Закодированная польза

Как заинтересовать потребителей с помощью цифрового кода
42

Двухмерный штрих-код, который распознается обычным мобильным телефоном, стал обязательным атрибутом украинских интернет-агентств. «Каждый уважающий себя сотрудник указал на своей визитной карточке QR-код (от англ. quick response — быстрый отклик). Но это касается только персонала цифровых агентств. Рекламисты и маркетологи пока остаются в стороне от данной тенденции», — улыбается Ярослав Корец, директор компании Ebola Communications. В эпоху digital отечественные бренды все чаще используют QR-коды — на страницах журналов, в вагонах метро и даже на огромных видеобордах. Нынешний год в Украине ознаменовался второй волной интереса к двухмерным штрих-кодам.

Что шифруем

Основная задача размещенного на упаковке QR-кода — помочь потребителю узнать больше информации о производителе или товаре. Сканировать этот код должен не кассир, а потребитель. Маркетологи во всем мире стремятся создавать максимально полезные для потребителей акции, а двухмерный код — один из наиболее эффективных инструментов. Так, шифр, появившийся этой осенью на интерактивной упаковке (такая упаковка способна менять свои свойства при внешнем воздействии, оказывая целенаправленное физическое, химическое или биологическое действие на упакованный продукт) сигарет Ronhill Unlimited, позволяет за считанные секунды получить информацию о том, где находится ближайшее место для курения.

В Японии с ее высокими технологиями QR-коды указаны на 85% товаров. В Украине черно-белые мобильные метки — это в первую очередь ай-стоппер (от англ. eye-stopper — то, что останавливает глаз; предмет, знак, использующийся в рекламе и PR для привлечения внимания), который можно применять как инструмент интерактивных акций. Ведь если покупатель дешифрует код, значит, он уже вовлечен в коммуникацию с брендом.

Кстати, отечественные потребители охотно осваивают данную технологию. При этом QR-коды чаще используются в социальной рекламе, нежели в коммерческой, и не только для предоставления потребителям информации о товаре — это может быть возможность мгновенно загрузить контакты с визитки, поставить лайк понравившемуся товару или получить долгожданный ключ для участия в квесте. «В сентябре для киевлян была запущена социальная интерактивная кампания Smart place-smart face, — говорит Ольга Бобро, маркетинг-директор компании «Хайтеч Эдвертайсмент». — Мы разместили на наших видеобордах QR-коды, которые можно сфотографировать и расшифровать с помощью смартфона. Расшифровав QR-код, человек становится участником акции, получает промокод, который необходимо ввести на странице в сети Facebook, и выложить свою фотографию. Фото, собравшее наибольшее количество лайков, будет размещено на видеобордах Киева». По словам г-жи Бобро, киевляне активно участвуют в акции.

Как дополнительный инструмент технология была использована в благотворительном проекте Viasat «Наш любимый зоопарк». В августе вместе с веб-камерами черно-белые метки появились в трех украинских зоопарках — Ялтинском, Николаевском и Харьковском. «Мы нанесли QR-коды на кормушки и таблички, висящие на вольерах, а также использовали в наружной рекламе, — делится Ярослав Корец. — Получили 300 распознаваний. Заметьте, этот вспомогательный инструмент не стоил ни копейки». Такие примеры доказывают эффективность QR-кода в качестве способа мотивации потребителей зай­ти на сайт компании.

Мишень для кода

[к сведению]
Животный шифр

PETA — всемирная организация, борющаяся за этичное обращение с животными, недавно разместила рекламу кожаных изделий. На первый взгляд, статичная реклама на билборде ничем не отличалась от других подобных. Но на постере был указан код и предложение его отсканировать. Любителей кожаных сумок, обуви, меха и других «натуральных» fashion-атрибутов ждал необычный сюрприз — разоблачающее видео с участием известных зоозащитников Памелы Андерсон и Хоакин Феникс. Обратить внимание общественности на проблему убийства животных для выделки кожаных изделий — вот истинная цель этой необычной креативной рекламы.

Наиболее эффективно использование QR-кодов при коммуникациях с молодежной аудиторией, а также в акциях с товарами премиального ценового сегмента. К примеру, в украинской рекламной кампании Volvo появился QR-код, ведущий всех желающих на официальную страницу Facebook. «Большинство наших видеобордов размещено в центральной части Ки­ева. Поэтому мы смело использовали QR-коды, ведь наша основная аудитория — это люди с доходом выше среднего», — подтверждает тенденцию Ольга Бобро.

В расчете на активную молодежь музыкальный фестиваль в Крыму «Казантип» разметил QR-коды на своей территории еще в 2009 году — коды были на танцполах, футболках и чемоданах. Но самую масштабную кампанию для молодых и активных людей провел в 2010 году бренд Tuborg. «Там была интересная механика акции — считывая размещенный на бутылке пива код, участник открывал одну из букв в слове Tuborg. Тот, кто открыл слово полностью, получал в качестве приза тур в Европу, — вспоминает Юрий Бабич, креативный директор компании «СОХО». По его словам, технологией воспользовались 2% от общего количества участников акции, а это около 10 тыс. человек.

Кстати, популярные у молодежи смартфоны и аппараты бизнес-класса, по оценкам компании Lead9, занимают в Украине 25,4% всех мобильных телефонов. В этих аппаратах QR-ридеры, как правило, уже установлены. Обладатели бюджетных моделей мобильных телефонов могут скачать из интернета программу-распознаватель — она существует в том числе и на языке JAVA, который поддерживают практически все аппараты.

Однако во многих украинских кампаниях с использованием QR-кодов декларируемое количество распознаваний очень завышено. «Мы разместили весной текущего года QR-код в журнале ММР, — рассказывает Ярослав Корец. — Целевая аудитория журнала — маркетологи, то есть люди, которые априори знают, что такое QR-код. Тираж журнала составляет около 3 тыс. При этом мы получили всего 10 распознаваний. Это очень низкий показатель». Завышать показатели нет никакого резона. Ведь одно из основных преимуществ технологии заключается в том, что она не требует дополнительных затрат. Поэтому даже минимальный отклик — это хорошо.

Знак качества

QR-код пока не является массовым инструментом. И черно-белые квадратики используются не только для активации ссылок — нередко они выступают как имиджевый элемент. Рекламисты стараются выглядеть прогрессивными — профильные мероприятия не обходятся без QR-меток. В 2010 г. «закодированное» расписание было размещено на Киевском международном фестивале рекламы. В этом году международная выставка рекламы, маркетинга и масс-медиа REX обзавелась настоящим виртуальным гидом для iPhone — скачать приложение можно было опять-таки с помощью QR-кода. Всеукраинская рекламная коалиция пообещала, что QR-коды будут использованы и на конкурсе Effie Awards Ukraine 2011.

«В ближайшем будущем по­явится сервис, позволяющий пользователю мобильного телефона с помощью QR-кодов покупать билеты в кинотеатры», — отмечает Юрий Бабич. Кроме рекламистов QR-коды успешно используют мобильные и интернет-бренды. Например, масштабный квест «МТС» в 2010 году в Москве, в котором приняло участие более 100 человек, и квестовая активация QR-кодов Yandex на киевской конференции iForum обеспечили дополнительный пиар-эффект. Эти ивенты активно обсуждались в соцсетях.

Создавать современный имидж с помощью QR-кодов пытаются не только бренды, но и украинские города. «Мы за европеизацию Киева. К Евро-2012 планируем разместить на наших видеобордах полезную для туристов информацию. Помимо текстовой части могут быть применены и QR-коды, — говорит Ольга Бобро. — Нам очень хотелось бы, чтобы эту инициативу поддержали власти, ведь динамичность каждого отдельного видеоборда позволяет чередовать коммерческую рекламу с социально значимыми сообщениями».

Туристическое движение Львова, объединяющее ведущих отельеров и рестораторов, уже разместило в городе более 80 черно-белых меток, благодаря которым информация о львах и прочих достопримечательностях стала доступна любому туристу, владеющему английским языком. Активно используются QR-коды в самих гостиницах и заведениях общепита.

Этой осенью использовать опыт Львова решили и Сумы. Первым шагом стало размещение на сити-лайтах зашифрованного поздравления сумчан с Днем города. Власти Сум обещают маркировать специальным QR-кодом всю продукцию, произведенную на Сумщине, это будет способствовать повышению конкурентности местного производителя, а также положительно скажется на имидже региона в целом.

Современные технологии позволяют брендировать QR-коды. При потере изображения до 20% код остается читабельным, соответственно, логотип может занимать эти 20%. Кроме того, метки можно делать цветными — главное, чтобы был контраст с основным изображением. Эксперты уверяют, что использование QR-кода в качестве дополнительного имиджевого элемента позволит получать не только быстрый, но и эмоционально яркий отклик потребителей.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета