Дикий, дикий Юг

Инвестиции в создание пляжной инфраструктуры окупаются в Украине за один курортный сезон. Разумеется, если удалось договориться с местными властями и опередить конкурентов

Крымское побережье как зона отдыха пользовалось популярностью с начала XIX века. Однако сейчас украинская рекреационная зона проигрывает в конкурентной борьбе Турции, Болгарии и Черногории. Частично это объясняется отсутствием единой программы развития Крыма именно как курортного региона. Еще одна причина — апатия и безынициативность местных предпринимателей, уверенных в том, что туристы не покинут полюбившиеся морские пляжи и развлечения.

Платить или не платить?

В отличие от уже упомянутых зарубежных лидеров туристического бизнеса в Крыму пока только единичные отели располагают собственными (либо взятыми в аренду) пляжными территориями, предоставляя гостям услуги типа all-inclusive. Кроме этого, большинство приезжающих туристов предпочитают небольшие гостиницы или жилье в частном секторе, а значит, пользуются общественными пляжами. Цена за вход варьируется в зависимости от региона, его популярности и количества предоставляемых удобств. Например, за вход на одну из лучших прибрежных территорий Партенита — пляж Айвазовского — туристу придется заплатить 80 грн, а посетить отдаленные участки у берега моря вокруг этого курорта можно за 15–25 грн. Плата за вход на лучшие ялтинские пляжи составляет около 30–50 грн в зависимости от удаленности зоны отдыха и предоставляемых пляжных принадлежностей. В то же время в Гурзуфе или Новом Свете чистый пляж с минимумом удобств (лежаки, тенты, туалетные кабинки) стоит от 3 до 10 грн в день. Примерно тот же уровень цен в Алуште — 5–10 грн за вход на песчаный пляж с предоставлением шезлонга (матрас или подстилку туристу придется захватить из дома). Опасаясь конкуренции с раскрученными пляжами и сокращения количества туристов, власти Феодосии пошли на рискованный шаг, решив использовать местные пляжи как места отдыха нудистов, и освободили желающих загорать «ню» от входной платы.

Интересно, что некоторые арендаторы прибрежных территорий используют систему скидок, предоставляемых при входе на пляж. Так, в утренние часы стоимость максимальная, а во время послеобеденной сиесты практически на любой пляж Крыма можно зайти за 3–5 грн. Есть пляжи, где в случае предварительной оплаты недельного или двухнедельного пребывания предоставляются скидки: отдыхающий проходит регистрацию и получает чек, свидетельствующий об оплате, и браслет на руку или иной опознавательный знак.

Арендаторы столичных пляжей ввели бесплатный вход на благоустроенные берега в будние дни и платный (20–30 грн) — в выходные. При этом посетители получают возможность не только искупаться и позагорать, но и попасть на вечернюю дискотеку или выступление иностранного диджея, оплачивая, по сути, обычный концерт.

Пивная прибыль

В летнее время большинство местного населения рекреационных зон стремится улучшить собственное благосостояние. Наиболее распространенный способ — продажа напитков и продуктов на пляже. Так промышляют не только жители прибрежных поселков, но и предприниматели из не прилегающих к морю городов. Пару лет назад отдыхавший тогда в Одессе простым студентом Артем Михальчик из Николаева решил немного подзаработать. «Я просто купил в киоске коробку мороженого и пошел с ним на ближайший пляж, по пути решил поставить на порцию не слишком большую наценку в 1 грн», — вспоминает он. Мороженое раскупили за полтора часа, а новоявленный бизнесмен, подсчитав свою прибыль, с удивлением констатировал, что она составила 90 грн. Разговорившись с местными, Артем выяснил, что дневной заработок торговцев собственными пирожками, сладкими палочками с кремом и прочей востребованной на пляже снедью — от 50 до 150 грн.

Столичные пляжи предлагают отдыхающим новинку сезона — устоять на ногах в надувной сфере

Поэтому год спустя господин Михальчик привлек еще двух товарищей к летнему заработку. «Николаев расположен в 80 км от моря, так что в пятницу утром мы ехали на базу, где закупали самый ходовой товар — пиво, чипсы, кока-колу и мороженое. Скоропортящиеся товары загружали в холодильник и вечером того же дня выезжали к морю», — рассказывает он. Торговля начиналась с самого утра, однако, поскольку николаевские предприниматели не были местными жителями, им приходилось постоянно переезжать с места на место. «Все пляжи поделены между местными, и чужаков там не любят. Поэтому, постояв полчаса-час, мы «откочевывали» на другой пляж», — вспоминает предприниматель. В среднем николаевские бизнесмены устанавливали на чипсы, орешки и мороженое двойную цену, а стоимость холодного пива или минеральной воды увеличивали втрое. Вся торговля занимала не более 4–5 часов, в течение которых друзья еще и успевали хорошенько накупаться в море. Что же касается прибыли, то в будний день она составляла 3–5 тыс. грн, рекордными были приуроченные к местным праздникам выходные, когда Артем с друзьями заработали 10 тыс. грн.

Эх, прокачу!

Уже давно большинство крымских пляжей украшено надувными горками разной высоты, съехать с которых прямо в море любят и дети, и взрослые. Закупочная стоимость таких сооружений колеблется от 1 тыс. грн за аттракцион для самых маленьких до 80 тыс. грн за детский надувной комплекс с батутом (производители — ATOL, Bestway, Halsall). Монтаж и установка такого оборудования очень просты и не требуют особых навыков, а количество посетителей в день достигает 50–100 человек. Обычно предприниматели ставят невысокую цену за скоростной спуск в море (10–20 грн). В среднем не самый дорогой надувной аттракцион (принадлежащий таким изготовителям, как Intex, Smoby, Pilsan) стоимостью в 50 тыс. грн окупается за два месяца.

Любителям острых ощущений предприниматели предлагают поездку на водном мотоцикле (10–30 грн за минуту, но при длительности поездки более 30 мин предоставляется скидка) или буксировку на парашюте, когда туриста поднимают в небо с помощью моторной лодки. Цена такого удовольствия — 100 грн за первые пять минут полета и 20 грн — за последующие. Ялтинская предпринимательница Светлана Байкалова, владелица прилежащего к пляжу кафе, отмечает, что большинство туристов предпочитают проверенные водные развлечения — аквабайки, катание на надувных «бананах» и «тарелках». «Крым был и остается зоной традиционного семейного отдыха, здесь очень много отдыхающих с детьми, поэтому делать ставку на экстремальные развлечения нецелесообразно», — уточняет бизнесвумен. Приобретенные г-жой Байкаловой два вод­ных мотоцикла (стоимостью $7 тыс. и $9 тыс.) окупились за первый же сезон, так что этим летом предпринимательница смогла добавить к ним приобретенный в Италии б/у аттракцион «родео» за $2 тыс. «Он хорошо сочетается с общим видом кафе, оформленным в стиле дикого Запада, а суть аттракциона состоит в том, чтобы удержаться на брыкающемся «коне» 2–3 минуты», — разъясняет Светлана. Пока желающих почувствовать себя ковбоями не очень много — 10–15 человек в день согласны заплатить 20 грн за такое развлечение. Однако прокатиться на норовистом жеребце можно и бесплатно. «Если общая сумма заказа превышает 200 грн (обычный ужин или обед на двоих), я предлагаю «родео» в качестве бонуса», — добавляет г-жа Байкалова. Впрочем, бизнесвумен не намерена останавливаться на достигнутом и, если сезон-2009 будет удачным, следующим летом планирует поставить на пляже стенку для скалолазания. «Скорее всего, я приобрету подержанное альпинистское снаряжение, поскольку аренда подобных развлечений невыгодна», — уточняет предпринимательница.

В глубь воды

Последние несколько лет растет популярность Крыма как одного из наиболее безопасных мест для занятия дайвингом. Лидеры по предоставлению данной услуги — центры «Афалина» и «Пеликан», расположенные на мысе Тарханкут. Привлекают дайверов бухты Балаклавы и Севастополя. Цена двух погружений составляет около $50, при этом желающие посетить дайвинг-центр в качестве тура выходного дня получают пакет типа all-inclusive стоимостью примерно $150. По словам Павла (фамилию он просил не указывать), инструктора одного из дайвинг-клубов Тарханкута, пока сложно говорить об окупаемости крымского дайвинга. «Снаряжение и организация дайвинг-центра стоит примерно $20–30 тыс. и еще около $2 тыс. надо вложить в обучение персонала. Так что на данный момент можно говорить о создании дайвинг-клубов, скорее, как о способе самозанятости приверженцев этого вида спорта», — считает он.

Менее затратный, но весьма оригинальный способ заработка придумали местные жители наиболее раскрученных курортных зон Ялты, Алушты и Коктебеля — они предлагают приезжим… бронирование лежаков на немногих бесплатных пляжах. Дело в том, что занять место у моря после 6–7 часов утра практически невозможно, поэтому местная предприимчивая молодежь и пенсионеры занимают лежаки практически с первыми лучами солнца, сдавая их потом в аренду отдыхающим с 50–100% наценкой.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета