Страшное письмо

Как действовать, получив запрос от налоговой службы на предоставление информации или документов
44

Новый Налоговый кодекс Украины (НК) наделил фискальные органы широкими полномочиями. Ранее не было отдельной статьи НК, в которой указывались основания для получения налоговиками документов и информации от налогоплательщиков. Как правило, инспектора ссылались на нормы законодательных актов, регулирующие вопросы оснований для проведения внеплановых проверок (такие как ст. 78 действующего НК). Теперь Налоговым кодексом предусмотрены четкие основания, дающие право налоговым инспекторам требовать информацию и документы от предпринимателей. Получив такие возможности, чиновники не оставляют без внимания плательщиков даже в периоды между проверками.

Сомнительное требование

При получении очередного письменного запроса от налоговой службы предпринимателю желательно определить правильность составления и обоснования данного запроса. Потому что, если требование документа законно, то адресат обязан выполнить предписания ГНИ и предоставить запрашиваемую информацию. Другое дело, если оснований для данного запроса нет или он составлен с нарушением требований законодательства. В этом случае предприниматель стоит перед выбором: подавать налоговому органу информацию и документы или не подавать, так как непредоставление запрашиваемых данных потенциально может повлиять на отношения с налоговиками, вплоть до назначения внеплановой проверки. В то же время и выполнение требований не исключает возможности инициирования такой проверки. А факт безосновательности запроса налогового органа будет иметь значение в случае оспаривания возможных негативных последствий.

Следуя букве закона

В большинстве случаев ГНИ, обращаясь к налогоплательщикам с запросом о предоставлении информации и документов, ссылается на пункт 20.1.6 ст. 20 НК (этот пункт должен быть указан в тексте запроса). Согласно данной норме налоговики вправе бесплатно получать информацию, справки, копии документов, связанные исключительно с начислением и уплатой налогов. Данные бумаги должны быть заверены подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скреплены печатью (при ее наличии). Это может быть информация о финансово-хозяйственной деятельности, доходах или расходах, финансовая и статистическая отчетность, но так или иначе требуемые сведения должны касаться налогов. Однако нередко налоговики превышают свои полномочия и запрашивают информацию, не связанную с начислением и уплатой налогов. Кроме этого ГНИ вправе требовать информацию, связанную с соблюдением требований другого законодательства, осуществление контроля за которым возложено на инспекцию. Например, информацию и документы, касающиеся соблюдения налогоплательщиком норм трудового законодательства (официальное трудоустройство, выплата зарплаты не ниже установленного минимума и др.).

Оформление запроса

В запросе обязательно должно быть четко указано основание для получения налоговым органом запрашиваемой информации или документов. Должна быть ссылка на соответствующий пункт статьи НК. Нередко на практике в запросе присутствует ссылка только на пункт 73.3 статьи 73 НК, без конкретного пункта, определяющего указанное в запросе основание. Запрос, в котором не указана конкретная норма, считается оформленным ненадлежащим образом, а это уже основание для отказа налоговому органу в удовлетворении такого запроса.

В запросе должно быть указано конкретное основание (со ссылкой на пункт ст.73 или 78 НК) для получения от налогоплательщика информации и документов

На основании пункта 73.3 статьи 73 НК запрос о предоставлении информации и документов должен быть подписан руководителем или его заместителем инспекции и содержать перечень запрашиваемой информации и документов, которые ее подтверждают. В то же время, статья 42 НК, регулирующая вопрос переписки органов налоговой службы с плательщиками, предусматривает, что документы должны быть подписаны и заверены печатью ГНИ. Разница между этими двумя вариантами заключается в том, что согласно ст. 73 не нужна печать. Мы считаем, что запросы должны быть оформлены именно в соответствии со статьей 42 НК Украины, а значит, печать необходима.

В свою очередь запросы по встречной проверке дополнительно должны соответствовать установленной специальной форме, приказом ГНАУ от 22.04.2011 № 236. Так, в запросе должны быть указаны основания для его направления, сроки предоставления сведений, период, за который требуются данные, а также четкий перечень информации и документов, запрашиваемых у налогоплательщика. При отсутствии в документе каких-либо из этих деталей он считается неправильно составленным.

Действия налогоплательщика

Ненадлежащее оформление запроса дает возможность налогоплательщику усомниться в правомерности этого документа. В то же время решение — подавать или не подавать запрашиваемую информацию — должно приниматься в каждом отдельном случае с учетом возможных рисков для бизнеса, потенциального конфликта с налоговой инспекцией, а также возможности назначения внеплановой проверки. Стоит отметить, что если предприниматель отказывается предоставлять требуемую информацию как при неправильно оформленном запросе, так и если запрос составлен согласно нормам закона, велик риск внеплановой проверки.

Независимо от принятого решения, в случае ненадлежащего оформления запроса, целесообразно подготовить ответ налоговому органу, в котором аргументировать несоответствие запроса требованиям действующего законодательства, а также указать, что в случае получения запроса, оформленного надлежащим образом, налогоплательщик предоставит всю необходимую информацию и документы в установленные сроки. Сам запрос компания оставляет у себя, его не надо прилагать к ответу, достаточно указать в тексте ответа реквизиты запроса (дату и номер).

[план действий]
Основания для получения налоговыми органами информации и документов

Пункт 73.3 статьи 73 НК Украины предусматривает шесть оснований:
— наличие фактов, свидетельствующих о нарушении предпринимателем налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации доходов, которые были выявлены в результате анализа налоговой информации, полученной от других плательщиков налогов/других налоговых органов;
— для определения обычных (указанных в договоре) цен на товары/работы/услуги при проведении проверок;
— содержание недостоверных данных в налоговых декларациях, ранее поданных налогоплательщиком;
— жалоба на данного налогоплательщика о непредоставлении налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;
— проведение встречной сверки;
— в других случаях, определенных НК (п.п. 78.1.1, п.п. 78.1.4, п.п. 78.1.9, п. 78.1 ст. 78 НК Украины). В частности, при непредоставлении налогоплательщиком информации и документов в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

Автор: Светлана Наконечная, юрист ООО «ПрайсвотерхаусКуперс», адвокат


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета