Спор по правилам

Как обжаловать решения налоговых инспекторов
44

Нашей фирме нередко приходится сталкиваться с налоговыми спорами, связанными с доначислением налоговых обязательств субъектам хозяйствования по результатам налоговых проверок. В каждом случае — своя фабула и свои особенности. Но вот что интересно: наши клиенты сообщают, что неофициально сотрудники налоговой инспекции нередко признают, что и доначисленные налоговые обязательства, и штрафные санкции, мягко говоря, «притянуты за уши». И в случае их обжалования налогоплательщики имеют все шансы на успех. Принимаются же такие спорные решения лишь потому, что «у налоговиков тоже есть план, который нужно выполнять». Поэтому предприниматели должны четко представлять себе пути выхода из подобных налоговых тупиков.

Кому жаловаться

По результатам проведения невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования оформляется акт, а в случае отсутствия нарушений — справка.

Если субъект хозяйствования не согласен с выводами проверки, он имеет право на протяжении трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения экземпляра акта проверки, подать в орган государственной налоговой службы (ГНС) возражения к данному акту. При подписании акта (или отказе от подписи) субъект хозяйствования (его должностное лицо) делает в нем соответствующую отметку.

Органы ГНС рассматривают возражения на протяжении трех рабочих дней со дня, следующего за днем их поступления.

По результатам рассмотрения возражений составляется заключение в произвольной форме, в нем указываются приведенные в акте факты и данные, относительно которых поданы возражения. Заключение подписывается должностными лицами, проводившими проверку, и их непосредственными руководителями. Этот документ является составной частью материалов проверки и учитывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС при принятии налогового уведомления-решения (решения о применении штрафных (финансовых) санкций).

Налогоплательщик, получив решение о неудовлетворении своей первичной или вторичной жалобы, может не продолжать дальнейшее административное обжалование, а обжаловать это решение в судебном порядке

Заключение приобщается к первому экземпляру акта проверки, который остается в контролирующем органе. На основании этого заключения готовится обоснованный письменный ответ относительно результатов рассмотрения возражений и присылается субъекту хозяйствования по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (или вручается под подпись должностным лицам субъекта хозяйствования).

Если налогоплательщик считает, что контролирующим органом было принято решение, которое противоречит законодательству по вопросам налогообложения или же выходит за рамки компетенции такого органа, он имеет право обжаловать такое решение в административном или же судебном порядке.

Сроки — вежливость налоговиков

Административное обжалование решения контролирующего органа, определяющее сумму налогового обязательства, предусматривает подачу жалобы в орган, который вынес оспариваемое решение.

Жалоба должна быть подана в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления. В свою очередь контролирующий орган обязан рассмотреть жалобу и принять соответствующее решение в течение 20 календарных дней с момента получения жалобы. Такое решение вручается плательщику под расписку или же отправляется по почте с уведомлением о вручении.

Сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены по решению руководителя контролирующего органа, но не могут составлять более 60 календарных дней. О продлении сроков рассмотрения плательщик уведомляется письменно до окончания 20-дневного срока рассмотрения жалобы.

В случае если поданная налогоплательщиком жалоба остается без удовлетворения (полностью или частично), он имеет право обратиться с повторной жалобой в вышестоящий орган вплоть до Государственной налоговой администрации Украины. При этом 10-дневный срок обжалования рассчитывается со дня, следующего за днем получения ответа на предыдущую жалобу.

Решение Государственной налоговой администрации Украины, принятое в результате рассмотрения жалобы налогоплательщика, не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке. Для предпринимателя, который собирается обжаловать решение налогового органа, соблюсти 10-дневный срок, отведенный для предоставления жалобы в налоговый орган, чрезвычайно важно. Своевременно поданная жалоба останавливает выполнение налоговых обязательств, указанных в налоговом уведомлении, до окончания процедуры административного обжалования.

Как уже говорилось выше, налогоплательщик имеет также право обратиться в суд, как минуя процедуру административного обжалования, так и в случае неудовлетворения поданных в административном порядке жалоб.

Высший административный суд Украины в своем письме от 01.12.2009 г. № 1624/13/13-09 особо отметил, что срок обращения налогоплательщика с иском об обжаловании решения о начислении налогового обязательства составляет 1095 дней с момента получения соответствующего налогового уведомления.

Все дороги ведут в суд

С учетом сроков давности налогоплательщик может обжаловать в суде решение органа ГНС в любой момент после получения соответствующего налогового уведомления. В таком случае указанное решение контролирующего органа не подлежит административному обжалованию. Налогоплательщик обязан письменно уведомлять контролирующий орган о каждом случае судебного обжалования его решений.

Судебное обжалование решений налоговых органов осуществляется в порядке административного судопроизводства путем подачи административного иска о признании недействительным налогового уведомления (решения).

Административный иск составляется и подается в суд в строгом соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Украины.

Как свидетельствует практика, если необходимо выиграть время, целесообразно воспользоваться административным порядком рассмотрения налоговых споров. Он редко приносит позитивный для налогоплательщика результат, но позволяет выиграть время.

В суд следует обращаться, если дело необходимо рассмотреть по сути и принять незаангажированное решение (насколько это вообще возможно в наших реалиях). Надо сказать, что суды нередко принимают сторону налогоплательщиков во время рассмотрения соответствующих дел. Насколько сохранится такая тенденция в будущем, покажет время.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета