились в банке. Но даже диверсификация депозитов в других банках не дает компании оснований полагать, что акционер, то есть банк, найдет средства для докапитализации и поддержания ликвидности СК. Существует и другой пример — Дельта Банк, специализировавшийся на потребительских кредитах и сотрудничавший с кептивной СК по страхованию жизни «Брама життя». Все заемщики потребительских кредитов были обязаны страховать свою жизнь в этой компании. Такое сотрудничество позволило «Брамі життя» выйти в 2008 году на третье место в Украине по сборам страховых премий. Однако это вовсе не является подтверждением того, что компания способна выполнять свои обязательства перед клиентами, ведь собранные премии частично размещаются в банке или связанных структурах, что не всегда является качественной диверсификацией активов.

В одной связке

[к сведению]
Совет клиенту
Когда в банке или автосалоне вам настойчиво предлагают определенного страховщика, стоит поинтересоваться, связаны ли эти структуры. Если вы решите выбрать некептивную СК, а банк в этом случае предлагает повышенную кредитную ставку, можно смело жаловаться в Антимонопольный комитет и Общество защиты потребителей. Также стоит учесть, что по договорам страхования залогового имущества до полной выдачи кредита выгодоприобретателем является банк. Это значит, что даже если у клиента произойдет страховой случай, например ДТП, то страховщик должен согласовать выплату с банком. В случае если авто застраховано в кептивной СК, намного большая вероятность того, что банк примет решение о перечислении страховой выплаты в счет погашения кредита, чтобы не выпускать деньги из банка, соответственно, клиенту нужно будет самостоятельно оплачивать ремонт.

Преимущество кептивных страховщиков для клиентов — специализация на страховании рисков в определенной сфере. Это позволяет разрабатывать максимально адекватные потребностям страховщиков программы, более профессионально оценивать риски, рассчитывать тарифы. Например, СО «Ильичевское», являющееся аффилированной структурой ММК им. Ильича, с самого начала сделало акцент на медицинском страховании работников комбината. Была разработана программа корпоративного страхования с постепенным снижением участия работодателя в оплате взносов. Сейчас более 80% сотрудников комбината самостоятельно страхуют свое здоровье в этой компании, а страховщик давно не воспринимается как кептивная компания и стал одним из лидеров рынка медицинского страхования Украины.

К тому же даже в кризис кептивные СК стараются не экономить на качестве своих услуг. «Ведь по их работе клиенты судят о качестве обслуживания в других структурах холдинга. Если клиент остался недоволен предложением страховщиков, вряд ли он будет пользоваться услугами остальных компаний группы. Чаще всего страхование в кептивных компаниях предлагается в качестве сопутствующего сервиса. К примеру, при покупке машины в автосалоне клиенту предлагают застраховать ее в родственной СК, тем самым формируя лояльность потребителей к холдингу в целом», — говорит член правления, директор СК «ВиДи Страхование» (входит в холдинг «ВиДи Груп») Дмитрий Радионов.
На самом деле скидка, предоставляемая по страхованию, достигается за счет экономии расходов на привлечение клиента. Например, в страховой компании «VAB Страхование», аффилированной с одноименным банком, клиент может в любом офисе финучреждения купить договор страхования КАСКО с 20% скидкой, которая достигается за счет экономии на агентском вознаграждении, обычно получаемом страховым агентом.

Рука помощи

Очевидно, что у компании, имеющей поддержку сильного партнера, больше шансов пережить кризис. Так, СК «Аска» — компания группы СКМ — в марте 2009 года получила 30 млн грн допэмиссии. Помощь от акционеров пришла и в СГ «ТАС». В то время как крупные иностранные страховщики пока не получили денег от материнских структур, например СК «Дженерали Гарант Страхование», хотя в феврале руководство компании заявляло, что намерено обратиться к акционерам с необходимостью докапитализации на 200 млн грн. НАСК «Оранта» была вынуждена провести публичную допэмиссию, не имея возможности привлечь необходимый объем средств от основного акционера — недавно национализированного казахстанского БТА Банка. «Однако рассчитывать на внешнюю помощь можно только в том случае, если у материнской компании дела идут хорошо. Ведь страхование — обычно непрофильный бизнес для акционера, и СК «идет под нож» в первую очередь», — уточняет Тимур Шакиров. Например, без докапитализации СК «Страховые традиции» (наряду со страховщиком в группу входят лизинговая компания «Бест Лизинг Компании» и автосервис «Европаавтогрупп») просто не сможет справиться с валом заявлений на страховое возмещение — Госфинуслуг уже приостановила действие ее лицензии.

Однако подобная зависимость может сыграть злую шутку с кептивными СК — без помощи основного бизнеса они не смогут привлекать новых клиентов, так как не имеют альтернативных источников продаж, агентских сетей. Кроме того, огромное значение имеет качество формирования страховых резервов таких СК. Если они инвестировали большую их часть в депозиты связанного банка, акции подконтрольных основному бизнесу предприятий, то проблемы материнской структуры обернутся для страховщика невозможностью расплачиваться по обязательствам перед клиентами. Именно поэтому еще в 2007 году страховщики подняли вопрос о недопустимости страхования залогового имущества, так называемого банкострахования в связанных компаниях. С того времени положение дел изменилось: банки аккредитовывали большое количество СК, но настоятельно рекомендовали клиентам страховаться в кептивной СК, тарифы которой могли быть ниже средних по рынку. «Нужно предоставить клиенту выбор. Когда он сам предпочитает кептивную компанию, то и ответственность несет сам. Мы против того, чтобы банк или автомобильная компания навязывали клиенту свой выбор. Но НБУ не может заставить банки отказаться от подобной практики. Устойчивость такой СК зависит от устойчивости основного бизнеса», — подтверждает Александр Сосис, председатель правления СК «Аска». Клиенты, как правило, не ропщут и выбирают СК из немногочисленного перечня, предложенного банком. «У меня истек срок договора страхования КАСКО на кредитное авто, и в банке заявили, что СК, в которой я уже второй год страхую машину, больше нет в перечне аккредитованных банком компаний. Если я застрахуюсь в другой СК, то потеряю скидку, которую получил за 2 года безаварийной езды у своего страховщика, а это около 300 грн. Если же заключу договор с неаккредитованной СК, банк, неуверенный в ее финансовом положении, может перевести меня как заемщика к другой категории, так как якобы снизится обеспеченность моего залога», — сокрушался клиент крупного столичного банка, принадлежащего иностранным акционерам.

Эксперты утверждают, что нынешний кризис исправит ситуацию: страховые компании, аффилированные с банками, должны уйти в небытие. «Практика показывает, что чем менее аффилирована компания, тем устойчивее бизнес. В кризис и в докризисный период у кептивных страховщиков основной риск несет не сама страховая компания, а основное предприятие. Как показывает практика, СК, ранее работавшие в связке с банком, сегодня либо прекратили свою деятельность, либо близки к этому», — рассказал Александр Охрименко, советник председателя правления Укргазбанка.

Глава Госфинуслуг Виктор Суслов менее категоричен и полагает, что западные СК наименее уязвимы в нынешней экономической ситуации, они четче работают по выполнению обязательств, их персонал квалифицированнее и они более финансово устойчивы.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета