Персональные индикаторы

Система оценки и мотивации персонала KPI пробуждает в сотрудниках рвение и смекалку, ведь за счет бонусов можно компенсировать урезанную из-за кризиса зарплату
22

В последние рабочие дни каждого месяца сотрудникам управляющей компании группы «Фокстрот» есть над чем задуматься. Некоторые радостно прикидывают на что потратят причитающиеся им бонусы. Кто-то огорчен штрафом и уже активно рисует в голове схему, по которой в следующем месяце будет наверстывать упущенное. Возможно, придется несколько раз засидеться допоздна, договориться о взаимопомощи с коллегами из смежных отделов или же просто обклеить рабочий монитор яркими стикерами, чтобы не забыть выполнить важные распоряжения. Зато день оглашения бонусов и штрафов больше не вызывает у персонала судорожного томления и волнений. Каждый заранее может посчитать размер своего вознаграждения в конце периода. Дело в том, что вот уже пятый месяц в компании действует новая система оценки и мотивации персонала KPI (Key Performance Indicators).

Безошибочная своевременность

[детали]
Этапы внедрения KPI
— формализация целей собственников;
— распределение целей по перспективам;
— формулировка задач на основе целей, выявление причинно-следственных связей;
— определение измерителей целей;
— разработка программ реализации целей и согласование их с исполнителями;
— интегрирование разработанных программ в систему управления;
— внедрение;
— корректировка.
Источник: «РусКонсалт»

Суть метода управления персоналом при помощи KPI заключается в построении «дерева целей» (нормативов), тесно увязанных с бизнес-задачами компании и подразделения. В системе KPI около 35 показателей, по которым оценивается работа персонала, при этом субъективность оценки сводится к минимуму. «Для каждого сотрудника существует свой набор KPI, — отмечает внешний консультант проекта Карлос Авалян. — Стандартный набор показателей для одного сотрудника — 3–6, у менеджера высокого уровня может быть 7, так как у него более широкая сфера ответственности и на оценку влияет большее число показателей». По степени важности объективные показатели результативности рабочего процесса каждого сотрудника располагаются следующим образом: «процент выполнения плана по прибыли», «процент выполнения плана по доходам» (если это основной вектор деятельности сотрудника) или «процент экономии финансовых затрат» (сэкономленных средств). Помимо финансовых показателей существует ряд других критериев, характеризующих рабочий процесс сотрудника: «безошибочность» (фиксируются фатальные ошибки, которые вышли за пределы подразделения, определяется вес ошибки), «своевременность» и «степень соответствия требованиям руководителя». Кроме того, работникам ставятся долгосрочные задачи персонального роста — окончить курсы вождения, выучить иностранный язык и другие. Также существуют коллективные показатели, влияющие на оценку деятельности всего подразделения.

Система удобна тем, что максимально автоматизирована: данные заносятся в компьютер и в конце периода плановые показатели сопоставляются с фактическими, исходя из чего и выводится общая оценка. Размер бонуса, соответственно, зависит от процента перевыполнения плана. К примеру, для Владимира Шульмейстера, генерального директора управляющей компании группы «Фокстрот», ключевой среди поставленных задач является получение компанией определенной прибыли.

Внедрение KPI на предприятии совпало с кризисом случайно, но как отмечает господин Шульмейстер, очень удачно. «Кризис — самое подходящее время для подобных нововведений, — уверен он. — Учитывая вакуум на рынке труда, сотрудники более склонны принять новые правила игры, даже если изначально они их не устраивают и пугают». Несмотря на то что система еще не отлажена до совершенства, руководство уже сейчас констатирует положительные результаты. «Сотрудники начинают чувствовать себя частью общего механизма и стараются качественно выполнять не только свой объем работы, но и всячески взаимодействовать с коллегами из смежных отделов», — утверждает г-н Шульмейстер.

Системные тонкости

Проект по изменению системы мотивации персонала в УКГ «Фокстрот» стартовал год назад. На его подготовку и внедрение за все это время было потрачено около 300 тыс. грн. Первым этапом стал анализ существующей системы. «Выяснилось, что начинать надо с определения того, кто мы как компания. До этого не многим сотрудникам были понятны цели и задачи управляющей компании, — вспоминает Владимир. — Теперь каждый сотрудник имеет персональные задачи и сроки их выполнения, которые организация может не только контролировать, но и корректировать по мере необходимости».

Чтобы заслужить бонус, сотрудники стараются качественно выполнять не только свой объем работы, но и взаимодействовать со смежными отделами

Изначально работники компании очень скептически и с недоверием отнеслись к внедрению системы. «Это закономерно, ведь перемен все боятся. Семь лет назад я сам побывал в их шкуре», — рассказывает г-н Шульмейстер. Впервые с системой KPI Владимиру пришлось столкнуться во время работы в зарубежном банке. Тогда он, как и подавляющее большинство коллег, воспринял нововведение в штыки — было не известно, как оно отразится на размере вознаграждения. Владимир ушел на повышение в другую компанию, так и не успев оценить преимущества системы. О KPI господин Шульмейстер вспомнил спустя несколько лет, устроившись в 2005 году в «Фокстрот». «В то время в компании метод мотивации персонала не был унифицированным, система была выстроена непрозрачно — бонусы и штрафы формировались в основном исходя из субъективного мнения руководителя, что не всегда соответствовало трудовым заслугам того или иного подчиненного, — говорит г-н Шульмейстер. — KPI же позволяет сотрудникам четко понимать, по каким параметрам их будут оценивать по итогам периода. Соответственно, каждому заведомо известно, к какому результату следует стремиться, чтобы получить максимальный бонус».

Система KPI также предполагает штрафные санкции, но сотрудники знают «вес» каждой ошибки и уже не могут обижаться на своего непосредственного руководителя за предвзятое отношение. Все оплошности измеряются баллами и заносятся в журнал ошибок. Если сумма баллов превышает допустимый предел, провинившемуся грозит штраф, при этом для каждой должности определяется свой рубеж безнаказанности. «Штрафы существовали и раньше, только были менее прогнозируемыми, так как основывались на субъективных оценках. Более того, за одну и ту же ошибку сотрудникам с разными размерами зарплат снижали бонусы на одинаковый процент, что было весьма несправедливо, — заявляет Владимир. — Тем не менее должно пройти время, чтобы персонал осознал все преимущества системы. Сотрудники опасались, что внедрением новой системы руководство хочет урезать их зарплаты. Но в связи с кризисом оклады персоналу в любом случае пришлось сократить, однако при системе KPI за счет бонусов работники могут получить больше 100% зарплаты, что раньше было невозможно».

Поскольку система KPI базируется на прозрачной схеме начисления бонусов и штрафов, сотрудники изобретают новые способы повышения своего КПД и эффективности работы компании в целом. «У работника, недополучившего деньги за прошедший месяц, автоматически включается смекалка. Он начинает в разумных пределах хитрить, чтобы найти ответ на вопрос: каким образом можно наверстать упущенное в следующем месяце? — делится своими наблюдениями Владимир. — Например, раньше у нас часто случались отклонения от бюджетного регламента в связи с неслаженной работой отделов. Система внедрена пока только в управляющей компании, но результат уже налицо: в прошлом месяце план был выполнен в срок благодаря взаимодействию между отделами и подразделениями. В дальнейшем же мы планируем внедрить систему во всей группе компаний, чтобы усилить эффект коллективной ответственности и стимулировать сотрудников к еще большему взаимодействию». Ведь новшество предусматривает главное — прогресс общего дела.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета