Кулинарный ликбез

Тематические кулинарные мастер-классы помогают украинским рестораторам привлекать посетителей и повышать лояльность клиентов
42

Столичные рестораторы все чаще предлагают клиентам не только вкусно поесть, но и научиться готовить. В недельном расписании даже небольших заведений можно встретить не только «тематические вечера» с живой музыкой, кинопросмотром или специальным меню, но и мастер-классы для взрослых и детей по приготовлению блюд и десертов.

Готовим вместе

Регулярные кулинарные мастер-классы проходят в гриль-ресторане Sam’s Steak House (сеть ресторанов «Мировая карта»). Здесь также есть услуга проведения корпоративных кулинарных мастер-классов. На базе одесского ресторана «Дача» работает детская кулинарная школа Milk & Cheese для детей от 6 до 12 лет. Программу разрабатывают на целое полугодие с периодичностью занятий по два раза в месяц. Другой подход к организации работы кулинарной школы практикует гастрономический бар «Барсук», на основе которого работает «Барсучья школа еды». Здесь мастер-классы специализированные (европейская, средиземноморская, греческая кухни) и предусматривают обучение приготовлению целого меню — несколько основных блюд, десерт и иногда напиток. Все блюда изысканные и необычные, а стоимость занятия составляет 290–450 грн (включает мастер-класс, обед и вино). «В нашем случае «Барсучья школа еды» — это одна из базовых идей гастрономического бара, — рассказывает Дмитрий Борисов, шеф-повар и владелец ресторана. — При планировании помещения под ресторан я сразу создал открытую кухню и специальные условия для проведения мастер-классов. Я считаю, что на закрытых кухнях не совсем интересно и эффективно проводить такие мероприятия. А «Барсук» — единственный гастробар, где 100% открытая кухня».

Строим имидж

Проведение обучающих кулинарных занятий рестораторы считают неплохим инструментом продвижения своих заведений. Интересные обсуждаемые мастер-классы помогают повысить узнаваемость бренда и лояльность посетителей. «Проведение мастер-классов — это прежде всего PR и способ формирования круга постоянных гостей, — комментирует Андрей Пинчук, директор кафе «Варенье». — Любое кулинарное мероприятие — это всегда весело, забавно и поучительно для гостей, а если гость доволен, то и мы счастливы». Кафе «Варенье» открылось в середине лета и уже успело провести несколько мастер-классов по приготовлению конфет под руководством приглашенного кондитера.

[info]
Примерная смета проведения мастер-класса на базе ресторана
— Мастер (штатный шеф-повар или внешний эксперт) — 500–2000 грн за мастер-класс.
— SMM (создание приглашений и ведение группы в соцсетях) самостоятельно или привлекая специалиста — 1500 грн/мес. либо единоразовый гонорар.
— Закупка продуктов — 2–4 тыс. грн, в зависимости от вида блюд и количества человек.
— Дополнительные расходы (электроэнергия, вода, моющие средства и пр.) — 100–500 грн.
Составлено «Статусом» на основании опроса рестораторов

«Кулинарные мастер-классы в Sam’s Steak House — один из векторов развития заведения, — считает Алина Онищук, руководитель PR-департамента сети ресторанов «Мировая карта». — Для нас это возможность показать, что ресторану есть чем гордиться, доказать, что его повар — настоящий профессионал, и ресторан не боится показать свою «кухню». Что касается цели, то в нашем случае это больше лояльность к посетителям, нежели способ заработать. К нам приходят люди, чтобы хорошо провести время за занятием, на которое не хватает времени в повседневной жизни».

Вместе с тем основная цель проведения мастер-классов в гастробаре «Барсук» — дополнительные доходы в утренние часы субботы и воскресенья. «Когда в большинстве ресторанов затишье, у нас много гостей, все кулинарят, учатся, болтают, пьют кофе и вино, — делится Дмитрий Борисов. — За полтора года «Барсучьи школы еды» посетили более 600 человек. Вторая цель — формирование гастрономической культуры в Украине. Каждый желающий может в специально подготовленной комфортной обстановке за 2–3 часа научиться готовить несколько серьезных блюд». Таким образом, если правильно и профессионально подходить к организации гастрономических мастер-классов, это может стать эффективным способом получения дополнительного дохода.

Не корысти ради

В то же время, по мнению большинства рестораторов, несмотря на эффективную PR-функцию мастер-классов, на них трудно заработать. «Мы не получили прибыли от проведения нескольких кондитерских мастер-классов в своем кафе, но мы на нее и не рассчитывали, — объясняет Андрей Пинчук. — Все полученные деньги ушли на анонсирование мероприятий, закупку продуктов и моющих средств, зарплату мастеру-кондитеру и т.д.». Алина Онищук отмечает, что ощутимых затрат требует специальное оборудование, при этом стоит учесть, что под каждый мастер-класс нужен разный инвентарь. «При уже существующих базовых условиях (кухня, кухонный инвентарь, посуда и т.д.) основные расходы на организацию мастер-класса — это продуктовая закупка и гонорар шеф-повара, который обучает гостей, — уточняет Дмитрий Борисов. — Совокупный объем инвестиций в создание «Барсучьей школы еды» с учетом спецоборудования, одежды, инвентаря, освещения, вентиляции и видеотрансляций — около $50 тыс.».

Сэкономить на организации подобных мероприятий можно, привлекая собственного шеф-повара и сотрудников, а для закупок необходимых ингредиентов используя ресурсы партнеров. Например, мастер-классы в ресторане Sam’s Steak House проводятся при поддержке партнеров: блюда готовятся на посуде Röndell и технике AEG, а продукты предоставляет дом деликатесов Delight. Такой подход поможет сэкономить на основных затратах и провести мастер-класс на 15–20 человек при бюджете 2–7 тыс. грн. Но тут есть оговорка: кулинарный проект сети ресторанов «Мировая карта» проводится совместно с женским журналом «Домашний Очаг», который, понятное дело, выступает дополнительной площадкой для популяризации не только мастер-классов, но и компаний-партнеров. Поэтому, если заведение предлагает производителям бытовой техники, посуды и ритейлерам дополнительную рекламную поддержку, вполне возможно взаимовыгодное сотрудничество.

В поисках клиента

Самая сложная задача — формирование группы. «Собрать необходимое количество желающих для проведения мастер-класса — основная и едва ли единственная проблема, — комментирует Андрей Пинчук. — Для этого необходимо хорошо проанонсировать данное мероприятие, что обойдется недешево». Организаторы мастер-классов в Sam’s Steak House привлекают участников путем личных контактов. Популярным каналом общения с аудиторией стали социальные сети. Там кафе и рестораны организовывают свои официальные странички, на которых выкладывают фотоотчеты о проведенных мероприятиях, разыгрывают скидки и бонусы для посещения своего заведения и рассылают приглашения на новые мастер-классы. К примеру, в Facebook есть специальный инструмент, позволяющий создавать анонс мероприятия и приглашать на него пользователей, которые могут подтвердить свое участие. По мнению рестораторов, этот сервис позволяет легче и быстрее достучаться до целевой аудитории, потенциально заинтересованной в посещении таких мероприятий. К тому же это бесплатно.

Вкусные тренды

Чтобы мастер-классы были популярными и собирали аудиторию, эксперты рекомендуют тщательно подбирать тематику таких мероприятий, ориентируясь на веяния моды в питании. «В Украине, как и в Европе, популярна простая еда из местных продуктов, без лишней помпезности, — рассказывает Андрей Пинчук. — Мы проводили мастер-классы по приготовлению домашних конфет, так как это можно делать в небольшом зале, нет необходимости в вытяжках и  профессиональном оборудовании».

В Sam’s Steak House уже третий год самой популярной темой остается фирменный мастер-класс «Все про стейки», на который гости записываются за месяц. «Считаю, что мясные блюда будут актуальны и популярны всегда, — резюмирует Алина Онищук. — К сожалению, в Украине пока не сформировалась культура подготовки «правильного» мяса для приготовления стейков в домашних условиях. Многие считают, что свежая говядина идеально подходит. Но как бы парадоксально это ни звучало, парная говядина совершенно не годится для приготовления сочных стейков. Мясо перед приготовлением должно вылежаться, созреть при определенных условиях. В ресторане Sam’s Steak House мясо «созревает» в специальных холодильных камерах несколько недель при разных температурных режимах, только после этого его можно готовить».

[к сведению]
ТОП-5 тематических направлений для ресторанных мастер-классов

Японская кухня. Суши и все, что с ними связано. Если ресторан специализируется на таких блюдах, мастер-классы можно посвятить основам приготовления суши в домашних условиях, японским приправам, восточным десертам.
Десерты. Желательно подобрать максимально простые блюда, которые можно будет попробовать практически сразу же после приготовления. Например, шоколадные конфеты, десерты на основе сливок и мороженого, печенье, сдоба.
Эконаправление. Мало кому нравится вкус приготовленных на пару овощей, возможность научиться их вкусно готовить заинтересует тех, кто ищет разумный баланс вкусной и полезной еды.
Винная тематика подойдет для ресторанов итальянской и французской кухни. Приглашенный сомелье расскажет участникам о сортах вин и их правильном выборе, сочетании тех или иных блюд с вином, научит правильно открывать и подавать напиток.
Детские мастер-классы. Напоминают кружки по интересам для расширения кругозора. Состав блюд может быть самым разноплановым, главное — позаботиться о простоте приготовления и технике безопасности.
Составлено «Статусом» на основе опроса рестораторов


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета