Хобби ради выживания

Для начала бизнеса по производству вязаных вещей достаточно $200-300 на закупку расходных материалов и рекламную поддержку. Эксклюзивные вещи продаются на 300% дороже себестоимости
28

В Украине много рукодельниц, не знающих настоящей цены своего труда. Как правило, продать готовое изделие ручного производства мастерицы решаются, когда нужны быстрые деньги. Однако вследствие кризиса люди вынуждены искать дополнительные источники дохода. Поэтому многие вспомнили о навыках рукоделия, полученных в юные или зрелые годы, и решили свое хобби, к примеру вязание одежды и аксессуаров, обратить в бизнес.

Личное дело

«Для меня вязание на заказ — сопутствующее направление, основное — торговля пряжей и товарами для рукоделия. Считаю, что изготовление вязаной одежды по индивидуальным заказам — весьма перспективный вид деятельности, ведь во всем мире ручная работа всегда высоко ценится», — говорит Марина Юрченко, директор магазина «Маковка» (г. Киев).

Рукодельницы, решившиеся сделать свое увлечение бизнесом, выбирают один из двух основных путей развития. Первый — работать на дому и не тратиться на аренду офиса и производственного помещения. Для этого достаточно $3–5 тыс. на покупку вязальной машины, материалов и проведение минимальной рекламной кампании. Впрочем, многие предпочитают не тратить средства даже на приобретение техники, а вязать вручную или же арендовать машинку. В таком случае стартовый капитал может составить и $200–300. Как правило, наработав клиентскую базу, мастерица перестает справляться со всеми заказами и идет по второму пути — открывает ателье с производством на вязальных машинах.

Причем с целью экономии бюджета вязальные машины можно купить подержанные или взять в лизинг. Новая же стоит около $3–5 тыс. Основные расходы при открытии собственного производства придутся на аренду площадей. К тому же потратиться придется на заработную плату вязальщицам, оплату услуг охраны и приобретение материалов.

«Наработав пул клиентов, мы решили не открывать отдельно ателье, а предоставлять услуги по изготовлению одежды на базе магазина, — делится опытом г-жа Юрченко. — Мастера работают дома на собственном оборудовании. Поэтому нет необходимости тратить средства на содержание ателье — аренду, коммунальные платежи, оборудование, охрану и прочее. К тому же нет убытков от сезонных колебаний в продажах, не надо думать, как обеспечить работой мастеров, когда заказов нет и т.д. Следовательно, и на цену товара все это не влияет».

Эксперт отмечает, что в одиночку рукодельница не сможет создать высокоприбыльный бизнес, хотя и здесь есть исключения. Например, она может сделать ставку на изготовление эксклюзивных дорогостоящих вещей для политической и культурной элиты. Но подобных мастеров на постсоветском пространстве единицы. По схожему принципу создаются авторские трикотажные студии, которые держатся на одном или двух мастерах. Вещи, как правило, вяжутся на заказ в единичных экземплярах (или очень мелкими партиями) и продаются в собственном магазинчике, часто расположенном в том же здании, что и вязальный цех.

Путь к успеху

Наталья Морозова, директор киевского интернет-магазина пряжи «Узелок», рекомендует обратить внимание на некоторые факторы, обуславливающие успешность бизнеса на вязании. «Многие мастерицы работают самостоятельно — ищут клиентов, выполняют заказы и занимаются продажей готовых изделий. Само собой, большинство швей отдают предпочтение другой схеме работы: пользуются услугами посредников, способных обеспечить нужное количество заказов. Со мной сотрудничают несколько вязальщиц, которые работают дома, выполняя полученные заказы. Я нахожу клиентов, принимаю заказы и передаю исполнительнице, за что получаю комиссионные в размере 10–15% от стоимости. При наличии, скажем, десяти вязальщиц прибыль невелика, однако если удастся привлечь 50–100 мастериц, бизнес можно считать удавшимся», — делится опытом она.

Для рядовых мелкосерийных вещей устанавливается наценка в 50-100% выше себестоимости, для эксклюзивных — 250-300% и даже больше

Впрочем, по словам Натальи, немногим удается объединить такое количество вязальщиц, поэтому конкуренции как таковой на рынке пока нет. Тем не менее, чтобы выделиться на фоне соперников и привлечь внимание потенциального заказчика, эксперт рекомендует продвигать уникальные предложения. Например, в качестве дополнительной услуги может предлагаться корпоративное вязание: компания заказывает сразу несколько одинаковых свитеров для своих сотрудников, оригинальные подарки, зачастую игрушки с логотипом компании для презентации партнерам и клиентам или же вязаные детали для декорирования офиса.

Марина Прокофьева, частный предприниматель, занимающаяся вязанием, называет еще один действенный способ привлечения клиентов — сотрудничество с магазинами эксклюзивной одежды. «В этом случае стоит обратить пристальное внимание на продаваемый ими товар. То есть если магазин специализируется на молодежной одежде, то вряд ли кто-то из посетителей обратит внимание на мешковатый пуловер мышиного цвета, — предупреждает бизнесвумен. Стоит также учесть, что через магазин можно продать вещь дороже, но в подобных случаях торговцы не дают гарантии реализации готовых товаров, поэтому этот вариант следует использовать как дополнительный, а не основной».

Как отмечает Виктор Касторский, директор львовского магазина одежды ручной работы «Мастерица», многие вязальщицы для рекламы своих товаров прибегают к услугам журналов о рукоделии, предоставляя изделия собственного производства в качестве моделей для публикации. «Иногда мы выкупаем у мастериц прорекламированные подобным образом вещи и выставляем их в магазине, при этом в торговом зале размещены столики с профильными изданиями, «случайно» открытыми на нужной странице. Увидев в журнале вещь, которая висит прямо у него перед глазами, потребитель охотнее совершит дорогостоящую покупку», — делится секретами г-н Касторский.

Новые горизонты

Еще одна возможность заработать в этом бизнесе — предложить обучение желающим начать вязать. Особенно если это будет не основным, а вспомогательным видом деятельности. «К примеру, если речь идет о курсах вязания, то здесь реально воспользоваться готовыми работами учениц, — рассказывает старший мастер одной из киевских школ вязания, просившая не указывать ее имя. — Их можно презентовать и распродать на выставке. Часть вырученных денег стоит отправить на благотворительность, а остальные средства отдать детям — авторам работ. Таким образом довольно легко привлечь внимание прессы, которая и сделает всю рекламную работу. Ведь сообщение о детской инициативе, несомненно, вызовет новый приток желающих записаться на курсы».

Дополнительно к программе обучения можно открыть интернет-магазин, в котором потенциальные клиенты смогут ознакомиться с возможностями вязальщиц, сроками изготовления вещей и ценами. Госпожа Морозова отмечает, что на начальном этапе именно раскрутка через интернет позволит сэкономить на рекламе и привлечь заказчиков и партнеров. Причем с массовым повышением интереса к различным блогам, дневникам и форумам появилась возможность создать свой мини-интернет-магазин. «Для этого достаточно сделать дневник, разрекламировать его в специальных коммьюнити, а дальше размещать там фото и описание изделий. И на это все не нужно тратить деньги, понадобятся лишь время и силы», — подтверждает перспективность продвижения товаров и услуг через всемирную паутину Виктор Касторский. Кроме того, не стоит забывать о возможности рекламы своих услуг в специальных темах на форумах. Там же, кстати, можно найти и заявки от «работодателей», заказывающих какую-то конкретную вещь и готовых расстаться с деньгами ради ее получения.

Вязальные хлопоты

Одна из основных сложностей в создании вязального бизнеса — подбор профессиональных мастеров, без которых проект обречен на неудачу. «Встречаются разные неприятные истории, когда наемная рукодельница берется за непрофильный предмет. К примеру, она специализируется на салфетках и одеялах, а ей поручили связать, скажем, свитер. Тогда практически гарантированно будет и задержка с выполнением заказа, и низкое качество», — поясняет Вероника Козлова, мастер-вязальщица. Поэтому профессионалы советуют подбирать персонал таким образом, чтобы мастера специализировались на вязаных вещах разной сезонности.

В вязальном бизнесе есть и свои сложности. К примеру, ручной труд в Украине ценится не так высоко, как за рубежом. Поэтому для повышения рентабельности работы нужно прибегать к дополнительным услугам — курсам вязания, сотрудничеству с наемными исполнительницами и корпоративными заказчиками.

Еще одна проблема — придирчивость клиентов. «При приеме заказа нужно быть предельно внимательным, четко оговаривать требования к вещи, ведь если клиенту что-то не понравится, он может отказаться от изделия. Именно поэтому выгодно сотрудничать с магазинами, где можно выставить на продажу готовый товар», — утверждает Марина Прокофьева. Кроме того, нередко покупатель, пренебрегая рекомендациями мастера, портит вязаную вещь при стрике в машине. После чего обращается к производителю, требуя исправить ситуацию. Для предупреждения подобных неприятных случаев эксперты рекомендуют составить инструкцию по уходу за готовым изделием.

О рентабельности своего бизнеса вязальщики говорят неохотно. На условиях анонимности один из бизнесменов рассказал, что в некоторых случаях вещи продаются на 250–300% дороже себестоимости. Разумеется, речь идет о неординарных эксклюзивных предметах. Впрочем, если удастся создать настоящее произведение вязального искусства, к примеру, гардины со сложным рисунком или пейзажем, можно говорить и о надбавке в 1000%.

Однако для рядовых мелкосерийных вещей устанавливается наценка в 50–100% выше себестоимости. По словам операторов рынка, после вычета всех расходов, в том числе налогов и сборов, остается приблизительно 20–40% чистой прибыли.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«В последнее время украинцы стали смелее выбирать новые направления для отдыха и туризма»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета