На широкую ногу

Ниша по производству эксклюзивной обуви в Украине свободна. Новаторы с интересными идеями смогут найти своих потребителей даже в сложных экономических условиях
30

Ниша изготовления эксклюзивной обуви в Украине пока не заполнена и наполовину. Востребованы самые различные модели обуви — от классических образцов мужских ботинок, сшитых на заказ, до специальных ортопедических или концертных туфель. При этом для начала бизнеса не нужны инвестиции в десятки тысяч долларов — открыть ателье можно и в собственной квартире, клиентов искать через друзей и знакомых, а стоимость оборудования стартует от $350 за швейную машинку. Количество компаний, занимающихся эксклюзивным изготовлением обуви, потихоньку увеличивается, что связано с развитием модной индустрии в Украине в целом.

Обувь навсегда

«Я получила высшее образование обув­щика. После окончания вуза принимала участие в нескольких «Сезонах моды», к которым подготавливала собственную коллекцию одежды и обувь под нее. В связи с тем, что с одеждой проблем на рынке нет — модельеров более чем достаточно, а обувная ниша свободна, — решила заняться этим бизнесом, — вспоминает Ирина Литвинская, дизайнер студии «Джамелли». — Начинала как конструктор-модельер обуви в компании, занимающейся массовым производством, но в связи с проблемой сбыта готовой продукции пришлось переориентироваться на индивидуальный пошив. Это намного выгоднее, ведь массовая обувь украинских производителей не пользуется популярностью среди наших соотечественников. Слишком много к нам везут китайского товара по более низким ценам».

По словам дизайнера, среди украинцев хватает людей, желающих носить экстравагантную обувь, но в силу анатомических особенностей строения стопы, они вынуждены заказывать обувь специально под себя. В магазинах, как правило, не продается ортопедическая обувь, максимум предоставляется возможность подгонки и доработки уже готовых моделей. При этом компаний, занимающихся изготовлением обуви для людей с нестандартным строением стопы, совсем немного. В первую очередь потому, что это достаточно узкий сегмент рынка, и многие начинающие бизнесмены не уверены в перспективности данного направления. Однако опыт уже работающих операторов доказывает обратное — недостатка в заказчиках у них нет.

Семейное дело

Чтобы облегчить старт в обувном бизнесе, некоторые предприниматели объединяют средства и усилия с друзьями или родственниками. «Наша компания создавалась как семейный бизнес, — рассказывает Ольга Сандуленко, владелица и директор дизайн-студии «Ольга Сандуленко». — Вначале в команду я включила в основном знакомых по учебе и работе. Формат семейного объединения во многом помог развить компанию и выйти на должный уровень — все работали не за страх, а на совесть».

Как утверждает госпожа Сандуленко, вложения, необходимые для открытия небольшого частного обувного ателье, совсем невелики. Как уже отмечалось, можно обойтись без арендованного помещения, что позволит уменьшить траты. А сэкономленные деньги стоит направить на закупку материалов, прежде всего кожи и фурнитуры. Основная статья расходов на старте обувного бизнеса — закупка оборудования. По мнению экспертов, в среднем для начала деятельности достаточно иметь в наличии швейную машинку, ручной пресс для подклейки подошвы, брусовку для работы с кожей, машинки «зигзаг» и «декор». Каждая единица техники из этого перечня стоит от $350, но при этом следует учитывать еще и дополнительные расходы на инструменты, клей и колодки.

Чтобы шить обувь, достаточно иметь швейную машинку, ручной пресс для подклейки подошвы, брусовку для работы с кожей, машинки «зигзаг» и «декор». Каждая единица техники из этого перечня стоит от $350

Однако некоторые начинающие дизайнеры, не располагая необходимыми инвестициями, часть оборудования брали в аренду и лишь потом, раскрутившись и получив первую прибыль, инвестировали средства в обновление технического парка. Но данный путь не лишен своих недостатков. К примеру, арендуемое оборудование может быть уже изношенным и малопродуктивным. Поэтому большинство обувных модельеров предпочитают все-таки приобретать новую технику. «Все машинки и станки мы покупали, ничего в аренду не брали, — уверяет Ирина Литвинская. — Тем более что для старта частной маленькой компании много не надо: для начала можно приобрести по одной машинке каждого типа и минимум колодок — под заказ клиента».

В таком случае вернуть вложенные деньги можно, выполнив буквально три-пять заказов. Если же дело поставлено на широкую ногу (с арендой помещения под цех, закупкой новейших образцов техники, привлечением известных модельеров и проведением рекламной кампании), срок окупаемости может увеличиться до двух-трех лет.

Уникальность города берет

Как и в случае с западными производителями индивидуальной обуви, для украинских изготовителей ключевым фактором успеха является наличие уникальной идеи или оригинального подхода к клиенту. Ольга Сандуленко вспоминает, что изначально ее дизайн-студия специализировалась только на индивидуальном изготовлении женской свадебной обуви: «Как и каждая девочка, я мечтала о шикарной свадьбе, о сказочном платье и хрустальных башмачках. Потом, когда выбирала основное направление для студии, вспомнила о своей детской мечте. Уникальность творческого подхода обусловлена тем, что гладкая кожа комбинируется с такими материалами, как замша, атлас, гипюр. Делается ставка на богатое украшение изделий: художественная роспись по коже, вышивка, камни, стразы, бисер. Эклектика в моде не первый день, однако, если речь идет об обуви, сочетание кожи с дорогими тканями ново, неожиданно и стильно».

Впрочем, можно привлекать заказчиков не только нестандартным внешним видом авторских моделей обуви. К примеру, владелец фирмы Platinum (изготовление обуви) Евгений Кононенко сделал ставку на разработку индивидуальных моделей для деловых мужчин — классической формы ботинок и туфель. «Идея не нова, однако немногие украинские обувщики взялись за ее реализацию. Мы рискнули и оказались в выигрыше. Казалось бы, даже банальное разнообразие формы носка (фасон) и модели верха в результате значительно увеличивает комфорт. А украшение ботинка перфорацией, тиснением, вышивкой или вставками из разной кожи раньше практически не использовали в классических моделях, — отмечает Оксана Пархоменко, конструктор-модельер фирмы Platinum. — Видимо, многие считают, что мужские туфли, например для офиса, ни в коем случае не должны быть стильными и привлекать внимание. Но опыт показал обратное».

Евгений Кононенко подтверждает, что идея разнообразия классических моделей принесла ему успех — поступили мелкосерийные заказы. Так что постепенно модельеру удалось перейти от выполнения индивидуальных заказов к более массовому пошиву. Помимо мужской он начал шить разнообразную женскую обувь, а впоследствии стал учитывать еще и сезонный фактор.

Выбор ключевого направления, на которое в первую очередь будет ориентироваться ателье, зависит от того, интересы каких групп потребителей фирма собирается удовлетворять. К примеру, одни предприниматели специализируются исключительно на свадебных туфлях, другие отдали предпочтение изготовлению ортопедической обуви, третьи привлекают клиентов, предлагая товар с уникальной деревянной подошвой. «Мы не хотим завоевывать клиента тем, что можно купить на рынке. Мы продвигаем новую и эксклюзивную идею — деревянные резные подошвы с кругами, цветами и т.д. Клиентам это нравится, и многие из них становятся нашими постоянными заказчиками», — поясняют представители дизайн-студии «Джамелли».

Во многом успех зависит от специалистов, изготовляющих обувь. Лучшими среди них считаются те, кто сами чему-то научились, по собственному желанию и стремлению. Такие люди более скрупулезно и ответственно подходят к делу. По словам операторов рынка, сейчас очень сложно найти профессионала, ведь, окончив вуз, не многие готовы приступить к сложной работе. Порой приходится переманивать персонал из других фирм, предлагая более высокие зарплаты.

Ловля на живца

Как правило, на начальном этапе работы самым продуктивным методом поиска клиентов остается «сарафанное радио», когда заказчики, нередко родственники и друзья, сами рекламируют обувь и направляют новых клиентов в молодую фирму. «Мой опыт работы в различных компаниях по производству обуви расширил круг знакомств. Меня уже знали как модельера и дизайнера обуви во многих свадебных салонах, — отмечает Ольга Сандуленко. — Поскольку дизайн-студия первое время работала в узком направлении — изготовление свадебной обуви, самой эффективной была реклама в соответствующих журналах».

А вот директор дизайн-студии «Джамелли» уверен, что вполне можно обойтись и без рекламы. «Во-первых, для молодой компании это слишком большие расходы, а во-вторых, клиентуры и так хватает — работа есть, заработок тоже», — утверждает он. Основные трудности при ведении бизнеса по пошиву индивидуальной обуви — небольшой выбор материалов: кожи и фурнитуры. В Киеве, например, очень мало мест, где можно заказать итальянскую кожу, обувь из которой будет служить намного дольше, чем из оте­чественных аналогов. Среди других проблем операторы отмечают постоянную нехватку квалифицированного персонала, поскольку кадры приходится готовить самостоятельно, на практике обучая новых мастеров тонкостям работы с разными материалами и новой техникой.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета