Без переучета

Один из способов дистанционного управления торговой сетью
торговая сеть

Одной-двумя торговыми точками собственник вполне может управлять (контролировать продажи, учитывать расходы на зарплату, оценивать эффективность работы персонала и т. п.) при помощи программ Excel или 1С: Бухгалтерия. Когда же количество магазинов и персонала исчисляется десятками, а сделок (транзакций) — десятками тысяч, стоит задуматься над внедрением специализированного софта. Иначе вряд ли анализ работы филиалов на основании отчетов за прошедший день или неделю поможет эффективно развивать бизнес.

[Из блокнотов — на монитор]

Некоторые предприниматели, привыкшие вести бухгалтерию на тетрадных листах, сомневаются в возможности автоматизировать свои финансовые и кадровые процессы. Но на самом деле все не так сложно. «Если бизнес-процессы поддаются оцифровке с помощью Excel, то смело можно внедрять и более функциональные программы», — утверждает Александр Россол, директор компании InBASE консор­циума Intecracy Group.

[цена вопроса]
Внедрение и обслуживание ERP-систем
ыВнедрять ERP-систему можно как с центрального офиса (движение «вниз»), так и в обратном направлении — от подразделений («вверх»), в зависимости от целей внедрения. Если необходимо централизовать систему учета и отчетности, то начинать нужно сверху вниз. Если же стоит задача оптимизировать торговые операции и повысить доходность магазинов, нужно двигаться от торговых точек.
Квалифицированный интегратор, как правило, тестирует установленное ПО, чтобы выявить и устранить недостатки, и лишь потом передает систему в управление клиенту.
Цена готового решения стартует примерно от 500 грн за одну лицензию (одно рабочее место). Таким образом, для торговой сети из 20–30 филиалов система обойдется минимум в 10–15 тыс. грн, но для крупной компании с десятками филиалов, складами и региональными офисами речь может идти о нескольких миллионах гривен.

Комплексные программы для управления ресурсами компании называют ERP-системами (от англ. еnterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия). «Такой софт имеет модульную структуру, — отмечает Александр Ищенко, руководитель практики SAP компании «Инком». — Например, снабжение и логистика, cбыт и дистрибуция, планирование и производство, бухгалтерский и налоговый учет и т. п.». Программа объединяет управление продажами и запасами, обеспечивает постоянную и достоверную информацию о наличии товаров на складах и в торговых залах, позволяет отслеживать излишки и медленно реализуемые категории продукции. Также она обеспечивает возможность поощрения торгового персонала в зависимости от объема и динамики продаж, режима работы, расположения торговой точки и других параметров.

Если работа магазина не автоматизирована, то обычно проводится еженедельный (или даже ежеквартальный) анализ продаж. В этих случаях на дверях красуется табличка «Пере­учет». Использование подобного софта сводится к следующему. Сотрудник должен каждую сделку заносить в компьютер (а точнее, сделка проводится именно через компьютер), и на основании этих данных в автоматическом режиме ему начисляется зарплата и бонусы. При использовании ERP-системы руководитель в центральном офисе (или собственник, находясь на отдыхе за рубежом) постоянно может видеть объемы и динамику продаж, результаты работы каждого региона и каждого сотрудника в отдельности. Это помогает оперативно принимать управленческое решение — закрыть проблемный филиал (или рабочее место), уволить продавца либо адаптировать продукт под нужды региона. «Подобные программы у нас в основном покупают банки для кредитных отделов, — рассказывает г-н Россол. — При этом их эффективно использовать в любой сфере, где есть продажи и филиалы».

В совокупности преимущества ERP-систем — это экономия времени персонала (торгового и финансового), унифицированный формат анализа и отчетности (исключаются лживые отчеты), сокращение численности бухгалтеров, оперативное получение информации о деятельности торговой сети. «Можно в режиме реального времени узнавать количество доступных для отгрузки со склада товарных запасов, целесообразность использования определенного канала сбыта, определять узкие места сбытовой цепочки, планировать продажи», — подчеркивает Роман Фисун, директор департамента консалтинга компании «Инком». А самое главное, такой софт позволяет владельцу управлять бизнесом на расстоянии.

[Самописность VS массовость]

ERP-системы бывают готовые и индивидуальные. Основной минус любого готового решения — необходимость адаптации софта под структуру и условия компании. Но этот недостаток нивелируется стоимостью такого унифицированного софта. Программы под заказ дороже массовых примерно вдвое, да и на их качественную разработку требуется как минимум 2–3 месяца.

Заказывать или приобретать готовые решения желательно с учетом перспектив развития торговой сети. «Ведь наиболее простые и дешевые программы легко внедряются, но с трудом масштабируются, — рассказывает Анна Боднарчук, директор супермаркета лицензионного программного обеспечения «Софткей-Украина». — И наоборот, сложный многокомпонентный софт труднее внедрять, зато проще развивать». К примеру, если через год собственник решит открыть еще парочку магазинов или создать распределительный центр, то при использовании самой простой программы их вряд ли получится интегрировать в общую систему. Софт начального уровня умеет работать только напрямую, по схеме «несколько торговых точек — офис». Более сложные программы работают в условиях многоуровневых компаний, при одновременном подчинении филиалов разным управлениям, работе складов с пересекающимися поставками и т. п. «По нашему опыту, лучше изначально внедрять программы с возможностью масштабирования», — советует госпожа Боднарчук. В итоге это получится дешевле, чем переустанавливать новое ПО, если предприниматель решит «поменять» парочку киосков на десяток дискаунтеров.

Учитывая растущий спрос на ERP-системы, мошенники вместо них продают другие, более дешевые софты. «Следует опасаться дельцов, которые под видом полноценной системы предлагают, к примеру, решение для управления кассовыми местами, — предостерегает Виталий Данилин, директор ЧП «Пилигрим». — Оно будет полезным для небольшого магазина, но для сети из нескольких торговых точек нужно сразу выбирать полновесные программы». Поэтому до подписания договора нужно внимательно ознакомиться с функционалом софта, протестировать пробную версию.

Пользователям следует знать, что эффективность ERP-системы сводится к нулю, если хоть одна торговая точка не использует ее правильно. Например, сотрудники заносят не все операции в систему или учитывают ошибочные категории товаров. Поэтому требуется контролировать внедрение соф­та в компании и мотивировать персонал к правильному его использованию. «Благодаря автоматизации отчетности мы закрыли часть точек и открыли их в новых местах, изменили расположение склада, — говорит г-н Данилин. — Продажи в целом по торговой сети за прошлый год, в сравнении с
предыдущим, выросли на 40%».

Кроме этого для эффективного использования системы необходима бесперебойная подача электричества и стабильная работа интернета (стационарного или мобиль­ного).


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета