Деньги на песке

В курортных странах тысячи предпринимателей зарабатывают на пляжах. Ассортимент услуг широк — от сдачи в аренду шезлонгов до проведения сеансов массажа
30

Летний сезон — время напряженной работы представителей туристической и сопряженных с ней сфер бизнеса. Курортные государства зарабатывают за это время от 50 до 90% общей годовой прибыли. Одна только Турция отрапортовала о получении в 2008 году рекордной суммы доходов от туризма — $21 млрд. При этом в туристической сфере Турции и других курортных лидеров — Египта, Арабских Эмиратов, Таиланда, Болгарии, Туниса — заняты в первую очередь представители малого и среднего бизнеса.

Вход платный

В большинстве курортных стран пляжи подразделяются на три типа: зоны, принадлежащие отелям, платные и бесплатные общественные пляжи. Характерно, что отдых на бесплатном пляже считается уделом туриста-экстремала, подавляющее число отдыхающих выбирают более комфортные условия. Цена посещения платного участка побережья зависит от страны и категории, присвоенной пляжной территории по международной классификации. Она схожа со способом оценки отелей, только используются три цвета флагов: синий, зеленый и желтый. Синий цвет означает не только экологическую чистоту песка и воды, но и наличие на территории туалетов, душевых кабин, лежаков с матрасами, тентов, медицинского пункта, телефонов и точек выхода в интернет. Соответственно, вход на такой пляж, к примеру в Тунисе, стоит $3–5 за день, а в Черногории отдохнуть на «синем» пляже можно за $1–3 в день. «Зеленые» и «желтые» пляжи менее обустроены, поэтому вход на них обычно свободный, но посетителям придется платить за аренду лежаков ($1 в день на турецких пляжах Махмултар или Фугла), шезлонгов (тот же символический $1 на черногорском пляже Бечичи).

Впрочем, такие лояльные цены встречаются не везде. Например, в Испании за возможность комфортного отдыха под тентом в шезлонге с матрасом требуют до $10 в день. Это объясняется бесплатностью всех пляжей страны. Предприниматели вынуждены не только поднимать цены, но и придумывать новые платные услуги, скажем, стоимость аренды зонтика зависит от размера откидываемой им тени — от $3 до $5 в день. Еще дальше пошли израильские владельцы пляжа «Дуга»: помимо платы за вход они стали взимать дополнительную сумму (около $3) за пользование столиком для семейного обеда.

Сок, вода, мороженое…

Снабжение отдыхающих водой и продуктами в Болгарии — дело государственной важности. Даже для простого разноса мороженого по пляжу надо получить лицензию, доказав, что предприниматель владеет как минимум морозильной камерой и доступом к умывальнику. Еще сложнее получить разрешение на торговлю возле прибалтийских пляжей — лицензии на подобную деятельность в Штрооми и Пирита (рекреационные зоны возле Таллина) выдаются за полгода до начала курортного сезона. Но бизнесменам есть за что сражаться, ведь «накрутки» за холодное пиво или минеральную воду составляют 150–200% от закупочной стоимости. В сфере продуктов питания чипсы (продажная цена вдвое превышает закупочную) конкурируют с пирожными и булочками собственного изготовления. Например, в Болгарии приготовленный возле пляжа «горячий бутерброд» обойдется в $2–3, притом что ужиная в ресторане, туристы вполне могут уложиться в $10 на двоих.

Предпринимателям Таиланда, Марокко, Египта и Туниса прибыль приносит торговля простой минеральной водой. Дело в том, что приезжающим на короткий срок (10–14 дней) туристам не рекомендуют пить местную воду. И если таиландские бизнесмены накручивают не более $1 на бутылке, то минеральная вода, купленная на пляже Египта или Туниса, вдвое дороже аналога, продающегося в городском супермаркете.

Интересно, что власти острова Бали и Доминиканской республики издали перечень продуктов, разрешенных к продаже на пляже. В него помимо фруктов и минеральных вод вошли только пиво и сухое печенье. Такое решение было вызвано тем, что местные разносчики продуктов конкурировали с ресторанами, расположенными вокруг пляжей, — вдоволь насытившись мороженым и различными лепешками, туристы не спешили на обед.

Что касается России, то самым популярным видом летнего заработка тут остается продажа традиционного ассортимента: пиво, минеральная вода, мороженое. В большинстве случаев торговля на пляжах Сочи, Туапсе и Анапы носит стихийный характер без получения каких-либо лицензий. Но уровень цен строго контролируется самими предпринимателями — в среднем накрутки на пиво и прохладительные напитки составляют 200%, а мороженое, чипсы и орешки продают в три раза дороже, чем в магазинах, размещенных порой в 20 м от пляжа.

Не солнцем единым

Поскольку в отпуск едут не только за солнцем и морем, но и за острыми ощущениями, следующая по привлекательности возможность заработка — различные водные развлечения. На зарубежных пляжах представлен весь ассортимент условно экстремальных аттракционов — от безопасных «семейных» катамаранов до полетов на дельтаплане и езды на скоростных водных мотоциклах. Закупочная стоимость оборудования зависит от производителя. Например, гидроцикл американской фирмы Junior Jet обойдется от $5500, в то время как его китайский аналог можно приобрести на Кипре всего за $450. Учитывая, что 15-минутный прокат водного мотоцикла стоит на том же Кипре $5–10, а желающих покататься не меньше 40 чел. в день, приобретение окупается за период от нескольких дней до полутора месяцев. Еще быстрее возвращаются инвестиции в покупку водного мотоцикла в Таиланде, где цена получаса езды составляет около $45.

В течение многих лет одним из любимых развлечений туристов остаются прогулки на катамаранах. Цена двухместных моделей канадских Future Beach или Water Bee составляет $2 тыс., еще дешевле можно приобрести подержанный катамаран — около $1 тыс. Установив стоимость получасового проката в размере $10–15, кипрский предприниматель возвращает вложения в среднем за месяц, а его испанский коллега нередко начинает получать прибыль уже после 2–3 недель эксплуатации данного плавсредства.

Вкусы отдыхающих меняются в зависимости от типа курорта: на пляжах Болгарии и Черногории, традиционно считающихся местами семейного отдыха, кроме уже упомянутых водных мотоциклов и катамаранов чрезвычайно популярны так называемые бананы. Они представляют собой надувное устройство, способное одновременно вместить до 10 чел., которое транспортируется катером на небольшой скорости. Закупочная цена такого американского «банана» — $2,5–3,5 тыс., российский аналог стоит еще дешевле — до $2 тыс., принося болгарскому или черногорскому предпринимателю от $50 до $100 в день. Что интересно: поездка на «банане» с последующим сбрасыванием пассажиров в воду на мелководье стоит дороже обычного плавания вдоль берега.

Любители острых ощущений могут попробовать катание на «тарелке» — двух- или одноместной надувной лодке, прицепленной к скоростному катеру. Стоимость получасовой езды вдоль итальянского или испанского побережья — $10–30 в зависимости от категории пляжа. В то же время в Венгрии можно пощекотать нервы всего за $10, что при стоимости самой «тарелки» в $1–2 тыс. возвращает владельцу затраченные средства за 1,5–3 летних месяца. Большинство бизнесменов, владеющих водными аттракционами, сочетают оборудование для взрослых с надувными игровыми площадками, бассейнами и батутами для детей. Так, игровой комплекс Jumping Styles (стоимостью $2–5 тыс. в зависимости от вместимости и высоты горок) в сочетании с батутом Berg ($1–3 тыс.) окупается на пляже Калифорнии за два месяца. Там же большой популярностью пользуется езда на надувных лодках, имитирующих индейские каяки и каноэ. Прокатиться на них могут и дети, и взрослые всего за $10–20 за полчаса, а сотня клиентов окупает приобретение самой лодки (от $900 за каноэ Patriot до $1190 за модель CK 2000).

По стопам Остапа Бендера

Традиционными видами летнего заработка вроде платы за вход на пляж или продажи продуктов и прохладительных напитков фантазия предпринимателей не исчерпывается. В последнее время растущая конкуренция заставляет изобретать все новые и новые услуги и товары. Например, аниматоры — пляжные массовики-затейники, ранее бывшие прерогативой отельных пляжей Турции, нынешним летом появились на обычных платных пляжах. Эти юноши и девушки организовывают различные конкурсы и викторины, выступая не только дополнительной приманкой для посетителей, но и повышая объемы реализованных прохладительных напитков. Турецкие бизнесмены подсчитали, что после одного только конкурса «перепрыгни через надувной мяч» потребление минеральной воды и пива возрастает на 15–20%.

Их таиландские коллеги предлагают посетителям платных пляжей сочетание приятного с полезным — нередко в стоимость аренды лежака с матрасом (примерно $10) входит массаж. На пляжах Кубы и Ямайки отдыхающим предлагают приобрести «волшебные» амулеты, позволяющие, по словам местных умельцев, не только сохранить загар круглый год, но и избежать раковых заболеваний.

[к сведению]
Самые щедрые туристы

По данным Всемирной туристической организации, основную прибыль международному туризму приносят граждане США, Германии, Великобритании и Японии. Далее следуют жители Франции, Италии, Канады и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Парадоксальная ситуация сложилась в туристическом бизнесе Австралии и Новой Зеландии: на них приходится 0,6% всех туристических поездок в другие страны, при наибольших транспортных затратах самих туристов (50–70% стоимости всего путешествия).
По статистике Международного центра исследований по экономике туризма при Венецианском университете, в среднем по сравнению с 2000 годом стоимость заграничного путешествия выросла в 5 раз. Эксперты центра прогнозируют замедление роста цен в последующие 10 лет — они поднимутся всего в 2–3 раза.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета