Борьба за урожай

Для выживания во время кризиса фермеры применяют различные инновации — снимают проморолики о своем хозяйстве, осваивают выращивание новых культур и готовятся принимать горожан, польстившихся на предложение «зеленого туризма»

Несмотря на наличие современной техники, обеспечивающей высокие урожаи, государственных дотаций и преференций, сельхозпроизводители даже развитых стран вынуждены прибегать к различным уловкам, чтобы выжить во время кризиса. И это притом, что представители развивающихся государств неоднократно укоряли правительства стран ЕС и США в том, что те фактически создали на базе своего агрокомплекса самую закрытую протекционистскую отрасль. Так, по данным экспертов ВТО, в странах ЕС на различные дотации и субсидии для фермеров ежегодно тратится около $40 млрд, в США — $20 млрд, в Японии — около $10 млрд.

Фермер с кулаками

По мнению Жака Диуфа, гендиректора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, положение фермеров в развитых странах за этот год омрачено тремя факторами: сложностями с получением кредитов, падением потребительского спроса на сельскохозяйственную продукцию и возросшим экспортом из Китая, который сделал ставку на стимуляцию агропрома.

Западноевропейские сельхозпроизводители, прекрасно организованные и сплоченные общими интересами, привыкли отстаивать свои позиции весьма решительно. Так, в конце мая нынешнего года десятки тысяч фермеров вывели на центральные площади своих городов сельхозтехнику, требуя поднять закупочные цены на молоко. В протестах традиционно активны представители сельского хозяйства Франции — там около 12 тыс. фермеров заблокировали на несколько дней подъезды к молочным заводам и крупнейшим супермаркетам. Вообще, французские фермеры за последние десятилетия наглядно продемонстрировали, как нужно защищать свои интересы — блокировать центральные дороги тракторами, выгружать навоз перед органами государственной власти и устраивать марши протеста для них не впервой.

От своих собратьев по труду не отстают аграрии Германии и Северной Ирландии. Немецкие активисты, например, потребовали от правительства принятия специальной антикризисной аграрной программы, которая включила бы снижение налогов и цен на дизтопливо для сельхозпроизводителей, повышение закупочных цен на продукцию. Власти слаборазвитых стран, рассчитывавшие упрочить свое положение в период кризиса на мировых рынках за счет экспорта дешевой сельхозпродукции, подобные требования восприняли в штыки. Например, президент Буркина-Фасо прямо заявил, что подобного рода помощь обрекает на нищету десятки африканских стран. Многие эксперты полагают, что западноевропейские фермеры уже никак не смогут улучшить свое положение за счет каких-либо идей или новаций. Слишком велика разница в себестоимости их продукции и товара из третьих стран, где присутствует дешевая рабочая сила. Все, что им остается, это шантажировать свое собственное правительство. Чем они с успехом и занимаются.

Диалог с покупателями

Отразился кризис и на американских фермерах. Например, в этом году, по подсчетам экономистов Иллинойского университета, производство кукурузы и соевых бобов обойдется местным сельхозпроизводителям дороже на 30% по сравнению с 2008 г. Также в благополучной Америке выросли цены на удобрения. В прошлом году многие фермеры получили большую прибыль за счет роста цен на сою и кукурузу. Ныне большинству из них приходится затягивать пояса и искать нестандартные выходы из создавшейся ситуации.

Так, более трех десятков фермерских хозяйств по выращиванию пшеницы из штатов Вашингтон, Айдахо и Орегон объединились, чтобы предложить покупателям особый сервис. Их замысел достаточно прост: потребитель скорее приобретет продукт, если знает, кем и где он произведен. Каждое фермерское хозяйство, принявшее участие в проекте Find the Farmer, начало наносить на свою продукцию (как правило, муку) особый указатель с цифровым кодом. Потребитель, покупая товар, может зайти на специализированный сайт данного фермерского сообщества (findthefarmer.com), где, введя этот код, получит полную информацию о купленном товаре и о его производителе. Рассматривая красочные фотографии и видеоролики, покупатели могут увидеть место и технологию производства и даже связаться с фермером.

Аграрии в видеороликах поведали душещипательные истории о развитии своего бизнеса, делая упор при этом на экологичность и натуральность продукта. Благодаря этому появилась возможность прямого контакта потребителя с производителем. Авторы нововведения не спешат рапортовать о выросших продажах, но отмечают, что идея потребителю пришлась по вкусу.

Новацией заинтересовались федеральные власти, и в ближайшее время подобную практику могут начать применять массово, прежде всего для борьбы с пищевыми отравлениями.

Северные соседи

По мнению российских экспертов, сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении вследствие нескольких причин. Во-первых, сказываются незавершенная аграрная реформа и низкая поддержка отрасли со стороны государства. Во-вторых, позиции российских фермеров серьезно пошатнул избыток пшеницы урожая 2008 г., который спровоцировал падение цен. И, в-третьих, финансовые неурядицы усугубили положение сельхозпроизводителя, лишив аграриев относительно доступных кредитов. В принципе, можно встретить немало информации о преимуществах, которые вроде бы принес кризис для агробизнеса (в России, например, немного снизились цены на дизтопливо), но, по мнению самих фермеров, все это нивелируется отсутствием возможности привлекать заемные средства. По большому счету, значительная часть российских сельхозпроизводителей не падают духом, многие из них пережили начало 1990-х гг., когда ситуация была намного сложнее нынешней. Фермерские хозяйства даже вынашивают планы возможного расширения бизнеса во время кризиса. Многие помнят интересный пример фермера из Калужской области Анатолия Мазурика, который в тяжелом для россиян 1998 году додумался изготовлять на местной пекарне сушеные цукаты из овощей и фруктов. Российскому потребителю пришлись по душе вываренные в сиропе и глазированные в шоколаде цукаты из морковки, свеклы и кабачка. Тогда новация обеспечила фермера не только средствами для выживания, но и суммами, необходимыми для расширения производства.

В конце мая нынешнего года десятки тысяч европейских фермеров вывели на центральные площади своих городов сельхозтехнику, требуя поднять закупочные цены на молоко

Весьма интересную идею реализовали фермеры и предприниматели Тверской области, организовавшие компанию «ВудФуд». Они предлагают жителям больших городов (прежде всего москвичам) переехать в деревню на ПМЖ. Все это преподносится как обеспечение продовольственной и экологической безопасности людей. Мол, нынешний экономический кризис — это только цветочки, вскоре в выигрышном положении будет только тот, у кого есть свое натуральное хозяйство. Благодаря знанию ситуации и местности, находчивые посредники берутся подыскать для желающих подходящее место, взваливают на себя все сложности по юридическому оформлению, возводят жилой дом, помогают в организации хозяйства. Так, переезд семьи москвичей на собственное обустроенное ранчо с участком в 5 га и домом площадью 200 кв. м обойдется желающим в 5 млн руб. (около 1 млн грн).

В конце зимы 2009 г. на многих российских сайтах, посвященных агробизнесу, обсуждались идеи пользователя из Подмосковья с характерным никнеймом Fermer. Их суть сводилась к следующему: в сельском хозяйстве России особенно тяжело будет крупному и среднему капиталу, который держится на кредитах. Создавшееся положение выгодно тем фермерским хозяйствам, которые рассчитывали только на свои силы и не вступали в кредитные отношения с банками. Аграриям, желающим использовать кризис как шанс для развития, по мнению пользователя, следует внедрять ресурсосберегающие технологии, разнообразить севооборот за счет альтернативных культур, а не увлекаться только зерном, искать новые формы сбыта продукции и объединяться с себе подобными для обмена информацией и защиты своих прав.

На специализированных форумах многие сотни российских фермеров спорят и делятся своими идеями относительно того, как выжить в нынешнее время. Одни предлагают обратить внимание на консервацию ягод, другие собираются разводить шиншилл, третьи — рыбу, четвертые — производить полный цикл какой-либо продукции, например колбасы. Очень популярна среди аграриев европейской части России идея «зеленого туризма». Нынешним летом многие землевладельцы попробуют заманить к себе в имения уставших горожан, которым кризис не позволил отправиться на моря. Привлекать их собираются свежим воздухом, дешевыми и здоровыми продуктами, прогулками, экскурсиями, «культурной программой» в виде деревенского самогона. Желающим предложат попробовать свои силы в ведении сельского хозяйства. Насколько действенны эти планы, будет ясно осенью.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета