Процедуры банкротства налоговых должников вскоре могут начать проводить без их ведома

В декабре 2015 года на веб-сайте Государственной фискальной службы Украины (далее – ГФС) был обнародован разработанный этим органом проект Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О восстановлении платёжеспособности должника или признании его банкротом".
49406

Необходимость внесения изменений в указанный Закон ГФС связывает с потребностью усовершенствования процедуры банкротства путём внедрения на законодательном уровне:

бесспорности денежных требований контролирующих органов;
налогообложения НДС при продаже имущества банкрота в ликвидационной процедуре;
применения упрощённой процедуры банкротства в отношении плательщиков, не имеющих имущества для погашения налоговой задолженности и/или отсутствующих по местонахождению.
Первым и наибольшим изменением, которое этот фискальный орган предлагает внести в Закон Украины «О восстановлении платёжеспособности должника или признании его банкротом», является предоставление возможности налоговым органам инициировать процедуру банкротства субъектов хозяйствования, которые имеют налоговый долг и в которых отсутствует имущество и средства для его погашения.

На сегодняшний день и законодательство Украины, и судебная практика не позволяют налоговому органу инициировать открытие производства по делу о банкротстве субъектов хозяйствования, которые имеют задолженность по уплате налогов.

Так, частью 3 ст. 10 ЗУ «О восстановлении платёжеспособности должника или признании его банкротом» дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом при наличии бесспорных денежных требований кредитора, которые подтверждаются решением суда, вступившего в законную силу, и постановлением об открытии производства.

Именно невозможность налоговыми органами получать постановления об открытии исполнительного производства и подавать их в хозяйственный суд в качестве подтверждения своих бесспорных требований и является препятствием для открытия производства по делу о банкротстве.

Дело в том, что действующее законодательство Украины чётко разграничивает порядок принудительного взыскания обычной задолженности должника и налогового долга предприятия налоговым органом. К такому выводу пришел Высший административный суд Украины в своем информационном письме №1484 / 12 / 13-13 от 24 октября 2013 года.

Так, в соответствии со статьями 95 — 99 Налогового кодекса Украины принудительное взыскание средств с банковских счетов должника в счет погашения налогового долга, а также принудительная продажа имущества должника, что находится в налоговом залоге, осуществляется налоговыми органами без открытия исполнительного производства, а, следовательно, у административных судов отсутствуют основания для выдачи налоговым органам исполнительных листов на принудительное исполнение решения суда.

Следует отметить, что на рассмотрение Верховной Рады Украины Кабинетом Министров Украины уже подано другой проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам банкротства (касательно обеспечения европейских стандартов в сфере восстановления платежеспособности должника и упрощения условий ведения бизнеса в Украине) № 3161.

Согласно этому законопроекту указанную проблему предлагается решить путем альтернативности подтверждения бесспорных требований кредитора: ИЛИ решением суда, ИЛИ постановлением об открытии исполнительного производства.

Поскольку законопроект № 3161 уже подан в Верховную Раду Украины и содержит решение вышеупомянутой проблемы, включение норм, которые призваны решить эту же проблему, в законопроект, разработанный ГФС, нецелесообразно.

Кроме того, Государственной фискальной службой предлагается ввести отдельную сокращенную процедуру банкротства для должников, которые отсутствуют по своему местонахождению, или в случае непредоставления таким должником в течение года в органы доходов и сборов налоговой отчетности, а также при наличии других признаков, предусмотренных законодательством, что свидетельствуют об отсутствие предпринимательской деятельности должника. При этом, размер задолженности не определен. Внесение указанных изменений фискальная служба объясняет необходимостью «расчистки» таких должников.

Суть предложенной сокращенной процедуры заключается в том, что суд в двухнедельный срок после вынесения постановления об открытии производства по делу о банкротстве отсутствующего должника выносит постановление о признании должника банкротом, открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора.

В ликвидационной процедуре, в случае обнаружения имущества должника, средства от его продажи направляются на покрытие расходов, связанных с проведением ликвидационной процедуры. Кроме того, в случае обнаружения имущества должника, по ходатайству должника суд может вынести решение о прекращении ликвидационной процедуры и переходу к общей процедуре в деле о банкротстве.

Кроме того, Государственной фискальной службой предлагается закрепить непосредственно в Законе норму, согласно которой до завершения процедуры банкротства должник остается плательщиком налога на добавленную стоимость, а в стоимость продаваемого имущества, предлагается включать налог на добавленную стоимость.

Следует отметить, что на сегодняшний день с момента признания судом должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры в соответствии со ст. 38 Закона у банкрота не возникает никаких дополнительных обязательств (в том числе по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме расходов, связанных с осуществлением ликвидационной процедуры. Согласно действующим нормам требования по уплате налогов и сборов удовлетворяются в 3 очередь.

Однако, как видно, Государственную фискальную службу третья очередь не устраивает. Поэтому наши налоговики решили немного пополнить бюджет и поднять свои показатели за счет кредиторов первой и второй очереди, поставив таким нехитрым способом требования по уплате НДС в первую очередь путем их приравнивания к расходам на осуществление ликвидационной процедуры.

Таким образом, законопроект, размещенный на веб-странице ГФС, является очень «сырым», противоречит другим нормам Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и нуждается в значительной доработке.

www.prostopravo.com.ua


Комментарии:


Код безопасности:


Читайте также:

«Альтернативой массовому «причесыванию» всех рекламных конструкций под единый формат могла бы стать разработка приложения к концепции развития наружной рекламы в столице — реестра единых типовых решений для внешнего вида и оформления»
«ИТ-специалистам приходится прикладыватьнемало усилий для информирования потенциальных клиентов и доказывать, что средства, выделенныена информационные технологии, окупятся»
«Отечественное гостиничное хозяйство должно развиваться согласно четко обоснованной потребности в количестве и категории номеров, а не следуя капризам инвесторов»
«Продвижение новых технологий и платных сервисов на телекомрынке затруднено из-за особенностей украинского менталитета, пиратства и нехватки качественного контента»
«Предпринимателям нужно поменять характерное для украинского бизнеса мировоззрение: если зарабатывать, так сразу миллион»
«Корпоративная реструктуризация — не только способ снизить налоговую нагрузку, но и возможность упорядочить бизнес, приведя его к европейским стандартам»

Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета