Сладкий магнат

Не боясь рисковать, умея доверять, учась у лучших, уважая худших, любя своих и напрягая чужих, пройдя 13-летний путь ломания стереотипов, Ватутинский хлебокомбинат бросил вызов отечественному рынку, пообещав через три года зарабатывать 400 млн грн
8

«Да вы посмотрите, сколько туда кладут начинки! Это наша новинка — булка-ириска. Мы долго изучали изделия конкурентов, прикидывали, пробовали, а потом плюнули на все и сделали свое. Никто такого не печет!» — Богдан Бондаренко, директор отдела маркетинга, с гордостью презентовал изделия группы компаний «Ватутінський хліб». Это предприятие смело можно назвать революционером национального хлебно-кондитерского дела, первопроходцем, уходящим в него с головой и так же, без остатка, в него вкладывающим. Новатором, умеющим влюбить в себя кредиторов, партнеров и собственных сотрудников. Пионером, упорно отстаивающим принцип качества и натуральности продукции. Словом, чудаком, не поддающимся изменчивому рынку и мечтающим накормить тортами полстраны.

Действуем сообща

«Несколько лет назад Укринбанк поверил в глобальную программу развития нашего предприятия и согласился инвестировать в нее 80 млн грн — половину общей стоимости проекта (160 млн грн), — рассказывает о своем деле глава наблюдательного совета и основной инвестор Владимир Загородний. — Завершение его очередного этапа (стоимостью 20 млн грн), ориентированное на май 2012 года, имеет своей целью вывод объемов производства тортов до уровня лидеров рынка Украины и удовлетворение десятой части ее потребительского спроса». Задача не такая уж труднодостижимая, ведь рынок тортов до сих пор не структурирован: нет одного или пары-тройки производителей, держащих внушительный его процент. Напротив, считает предприниматель, это несколько мелких и средних производств, делающих бизнес по принципу «у кого что получится». Притом, что торты есть везде, их качество, свежесть и цена иногда оставляют желать лучшего.

Прошлым летом предприятие вплотную приблизилось к выполнению обязательств перед финансовыми партнерами и, согласно новой части проекта, рассчитанной на три года, удвоило производство и реализацию кондитерской продукции. Сегодня эти объемы увеличены уже в 2,5 раза (в месяц производится 1200 тонн продукции: 550 тонн хлеба, 200 тонн тортов, остальное — кондитерские изделия), выручка же возросла на 80%.

«Банк выбрал наш проект среди сотни схожих, подчас более рентабельных и быстрее окупаемых. И не зря, — считает Юрий Тренкин, финансовый директор группы. — Мы продолжаем минимизировать его риски, развивая замкнутость производственного цикла. Результат — уникальность предприятия на украинском и постсоветском рынке». Здесь собственное натуральное сырье (мукомольный комплекс мощностью более 80 т/сутки), производственная база, не имеющая аналогов в стране (расположенная в цехах общей площадью 15000 кв. м), конкурентоспособная команда специалистов, сеть прямых продаж, гибко настраивающаяся на потребителя, развивающаяся структура филиалов (сегодня их два, а до конца года будет семь), коммерческий отдел, логистика.

За счет развития кондитерки и собственной дистрибуции владельцы минимизировали потери рентабельности и влияния на бизнес посредников. Изначально использовав прозрачность бизнеса в качестве решающего аргумента для получения кредита, сегодня они укрепляют доверие банка. Поэтому нет проблем с получением каждого отдельного транша.

Кадры решают!

«Результаты достигнуты благодаря двум критериям: людям и деньгам, — говорит г-н Загородний. — Старая производственная команда поверила в смелые планы, а приглашенные специалисты — директора по маркетингу, качеству, развитию — решают проблему квалификации кадров. Помимо прочего, они «подтягивают» наших людей до своего уровня». Также предприятие нанимает столичных бизнес-тренеров для развития управленческих навыков руководящего состава и обучения колл-операторов телемаркетингу. Результат — существенный рост (на 10–12%) количества заказов. Чтобы мотивировать работников производства отдачей от продуктивности, привязали структуру их зарплаты к выработке: подсчитали обороты и увеличили ее на 10%.

Люди ощутили, что работают на себя и «плывут в одной лодке» с руководством. Немаловажную роль в этом играют и социальные условия: бесплатный транспорт, полноценное питание на территории предприятия, медпункт, отделение банка, путевки на летний отдых. Электронные пропуска на предприятие выполняют еще и дисконтную функцию при покупке изделий в фирменной розничной сети: справедливая экономия на собственной продукции.

Теперь вопросом номер один стала производительность труда. «Мы побывали в России, Германии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Увидели, как производится подобная продукция там. Поняли, что ничего недосягаемого нет, — рассуждает Владимир Загородний. — Швейцарцы, к примеру, услышав, что у нас работают 1400 человек, решили, что это самая большая кондитерская компания в Украине, ведь они такой бизнес считают мелким и делают его совершенно по-другому. Используя современное оборудование, за сутки они производят 14 тонн тортов. Украинский предприниматель при таком количестве людей производит в три раза меньше».

За год предприятие усовершенствовало старое оборудование и приобрело новое, в частности, упаковочное, формовочное, тортовое, ротационные печи, дозаторы, миксеры, спецавтомобили, рефрижераторы. В цехах появилась современная система кондиционирования воздуха, создающая специальный микроклимат. «Увеличиваем ассортимент, утяжеляем производство, усиленно развиваем эксклюзивные направления: производство караваев, тортов, шоколадных шедевров, — подтверждает г-н Тренкин. — При этом автоматизация производства не влечет за собой сокращения штата. Напротив, мы набираем людей, ведь речь идет о постоянном наращивании объемов».

Захват территории

«Понимаете, хлеб — живой! Его нельзя просто замесить, добавить ингредиенты, химию и выпечь в роторной печи, как делают маленькие пекарни, — демонстрирует оборудование Богдан Бондаренко. — Наша заготовка из теста проходит долгий, технологически сложный, производственный путь, доходит, дышит и созревает, а уж потом выпекается. Печь — тоже непростая, имеющая несколько техрежимов для разных сортов хлеба и температурных зон для выпечки серединки, мякоти и корочки. Каждую буханку отдельно упаковываем, до мелочей продумываем фасовку изделий — оптимально для оптовиков и точек продажи».

Г-н Бондаренко родом из Черкасс. Однако переманили специалиста, прошедшего несколько хлебных и кондитерских предприятий, из Киева. Ему предложили конкурентную зарплату, соцусловия, жилье и дали свободу действий. «Каждое нововведение я обсуждаю с руководством. И мне приходится доказывать, убеждать, что это нужно, выгодно: получим ли прибыль, увеличим ли рынок, вытесним ли конкурентов», — рассказывает директор по маркетингу. В итоге у предприятия появился новый дизайн, корпоративный стиль, доработанные и улучшенные для обеих торговых марок — «Ватутінський хліб» и «Чарівниця» — логотипы. В будущем это станет ярким и надежным брендом, узнаваемым по упаковке, качеству, логистике, территории продаж.

Интересна и оригинальна разработка любого нового рецепта. «Я попросил маму, жену, других своих родственников, — улыбается маркетолог, — собрали несколько домашних рецептов и опытным путем определили самый вкусный и оптимальный для массового производства и индзаказов. Все рецепты получают «добро» от Центра сертификации и менеджмента (ЦСМ), других наблюдательных органов.
Решив сократить цепочку посредников, на предприятии открыли уникальную службу логистики. Это огромный цех отгрузки с еврооборудованием, почти 200 специализированных автомобилей, сохраняющих нужную минусовую температуру, и солидный охват территории развозки. Однако наибольший радиус доставки — 250 км, дальше выгода заканчивается. Выход нашли в открытии филиалов. Выбор первого — тернопольского — не случаен, ведь в радиусе 150 км находится еще семь областных центров. Филиал оборудован складскими помещениями с разными температурными режимами для разных групп продукции. Филиалов будет еще шесть — в Киеве, Харькове, Одессе, Хмельницком, Днепропетровске и Донецке.

«Вхождение в каждый отдельный регион специфично: везде своя ментальность, вкусовые предпочтения, традиции, — делится секретами специалист. — Презентуя свои торты местному потребителю, сопровождаем их 3–4-месячной акцией: оптовики получают «три по цене одного», конечный потребитель — несколько пирожных, прикрепленных к упаковке. Очень действенны дегустации: человеку нужно не только показать и доказать, а еще и в рот положить. И если вкус изделия понравился, покупатель смелее берет его с полки».

Трудности роста

«Однако не все на этом пути гладко, — вспоминает Владимир Загородний. — Многие преграды можно обойти и даже конкуренцию воспринимать, как благо и двигатель вперед. Труднее всего преодолевать равнодушие людей. Специфика ментальности украинцев в том, что они, как эпикурейцы, хотят все сразу, здесь и сейчас. О завтрашнем дне задумываются единицы». Да это и неудивительно, ведь регион депрессивный, пострадавший от закрытия нескольких шахт.

А вот финансовый директор наибольшей трудностью считает, естественно, стоимость привлеченных ресурсов. Ведь развитие, модернизация и автоматизация производства без них невозможна. «Если в Европе ставки по привлеченным финансам находятся на уровне 2–5% годовых, то у нас — 25–28%, — сетует Юрий Тренкин. — Тяжело также преодолевать субъективные факторы. Мы начинали год с цены на зерно 800 грн/т, а заканчивали его при цене 2300 грн/т (рост почти на 200%), при этом средняя цена готовой продукции увеличилась всего на 10%. Все это легло на наши плечи. И еще. Я не знаю другой такой страны, где предприниматель вынужден был бы платить столько налогов и сборов в госказну, — 29% от стоимости оборудования, которое я приобрел для модернизации производства и создания рабочих мест. Треть денег вылетает в трубу».

Немалая проблема — низкая платежеспособность населения. «Решаем ее, максимально удерживая цены, — продолжает г-н Загородний. — Трудно нам и с постоянно меняющимися нормативными гостребованиями к продукции. Ведь ни санстанция, ни Служба по защите прав потребителей не проверяют того, кто где-то в подвале производит 20–100 кг тортов, их интересует крупный производитель. Снимаем напряжение, открыв лабораторию по качеству и наняв специалистов».

Мороз всему голова

Но несмотря ни на что, предприниматели полны оптимизма: «Сегодня для выполнения обязательств перед Укринбанком нам осталось установить заказанное в Канаде оборудование, наладить его работу, а уже к сентябрю мы надеемся выйти на самоокупаемость. Получив от проекта реальную прибыль, полностью вернем банку кредит, на сегодняшний день составляющий 72 млн грн, и проценты, затем планируем перейти к обсуждению с банкирами вопроса выгодного вложения нашей прибыли».
Оборудование Unifiller для производства тортов — одно из лучших на специализированном мировом рынке. Эта автоматизированная линия стоимостью 2,088 млн грн разрезает коржи, перемазывает их кремами, начинками, перекладывает, поливает сиропами, выполняя 80% трудозатрат в приготовлении торта. Оставшиеся 20% — это оформление: украшение кремовыми и шоколадными элементами декора, разнообразными присыпками.

Уникальная часть проекта, запланированная на май-июнь, — заморозка кондизделий: тортов, булочек, пирожных и круасанов. В Украине об этом почти не слышали, а вот Европа, исповедуя принцип чистого продукта, давно использует такие технологии, в России только-только начали их внедрять. Данная технология позволяет убить 85% всех бактерий, стремительно размножающихся в кондизделиях. Однако шоковая заморозка (мгновенное охлаждение продукта до –36 градусов) — удовольствие не из дешевых (1,7 млн грн).

«Дело в том, что сложность массового производства тортов кроется в его потребительских пиках и коротком сроке хранения (до 5 дней), — объясняет директор предприятия. — Торты приобретают в разы больше 8 Марта, на Новый год, Рождество, День св. Валентина, Пасху и т.д. К примеру, с 1 по 8 марта мы продаем столько же тортов, сколько с 8 по 30 марта. Чтобы удовлетворить скачок спроса, к каждому празднику нужна либо целая армия работников, либо необходимое количество уже готовых тортов. Решением может стать замороженный торт, который хранится год. Внедрив эту технологию, мы также достигнем равномерной производительности труда».

Секреты резидента

На комбинате рассчитывают, что проект будет существовать 25–30 лет, удовлетворяя как минимум десятую часть потребности страны в кондизделиях. Имеются и перспективные партнеры. Южнокорейская компания Lotte Group, занимающая 5-е место в мире по кондитерскому производству, заинтересована в украинском и российском рынках. Для них было открытием, что украинцы ежедневно съедают 250 тонн тортов. Их удивил и сам «тортовый» бизнес, ведь у них торт — продукт эксклюзивный. Они загорелись желанием поддержать «Ватутінський хліб» инвестициями, однако уже на этапе захвата им пятой части украинского рынка.

Следующая цель собственников — выход на международный рынок. Прежде всего российский, белорусский и молдавский. «Рассчитываем найти мелкого предпринимателя, согласного доводить почти готовый (на 80%) торт до совершенства и продавать, — рассуждает г-н Загородний. — Или же сами будем возить и реализовывать свои изделия. Нужны другим странам замороженные ягоды и фрукты — клубника, вишня, малина, смородина, калина, и мы готовы этим национальным богатством их обеспечить».

Интересует пекарей, безусловно, и Европа. Уже сегодня печенье «Чарівниці» в Польше воспринимают как натуральную продукцию: ценят на порядок выше местного, приготовленного из заменителей. Поэтому, чтобы соответствовать критериям массового иностранного потребителя, завоевать его и удержать, на приоритетные позиции выдвигается управление качеством. «Без него в Европе сегодня делать нечего, в России такие требования будут завтра, в Украине — послезавтра. На иностранном рынке выиграет тот, кто добьется лучшего качества, завоюет сердце потребителя и организует работу таким образом, чтобы его люди зарабатывали достойно», — воодушевлен Владимир Загородний.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета