Заработать на сети

Как выбрать направление будущего бизнеса
44

Инвесторы уже не готовы вкладывать в создание клонов Facebook в отдельно взятой стране, городе или тематической нише, да и армия отечественных Цукербергов тоже заметно поредела. Приоритеты сместились от социальных сетей и городских порталов к разработке онлайновых игр и мобильных приложений, а также массовым сервисам, упрощающим такие процессы, как сдача и наем жилья, покупка авиабилетов, печать визиток и прочее.

От идеи — к делу

Социальные сети по-прежнему остаются наиболее мощным трендом в стартап-движении. Но вместо создания новых соцсетей предприниматели и инвесторы зарабатывают на существующих гигантах, придумывая игры и приложения для Facebook и «Вконтакте». «Не существует рецепта новой популярной социальной сети. Никто из тех, кто их создал, не сможет этого повторить», — отметил в ходе мероприятия для стартаперов «Яндекс.Старт» в Одессе Роман Иванов, руководитель отдела коммуникационных сервисов Яндекса. По мнению эксперта, вместо создания новых соцсетей лучше делать проекты и приложения на базе уже существующих.

«Ключевые ниши УАнета — электронная коммерция, социальные игры, приложения для мобильных платформ и социальных сетей, реклама, туристические и финансовые услуги», — комментирует Виктория Тигипко, управляющий директор и соучредитель венчурного фонда TA Venture. Самый большой потенциал, по мнению г-жи Тигипко, имеют проекты, которые следуют основным тенденциям развития интернета, а именно: разработка мобильных приложений и мультимедийного контента для социальных сетей. «Инвестиционная рентабельность (ROI) таких проектов может превышать 1000%, — считает эксперт. — Эти виды деятельности характеризуются быстрой окупаемостью инвестиций и не несут технологических рисков».

Классические порталы уже не столь интересны инвесторам и предпринимателям в связи с большими объемами инвестиций и наличием в данной нише крупных игроков. Однако в категории тематических ресурсов, зарабатывающих как на традиционной рекламе, так и на сервисах, все еще появляются новые имена. Показательный пример — украинский проект «Клумба» (klumba.ua). Изначально он создавался как каталог детских товаров и за несколько лет вырос в самое популярное в Украине сообщество для родителей (по данным top.bigmir.net), объединив в себе тематические справочники, статьи, каталоги товаров и площадку для общения. В конце прошлого года долю в проекте купили владельцы компании 908.ua из Днепропетровска.

Наибольшим потенциалом обладают проекты, связанные с разработкой мобильных приложений и мультимедийного контента для социальных сетей

Развитие подобных проектов, объединяющих в себе информационный контент и полезные сервисы, возможно во многих нишах, но эксперты советуют начинающим предпринимателям по возможности выбирать узкие и еще не занятые тематические векторы. «Вместо того, чтобы делать еще один портал об интерьерах, электронике или социальную сеть какого-нибудь райцентра, лучше сосредоточиться на еще мало освоенных направлениях, которые только начинают развиваться, — советует Григорий Минич, блогер и эксперт по интернет-маркетингу. — В Украине это, к примеру, яхтинг, который постепенно становится доступным верхней прослойке среднего класса. То же самое можно сказать о гольфе, верховой езде, частной авиации и т.п. Все это постепенно развивается, а полезной информации и сервисов по данным темам в УАнете крайне мало».

Копировать с умом

Основная масса отечественных старт­апов — копии успешных западных аналогов, адаптированных к рынку Украины. Это особенно заметно в случае с социальными сетями и электронной коммерцией. Как показывает практика, при грамотном подходе такое заимствование западных идей и разработок — вовсе не препятствие на пути к успеху. Поэтому найти перспективную, но еще не занятую в УАнете нишу поможет вовлеченность предпринимателя в последние тенденции на мировом ИТ-рынке. «Предприниматель должен держать руку на пульсе ИТ-событий, читать экспертные блоги, смотреть или посещать онлайн фокусные международные конференции, наблюдать за направлением развития хайтек-рынков США и Европы как флагманов и законодателей общемировых тенденций, — советует Виктория Тигипко. — Следует обращать внимание на работы ведущих мировых исследовательских компаний, таких как Gartner, IDC, Forrester и др. Нужно перманентно жить в профессиональном нетворкинге, чтобы уловить правильное течение».

Оригинальных проектов, которые предлагали бы действительно инновационный продукт или свежую бизнес-модель, крайне мало. Но, по мнению Виктории Тигипко, именно такие стартапы наиболее интересны для венчурных фондов. Не стоит забывать, что УАнет интегрирован в мировой интернет-бизнес. Поэтому, чтобы стартап пользовался массовым спросом, он должен быть трансграничным. Это касается даже таких, казалось бы, локальных сервисов, как операции с недвижимостью. Так, в этом году фонд DST Global Юрия Мильнера инвестировал $40 млн в американский проект Airbnb — сервис посуточной аренды жилья в 186 странах мира, в том числе и в Украине. Помимо квартиры или дома на портале можно арендовать яхту, остров или замок. Все объявления размещаются бесплатно, а при успешной сделке с арендодателя взимается 3% от стоимости жилья.

Еще на этапе выбора ниши необходимо четко определиться, каким образом планируется монетизировать проект и есть ли вообще возможности для заработка в выбранном направлении. Немало инвесторов жалуются на стартаперов, которые фокусируются лишь на вопросах программной разработки, не имея четкого плана по выводу проекта на окупаемость. Директор и владелец компании «Креатив Медиа Груп» (тематические порталы) Антон Рублевский делит интернет-проекты на три категории, исходя из схемы монетизации: живущие за счет денег рекламодателей, за счет денег пользователей (в основном сервисы) и комбинированный вариант. По мнению г-на Рублевского, инвесторам в первую очередь интересны проекты, которые зарабатывают деньги, вкладывать просто в интересную идею готовы далеко не всегда. Подход к инвестированию в интернет-стартапы мало чем отличается от традиционного бизнеса.

[к сведению]
Успешные онлайн-проекты

Один из наиболее ярких примеров — опыт украинской компании Viewdle, разработавшей инновационную технологию распознания лиц людей на видео и фотографиях. В прошлом году проект компании получил крупнейшую для отечественного ИT-рынка инвестицию в $10 млн от Best Buy, Qualcomm и BlackBerry. Подобными наработками вполне могут заинтересоваться такие гиганты, как Google и Facebook, которые тоже развивают системы распознавания лиц в своих сервисах.
Инвестиции TA Venture и международной группы Bravofly Group получил сервис по продаже авиабилетов Bravoavia. В стартап инвестирует TA Venture вместе с международной группой Bravofly Group. В основе Bravoavia лежит система поиска бюджетных авиабилетов, которая объединяет функции для выбора и заказа полета по лучшей возможной цене. Следуя идее трансграничности, стартап рассчитан на весь русско­язычный сегмент интернета.
Востребованы сервисы услуг и товаров по требованию. Редкий интернет-предприниматель не знает историю компании Prostoprint, клиенты которой могли организовать на базе сервиса собственный интернет-магазин по продаже футболок и различной сувенирной продукции с любым изображением или символикой. Пользуются популярностью проекты, аналогичные vizitka.in.ua (позволяет собственноручно создавать визитки в режиме онлайн с последующей печатью и доставкой).
Сервисы, связанные с доставкой продуктов питания и средств первой необходимости, не менее перспективны. «При наличии хорошей идеи запустить успешный стартап можно практически на базе любой мелочи, например, доставке молока и хлеба к зав­траку, — рассказывает Григорий Минич. — Начинающим предпринимателям стоит обратить внимание на проект noskov.com.ua. На нем едва ли заработаешь миллионы, но у проекта есть идея, он четко сфокусирован и решает конкретную проблему, а это уже половина успеха. В последнее время также развиваются сервисы по доставке экопродуктов, и у них тоже большое будущее. Причем начинать можно даже с одного конкретного продукта, например, молочного, а потом расширять ассортимент в соответствии со спросом».


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета