Бизнес в приложении

Помогут ли специальные программы для мобильных устройств увеличить товарооборот и посещаемость заведений
маркетинг

В Украине набирает популярность новый канал продвижения товаров и услуг — мобильные приложения. По данным сети «Мобилочка», к концу года примерно 70% всех проданных мобильных устройств составят смартфоны. Шагая в ногу со временем, операторы связи, заведения общественного питания и развлекательные центры запускают корпоративные приложения. «Самое главное преимущество мобильного софта в том, что он всегда под рукой у пользователя и не требует много времени для загрузки», — отмечает Павел Матвиенко, генеральный директор MaMa Creative Studio. Однако увеличить товарооборот за счет разработки и внедрения корпоративных приложений для умных телефонов удастся далеко не всем, для многих компаний подобные программы так и останутся имиджевым проектом.

Основные задачи

Еще пару-тройку лет назад признаком прогрессивности компании считалось наличие корпоративной странички в Facebook. Теперь маркетологи надеются на эффективное продвижение своих работодателей/товаров/услуг посредством AppStore и других онлайн-каталогов с приложениями. Чтобы новый онлайн-канал не разочаровал, желательно четко определиться с задачами, которые должно решать приложение. Анатолий Ларин, менеджер по развитию бизнеса Touch Instinct, утверждает, что мобильное приложение должно повышать лояльность пользователей к бренду и продавать товар или услугу. Также софт призван помочь пользователю скоротать время или срочно получить необходимую информацию. Если же приложение не решает ни одну из этих задач, то оно не будет востребовано пользователями, а поэтому его потенциальному заказчику лучше разработать мобильную версию корпоративного сайта.

Продающее приложение обычно включает полный перечень услуг, доступный пользователям основного сайта компании или оформляющим заказ по телефону. Кроме того, желательно, чтобы продажа осуществлялась непосредственно в программе и не требовала от пользователя дополнительных действий, к примеру, набора телефонного номера для подтверждения заказа или посещения сайта.

Если приложение создается с имиджевой или рекламной целью, тем не менее, оно должно быть полезным — содержать справочную или развлекательную информацию. Например, накануне чемпионата Евро-2012 мобильный оператор «МТС-Украина» запустил приложение Football Fans’ Guide, содержащее турнирные таблицы, сводку новостей о чемпионате, расписание матчей и туристические карты принимающих городов. Помимо этого программное обеспечение содержит платные сервисы (SMS-трансляция матчей) и информацию об услугах оператора.

Можно использовать мобильный софт и как инструмент проведения различных акций. К примеру, выступая организатором выставки или конференции, компания выпускает бесплатное приложение для участников с расписанием мероприятия, контактами спикеров. Или же во время BTL-активностей в точках продаж приложение может использоваться для получения скидок, бонусов.

Тонкости разработки

Желательно, чтобы приложения не дублировали интерфейс или функционал корпоративного сайта. Особенно это актуально для потребительского сегмента, где важны эмоции. Например, программа Audi Q3 iSpecial целиком посвящена одноименной модели автомобиля (в отличие от сайта автодилера). Здесь можно рассмотреть авто в интерактивном трехмерном режиме, «примерить» разные варианты дисков и цветовых решений, посмотреть видеоролики и ознакомиться с характеристиками машин. «В качестве маркетингового инструмента приложения работают великолепно, — считает Павел Матвиенко. — Огромное впечатление производят на пользователей программы с дополненной реальностью, когда в воздухе на фоне реальных вещей появляются виртуальные движущиеся предметы».

В отличие от социальных сетей, где создание корпоративных страниц бесплатно (если не привлекать подрядчиков), за разработку и запуск мобильных приложений потребуется заплатить. По словам г-на Матвиенко, цена подобного софта стартует от $1 тыс. и зависит от качества его реализации и функционала. Целесообразно изначально создать пробную версию с основными функциями, оценить реакцию пользователей и, если все хорошо, доработать приложение.

При выборе подрядчика стоит ознакомиться с рейтингами разработчиков мобильных приложений: Appprofessionals.ru, Mtop20.ru, Apps4all.ru и других. Задача разработчика — создать приложение по техническому заданию и добавить его в соответствующий каталог, из которого пользователи смогут загрузить программу в свои смартфоны.

Альтернатива сотрудничеству с разработчиком — воспользоваться так называемым конструктором. Пример такого сервиса в Украине — KitApps. Сервис работает по модели SaaS (от англ. software as a service — программное обеспечение как услуга. — Ред.) с оплатой $249 в год (включает операционные системы iOS и Android). Клиент может самостоятельно менять содержание приложения через веб-интерфейс. Преимущество «конструкторов» — низкая, в сравнении с услугами разработчиков, цена, а недостатки заключаются в ограниченном функционале. Хотя для отелей, ресторанов, тренинговых компаний и организаторов каких-либо мероприятий (выставок, акций и т.п.) этого вполне достаточно.

Среди наиболее частых ошибок заказчиков — неверное определение целевой аудитории. Перед тем как давать техзадание разработчику, нужно четко знать демографические характеристики своих покупателей, их образ жизни и, конечно же, платформы их смартфонов. Все это несложно выяснить методом анкетирования. Поможет и статистика посещений корпоративного сайта, вернее, количество регулярных посещений с мобильных устройств. Обычно, если продукция или услуги компании относятся к среднему или высокому ценовому сегментам, то создается приложение под iPhone, потому что аудитория этих устройств априори считается платежеспособной.

Продвижение

Рейтинг программного обеспечения в наиболее популярных каталогах AppStore и Google Play зависит от количества скачиваний. Поэтому, чтобы пользователям было легче найти приложение в каталоге, желательно выбирать для него название, которое содержало бы тематические ключевые слова, а не только имя компании.

Платное продвижение подразумевает размещение обзоров приложения на специализированных сайтах и в блогах. Это могут быть тематические ресурсы (например, кулинарные издания или порталы о моде) или же сайты, публикующие регулярные подборки новых приложений. Некоторые разработчики предлагают услугу продвижения приложений непосредственно в каталогах.

Эффективность приложения следует оценивать не ранее, чем через три-четыре месяца после размещения его в каталоге. Хороший показатель, если программа регулярно скачивается. Если активности посетителей нет, нужно искать недостатки в самом приложении или его продвижении. Обратная связь с целевой аудиторией поддерживается за счет комментариев пользователей в AppStore или Google Play.

Однако, несмотря на впечатляющие прогнозы продаж смартфонов, мобильные приложения пока играют преимущественно имиджевую роль. Даже для ресторанов, которые, казалось бы, должны их активно и эффективно применять. «В Украине создание и использование приложений, в частности, для ресторанных сетей, — пока имиджевый шаг, — полагает Максим Параска, руководитель веб-отдела сети ресторанов «Козырная Карта». — Во-первых, смартфоны распространены не так уж широко. Во-вторых, наличие нескольких мобильных платформ делает разработку софта слишком дорогой. А ведь помимо разработки нужно проводить промокампании его скачивания и использования».

В журнале № 27-28 от 9.07.2012 г. в статье «Быстрее не бывает» была допущена неточность. Система MasterCard PayPass работает в Украине не с января-февраля 2012 г., как было указано в статье, а с 1 ноября 2011 года.


Комментарии:

  • Гость   11-01-2013 16:24 

    Если мой телефон начнет предлагать мне что-нибудь купить, то я поменяю его на тот что только звонит и всё.


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета