Я тебе, конечно, верю

При каких условиях собственник компании может делегировать управление финансами наемному менеджеру
40

Рано или поздно владелец компании принимает решение передать управление корпоративными финансами наемному менеджеру. Обычно это происходит, когда постоянный контроль движения денег отвлекает собственника от выполнения его непосредственных функций. Сотни ежедневных платежей превращают его из стратега в казначея.

Подготовительная работа

Перепоручить полномочия по управлению корпоративными финансами целесообразно при наличии двух основных факторов. Первый: финансовый менеджмент отнимает у собственника слишком много сил и у него почти не остается времени на выполнение прямых обязанностей. Так, Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса, считает, что собственнику имеет смысл поручать контроль над деньгами другому лицу при годовом обороте компании от 2 млн грн. Второй фактор: владелец компании принял твердое решение возложить эти функции на наемного менеджера. При этом, как отмечает Алена Шипош, исполнительный директор киевского филиала компании Visotsky Consulting, если бизнесмен не может отказать себе в удовольствии ежедневно пересчитывать деньги или проверять счета, ни о каком делегировании этих полномочий и речи быть не может.

Собственник, осуществляющий операционное управление бизнесом, при передаче финансовых функций должен действовать поэтапно, начав с организации системы бюджетирования. «Отчетно-аналитические задачи  могут быть переданы в первую очередь, — говорит Владимир Щелкунов, президент ICC Ukraine. — Ведь владельцу бизнеса  на самом деле важно получать оперативные ответы всего на несколько вопросов: сколько зарабатываем и на чем; сколько тратим и на что; а также быть своевременно информированным о возможных финансовых проблемах».

Чтобы финансовая система работала в автономном режиме без сбоев, нужно четко определить основные направления распределения средств. К примеру, г-жа Шипош рекомендует 5% маржинальной прибыли направлять в резерв, 15% — на дивиденды владельцу, 10% — в фонд продвижения, а остальные средства распределять на нужды компании.

Следующим шагом должно стать создание совета руководителей (на который будет возложена эта функция) и обучение его политике распределения финансов. При этом собственник должен быть готов предоставить совету объективную информацию о реальных доходах и расходах предприятия. «Если у владельца компании есть «маленькие секреты», например, неуплата налогов или какие-то финансовые махинации, — предостерегает Алена Шипош, — то передача полномочий по управлению финансами не представляется возможной, ведь собственник может стать заложником обстоятельств». Выход из подобной ситуации в том, чтобы найти компетентного юриста и разработать с ним оптимальную для компании, полностью легальную схему уплаты налогов и сборов.

Завершающий этап подготовительной работы — первое заседание совета руководителей. На нем собственник должен присутствовать исключительно в роли зрителя, чтобы удостовериться в соблюдении советом утвержденной политики распределения финансов. «Как правило, одного такого заседания бывает недостаточно, но после двух-трех — процесс налаживается», — считает Алена Шипош. Поначалу совет руководителей может допускать некоторые ошибки (собственник должен быть готов к этому и не мешать «набивать шишки»). В итоге учеба на своих ошибках позволит наладить автономную систему управления финансами и усилит чувство ответственности за судьбу компании у руководителей высшего и среднего звена.

Финансовое планирование

Ни для кого не секрет, что финансовая политика должна быть стабильной и прозрачной. Сотрудники обязаны знать, сколько дохода и прибыли получает компания, какие у нее реальные затраты. Александр Савченко предлагает следующую схему финансового планирования: рассчитать максимальную выручку (при условии, что возможности компании используются на 100%), затем определить реальную загрузку (как правило, это 50–60% максимальной) и ее динамику на год вперед с разбивкой по месяцам. Существенные отклонения фактических финансовых показателей от плановых — это сигнал собственнику о проблемах в компании (как минимум повод для проведения внепланового внутреннего аудита). «Все расходы также должны распределяться на четкие категории, — дополняет Алексей Обруч, управляющий директор и соучредитель компании Gainsfort online. — Следует вести и бухгалтерский, и управленческий учет». Желательно, чтобы за бюджет каждого отдела отвечал его руководитель. Именно он должен анализировать эффективность потраченных средств, а каждый сотрудник — понимать, сколько он заработает и как функционирует система бонусов.

Внедрение системы финансового планирования позволит собственнику тратить меньше времени на контроль движения средств

Внедрение финансового планирования позволяет избежать ситуации, когда сотрудников интересует только их заработок, а владельца — где взять деньги на оплату счетов. «Я много раз наблюдала,— рассказывает Алена Шипош, — что переход на такую систему вначале очень болезненный для персонала, но постепенно люди становятся более вовлеченными в работу, формируется корпоративный дух, повышается производительность труда».

Задачи собственника

По мнению Алексея Обруча, при условии идеального функционирования финансовой системы руководитель компании должен поставить задачу и получить отчет о ее выполнении. При этом сведения бухгалтерского отчета должны совпадать с данными управленческого. На некоторых крупных предприятиях бухгалтерия и отдел планирования аккумулируют информацию независимо друг от друга. В результате подобной автономии данные об убытках и прибылях у них совершенно разные. Такая ситуация складывается из-за того, что одни и те же статьи расходов дублируются в отчетах нескольких департаментов. Хотя на самом деле в компании должен быть единый принцип учета, все расходы должны заноситься в систему лишь один раз. «В нашей компании существует отдел, который ведет систему финансового учета, — говорит Алексей Обруч. — Поскольку специальных настроек программы 1С для онлайн-брокеров не существует, мы создаем такую систему самостоятельно. Большинство отчетов у нас предоставляется в онлайн-режиме».

Главная функция собственника в управлении финансами, по мнению Алены Шипош, заключается в том, чтобы следить за строгим соблюдением определенной им денежной политики. «У нас в компании все очень просто, — делится опытом Алена. — Руководители департаментов еженедельно собираются на рекомендательный совет, в рамках которого происходит распределение средств, полученных на текущей неделе. Функции владельца в отношении финансов в нашей компании минимизированы: пересматривать финансовую политику и своевременно получать свои дивиденды».

Вместе с тем Владимир Щелкунов считает, что операционное управление финансами на стратегическом уровне, например, взаимодействие с банками и крупными кредиторами, должно остаться в ведении собственника. Управление на техническом уровне — принятие решений относительно того, «покупаем новый принтер или нет», «давать отсрочку платежа на две недели или нет» — должно быть регламентировано внутренней документацией, обеспечиваться менеджментом и ни в коем случае не отнимать время учредителя компании. Для  независимой оценки эффективности финансовой функции целесо­образно наладить систему контроля как за счет привлечения сторонних ресурсов (аудиторов), так и путем организации службы внутреннего контроля, подотчетной непосредственно собственнику. Наличие такой системы будет служить мощным психологическим стимулом для топ-менеджмента. Однако, по мнению г-на Щелкунова, для большинства компаний среднего и малого бизнеса делегирование полномочий в сфере управления финансами останется в рамках организации учетной функции. «К сожалению, в Украине еще не сформировалась менеджерская этика, поэтому злоупотребления со стороны топ-менеджмента (например, принятие не лучших для компании решений под действием коммерческого подкупа) — явление достаточно распространенное. Поэтому спешить с передачей финансового управления не стоит», — резюмирует Владимир Щелкунов.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета