В торговле сегодня мало денег и слишком много законов

Игорь Кишко, генеральный директор Украинской торговой ассоциации
16

Оборот украинской цивилизованной торговли в 2009 году составил 442 млрд грн. Перечислено в бюджет — 17 мгрд грн, что составило порядка 12% всех поступлений. По официальным данным, сегодня в украинской торговле работает около 2 млн чел., а вместе с сопутствующими отраслями рынка эта цифра превысит 4 млн. чел. Несложно представить, какое значение для экономики Украины сегодня имеет торговля и в экономическом, и в электоральном смысле.

А теперь посмотрим на украинскую торговлю в структурном плане. По самым оптимистическим оценкам, доля цивилизованных форматов торговли в Украине составляет порядка 15–25%. Для сравнения, в Германии эта цифра достигает 93%, в Польше — более 60%. Что же мешает нам показывать такие же результаты или хотя бы двигаться в их сторону?

В докризисный период отрасль развивалась с ежегодным приростом в 15–25% за счет расширения цивилизованных форматов. Но обрушившийся кризис в один момент остановил эти процессы, лишив торговлю так необходимых ей денег на развитие. Не секрет, что большинство цивилизованных форматов торговли строилось на кредитные и инвестиционные средства. Удорожание старых кредитов и невозможность получения новых и недорогих привело к тому, что отрасль оказалась в трудном положении. Сегодня отсутствие оборотных средств в достаточном количестве — одна из главных проблем, которая тормозит развитие торговли. Однако не менее остро стоит задача дерегуляции ведения бизнеса в отрасли.

На сегодняшний день порядка 40 контролирующих и проверяющих органов осуществляет надзор в торговле. Нередко одни и те же вопросы рассматриваются разными контролирующими органами, их выводы пересекаются, противоречат друг другу или дублируются. В результате теряется время, человеческие ресурсы и деньги. Все процессы, которые связаны с регуляцией торговли, формировались не один год. Органы, имеющие отношение к регулированию торговли, за эти годы «обложились» законами, постановлениями, подзаконными актами и пр., которые прописывались «под себя». Чтобы сломать эту хорошо выстроенную машину, всю запутанную законодательную базу нужно убрать и написать заново. Но это нереально, следовательно, мы идем точечно, исправляя то, что можно сделать уже сейчас.

Система нормативно-правового регулирования торговли формировалась годами и прописывалась «под себя» чиновниками разных рангов, министерств и ведомств

Например, известное Постановление Кабмина № 1548, касаемое социально значимых продуктов питания, вышло в свет в 1996 году и на протяжении 14 лет существования обрастало другими постановлениями, видоизменялось. В результате мы имеем типично украинский (в худшем смысле) продукт. К примеру, указанным постановлением местным властям делегируется право составлять списки социально значимых продуктов и устанавливать наценки (в пределах постановления) на эту группу товаров на свое усмотрение. Сейчас в Украине таких списков существует около 40!

От этого постановления нехорошо всем, включая торговлю, производителя и конечного потребителя: от контроля изменения цен с обязательным их декларированием производителем, контроля наценки в торговой сети до несправедливой, на наш взгляд, «уравниловки» для потребителя, когда миллионер и пенсионер платят одинаково за один и тот же социальный товар.

Наша ассоциация (Украинская торговая ассоциация. — Ред.) предложила КМУ Украины проект, который из пяти существующих постановлений правительств разных лет, «курирующих» эту проблему, убрал ненужное регулирование, заменив его принципами, которые помогут нашему производителю и торговле. Если списку социально значимых товаров быть, значит, он должен существовать в одном варианте, единственном на всю страну. Упрощая госрегулирование, мы создаем такой подход к ведению бизнеса, благодаря которому будет обеспечена одна из главных задач государства: бизнес в определенной степени может планировать свои действия.

Мы работаем над этой проблемой с марта текущего года — согласовали проект с Министерством АПК, Министерством экономики и пр. Суть нашего предложения понятна: упростить моменты госрегулирования и создать такой подход, при котором это было бы выгодно как производителю, так
и торговле.


Комментарии:


Код безопасности:


Читайте также:

«Продвижение новых технологий и платных сервисов на телекомрынке затруднено из-за особенностей украинского менталитета, пиратства и нехватки качественного контента»
«Предпринимателям нужно поменять характерное для украинского бизнеса мировоззрение: если зарабатывать, так сразу миллион»
«Отечественное гостиничное хозяйство должно развиваться согласно четко обоснованной потребности в количестве и категории номеров, а не следуя капризам инвесторов»
«Корпоративная реструктуризация — не только способ снизить налоговую нагрузку, но и возможность упорядочить бизнес, приведя его к европейским стандартам»
«ИТ-специалистам приходится прикладыватьнемало усилий для информирования потенциальных клиентов и доказывать, что средства, выделенныена информационные технологии, окупятся»
«Альтернативой массовому «причесыванию» всех рекламных конструкций под единый формат могла бы стать разработка приложения к концепции развития наружной рекламы в столице — реестра единых типовых решений для внешнего вида и оформления»

Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета