Умный и сенсорный

В 2011 году ритейлеры заработают на недорогих сенсорных смартфонах на базе Symbian и Android
res3

Украинцы снова начали активно покупать мобильные телефоны, а одним из самых быстрорастущих сегментов стали смартфоны на ОС Symbian и Android. Их доля в общем объеме по итогам трех кварталов 2010 г. составила 10,1% (в начале года — 5,6%), по данным Unitrade Group. Также традиционно высокой (37%) остается доля бюджетных терминалов стоимостью до $70. Общий рост рынка в Unitrade Group оценивают в 54,2%, или 38,85% в денежном эквиваленте. При этом средняя сто­имость мобильного телефона продолжает снижаться. В 2010 году, по данным сети «Мобилочка», она составила $114 против $130 — в 2009 году. Если тенденции сохранятся, в 2011 году ретейлеры могут рассчитывать на значительный рост продаж, сделав ставку на недорогие смартфоны и бюджетники.

Покупки трехлетней выдержки

«Главными причинами роста продаж мобильных телефонов, по-нашему мнению, являются улучшение ситуации в экономике (небольшой рост промышленного производства и доходов граждан, а также стабилизация на валютном рынке), отложенный спрос 2009 года, когда было куплено всего 4,5 млн телефонов, а также активная замена телефонов, купленных в 2007-2008 годах, когда рынок был одним из самых больших, — считает Юрий Руденко, директор по стратегическому развитию сети «Мобилочка». — Свою роль сыграло и частичное возобновление потребительского кредитования».

Представители ретейла отмечают, что покупка той или иной модели чаще всего определяется не осознанным выбором определенной платформы или операционной системы, а модными тенденциями, названием бренда, качеством сборки и цветом. Из функций обращают внимание на наличие сенсорного экрана, MP3 и встроенной камеры. Покупатель часто не отдает себе отчет, что приобретает именно смартфон, а рост продаж этих аппаратов наблюдается прежде всего за счет их доступности. Свои линейки недорогих сенсорных смартфонов предлагают практически все крупные производители. В 2010 году такими моделями стали Nokia 5320, LG GT540 и Optimus One, Samsung i5500 и другие.

Одной из тенденций последних лет стали предустановленные приложения для доступа к социальным сетям «Одноклассники», «Вконтакте», Facebook и Twitter. Такие приложения особенно востребованы среди молодежи, поэтому фразу «интеграция с социальными сетями» сегодня можно встретить даже в рекламе недорогих аппаратов. В то же время производители больше не гонятся за наращиванием количественных показателей. Появившись несколько лет назад, 8-мегапиксельные камерофоны так и не стали особо популярными. Наиболее востребованным оказалось разрешение 3–5 мегапикселей. Аналогичная ситуация с объемом встроенной памяти и размерами дисплея.

В условиях роста продаж новых устройств крупные сети больше не нуждаются в развитии комиссионного ритейла. В кризисный год во многих торговых сетях были оборудованы комиссионные отделы. В дальнейшем этот сегмент будет снова отдан на откуп радио­рынкам и мелким точкам, которые массово появились в пешеходных переходах, на остановках общественного транспорта и возле станций метро. «Большим сетям, как наша, выгодней продавать новые устройства, — говорит Евгений Зайцев, продакт-менеджер направления «мобильные телефоны» сети «Мобилочка». — Поэтому мы ориентированы на расширение ассортиментного ряда, ведение новых товарных групп, улучшение сервиса и развитие сети». Не верят в послекризисное будущее комиссионных отделов и в «Евросети». «Безусловно, такой сегмент рынка есть, но это временное явление, связанное с конкурентной ценой», — отмечает Роман Кананыхин, руководитель направления стран СНГ компании «Евросеть». С другой стороны, несмотря на улучшение общеэкономической ситуации, роста уровня жизни населения не наблюдается. Поэтому интерес к подержанной технике сохранится и в 2011 году, особенно на переферии, откуда покупатели нередко едут на радиорынки Киева и других крупных городов в поисках доступных цен и хорошего ассортимента. Для мелких предпринимателей сегмент подержанных телефонов при всех своих рисках сохраняет актуальность.

Отличительные признаки

Среди смартфонов наиболее популярными остаются устройства Nokia на платформе Symbian. «На сегодня каждый 10 проданный телефон — это смартфон, при этом доля Nokia с ОС Symbian — 85%, и зачастую данные телефоны покупают не столько из-за дополнительных возможностей, сколько из-за дизайна, статусности или камеры, — отмечает Евгений Зайцев. — На мировом рынке доля Android составляет 25,5%, а Symbian — 36,6%. Очевидно, мировые тенденции не обойдут и нашу страну».

Велика вероятность, что есть Android-устройства Samsung, HTC, LG и других производителей будут постепенно перетягивать на себя потенциальных покупателей смартфонов Nokia. «Очень перспективной ОС является Android, которая достаточно быстро развивается, а количество моделей, поддерживающих ее, стремительно увеличивается, — комментирует Роман Кананыхин. — Система сконструирована очень грамотно, имеет возможность почти безграничного расширения с помощью самых разнообразных приложений сторонних разработчиков. Кроме того, для Android характерна сильная интеграция с различными веб-сервисами».

Перспективы других ОС ретейлеры оценивают менее оптимистично, что неудивительно. Дело в том, что аппараты с iOS  (iPhone) и RIM (BlackBerry), занимающие 3-е и 4-е места по продажам на мировом рынке, в Украине продаются только по «серым» каналам, поэтому оценить объем продаж сложно, а в крупных сетях они и вовсе не представлены. Однако это не мешает десяткам небольших интернет-магазинов строить свой бизнес исключительно на продажах iPhone, BlackBerry и прочей экзотики. Успех такой бизнес-модели целиком зависит от доступности каналов выгодной закупки и ввоза устройств.

Китайцы наращивают мускулы

Если до 2008 года телефоны китайского производства можно было встретить лишь на радиорынках и интернет-барахолках, то сегодня из общей массы малоизвестных компаний выделились бренды, которые продают свои телефоны в Украине официально, обещая соответствующую гарантию и сервис. Это Anycool, Changhong и Vertice, причем у каждого есть украинский веб-сайт. От традиции наследовать дизайн популярных брендов китайские производители отказываться не спешат. В результате Anycool I959 ($169) внешне является полной копией флагманского смартфона HTC Desire ($630), Vertice VS89 напоминает телефоны премиум-серии Nokia 8800, а Anycool I726 ($169) многие спутают с iPhone 4 (стоимость в Украине — около $1000). Китайцы небезуспешно находят ниши, которым крупные производители в силу тех или иных причин не уделяют должного внимания. В первую очередь это касается моделей с поддержкой двух SIM-карт или двух стандартов (CDMA+GSM). Потенциально найдет своего покупателя и Changhong S6272, способный, если верить производителю, проработать без подзарядки до 30 суток. Крупным сетям китайские модели пока неинтересны, поэтому импортеры предлагают гибкие условия небольшим магазинам. В Украине работают несколько онлайновых магазинов, специализирующихся на продаже исключительно китайских телефонов. Залог успеха такого бизнеса в доскональном знании потребностей украинского покупателя и умении предложить соответствующий ассортимент. Еще одним каналом дистрибуции для китайцев стали мобильные операторы, которые заинтересованы в дешевых аппаратах для маркетинговых акций. Например, life:) в рамках новогодней акции предлагает Android-смартфон Huawei U8110 за 999 гривен, что является ценовым рекордом для аппаратов на данной платформе.

В целом прогнозы на 2011 год для мобильщиков позитивные. Участники рынка ожидают дальнейшего удешевления устройств, но при этом роста продаж в количестве и деньгах. Однако к докризисному уровню рынок, согласно прогнозам IDC, вернется лишь к 2012 г. Небольшие магазины смогут успешно конкурировать с крупным ритейлом за счет ассортимента (недорогие смартфоны с сенсорным дисплеем на платформе Symbian и Android), наличия моделей с эксклюзивными функциями, а также грамотными консультантами. Последнее часто является слабым местом крупных сетей в силу традиционно высокой текучки кадров среди продавцов. Украинские покупатели также остаются очень чувствительными к стоимости, поэтому преимущество в $10–15 часто является определяющим фактором в выборе места покупки.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета