Особенности ведения «придорожного» бизнеса

Придорожная инфраструктура — мотели, кафе, площадки для отдыха — в Украине развита весьма слабо. Невысокий порог вхождения в бизнес и почти полное отсутствие конкуренции делают это направление привлекательным для предпринимателей
ниша

Чем дальше от Киева, тем хуже дорога. К этим суровым украинским реалиям автолюбители давно привыкли. Но вот смириться с тем, что возле трасс не хватает заведений общепита и мотелей, водителям сложнее. Сейчас, как и четыре года назад, придорожные кафе и рестораны встречаются на дорогах в среднем через каждые 15–20 км, гостиницы — через 70 км. Ожидалось, что вопрос нехватки объектов придорожного сервиса будет решен во время подготовки к Евро-2012. Но на самом деле значительных перемен не произошло, и предприниматели по-прежнему не спешат вкладывать деньги в подобный бизнес. Поэтому данная ниша все еще не заполнена.

Что кому по карману

Уровень придорожных заведений в Украине очень разный. Одни напоминают средневековые казацкие крепости и крестьянские хутора, другие больше похожи на обычные столовые, рассчитанные на проголодавшихся дальнобойщиков. Иногда дешевые закусочные и дорогие рестораны расположены недалеко друг от друга, ведь у них разные целевые аудитории. К тому же, как заметила Ольга Насонова, генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг», есть два типа придорожных заведений — находящиеся вблизи городов и расположенные на трассах. И здесь опять-таки каждый ждет своих гостей. «Кафе и рестораны, разместившиеся вблизи крупных городов, рассчитывают больше на горожан, которые выбрались на загородный отдых, а не на автомобилистов. Впрочем, последние в этих заведениях также останавливаются, — разъясняет г-жа Насонова. — Но если кафе находится от города дальше, чем в 30 км, предназначено оно как раз для водителей, которые хотят быстро перекусить и снова отправиться в дорогу». Эксперт утверждает, что пока еще ни тех, ни других заведений придорожного сервиса у нас в стране не хватает. «В целом по Украине ниша насыщена максимум на 30%, но у столицы конкуренция больше — здесь рынок заполнен почти на 70%», — конкретизирует Ольга Насонова.

С мотелями вблизи трасс ситуация сложнее. Как правило, большинство ресторанных комплексов предлагают посетителям ночлег, в то время как отдельных придорожных гостиниц днем с огнем не сыщешь. Но, как полагает Роман Пономаренко, президент Всеукраинской молодежной хостел-ассоциации, есть все предпосылки, чтобы мотели вблизи трасс стали прибыльным бизнесом. «Судя по тенденции развития хостелов, сейчас растет спрос на недорогое проживание. При этом сегмент мотелей у нас абсолютно не развит», — констатирует Роман.

Пока же мотели без ресторанов открывают в единичных случаях. И то это, скорее, исключения из правил, об одном из которых рассказал г-н Пономаренко: «Недавно я был в Пирятине, где владелец местного рынка построил мотель. Он заметил, что дальнобойщики спят в машинах, не желая тратиться на гостиницу. Предприниматель оборудовал несколько номеров и стал брать с водителей вполне приемлемую плату за ночлег. Чем не бизнес?».

От стола к койке

В 1990-х крайне редко можно было встретить по дороге из Киева в Харьков или во Львов ресторан с гостиницей. Но вот придорожные шашлычные и закусочные были вполне привычным явлением постсоветской эпохи. Как правило, бизнес начинали с того, что у дороги ставили вагончик, размещали возле него несколько пластиковых столов и стульев, мангал, иногда и холодильник с прохладительными напитками. Спустя годы на месте этих шашлычных предприниматели построили более солидные заведения.

Так произошло и с кафе домашней кухни сестер Лилии Щегловой и Галины Баховой, у которых, правда, вместо вагончика изначально была только маленькая беседка под абрикосом. Открывая придорожное кафе на 234 км трассы Киев — Полтава, они и подумать не могли, что через годы их заведение превратится из непримечательного кафе в ресторанно-гостиничный комплекс. Начинали сестры совместный бизнес в 1996 году, и мотивировало их тогда только одно — желание заработать. Теперь же у них в собственности кафе украинской кухни «У сестер» и отель «Замок». Также предпринимательницы открыли ресторан в Киеве и пиццерию в Полтаве. «Они начинали на одном энтузиазме и могли рассчитывать только на помощь своих близких: отец жарил шашлык, мама готовила борщ и пекла пампушки, помогали даже маленькие дети», — рассказывает Ирина Петраш, старший администратор отеля «Замок». Причем, как объяснила г-жа Петраш, все строилось постепенно, по мере заработка: «Поначалу обходились своими силами, поставили вагончик на четыре стола, начали набирать людей. В 2002 году построили мотель, спустя еще два года достроили к нему второй корпус. И вот только в 2010-м появился третий». Несмотря на то что сейчас кафе «У сестер» и отель «Замок» — крупный ресторанно-гостиничный комплекс, основ­ными посетителями по-прежнему остаются проезжающие мимо водители. Правда, иногда гости задерживаются здесь и дольше. «У нас много корпоративных клиентов. Они проводят у нас семинары, организовывают банкеты», — добавляет Ирина Петраш.

Кстати, тенденция открытия придорожных кафе с мотелями была характерной до 2008 года, пока банки охотно выдавали предпринимателям кредиты на строительство. Но с началом кризиса рынок, по сути, замер. Хотя и сегодня открывать комплекс более выгодно с точки зрения привлечения клиентов. «Чем больше услуг предоставляет заведение, тем выше вероятность появления новых клиентов, — рассуждает Ольга Насонова. — Если при ресторане есть мотель, у посетителей будет больше поводов там задержаться. Поэтому чаще всего открывают не только ресторан, но и гостиницу, сауну, предлагают всевозможные развлечения, например, боулинг и бильярд».

В погоне за сервисом

Сколько в Украине придорожных заведений общепита, сказать сложно. И уж точно никто не подсчитывал количество небольших закусочных, разбросанных по дорогам страны. К примеру, для жителей сел на важнейших трассах продажа водителям борща и жареного мяса — одна из немногих возможностей заработать. Хотя и серьезным бизнесом это не назовешь. Амбициозные планы в придорожном деле были у Александра Боровика, совладельца кафе при выезде из г. Константиновка (Донецкая обл.). Еще до кризиса вместе с партнером арендовали землю, приобрели вагончик, в котором разместили кухню. Достроили зал на шесть столов и летнюю площадку. Со временем предприниматели планировали создать более презентабельное кафе, так как понимали, что в противном случае о высоких доходах мечтать не стоит. Теперь же компаньоны, разойдясь во мнении касательно будущего заведения, решили продать бизнес. «Все имущество мы оценили не более чем в $25 тыс. Конечно, можно было бы снова рискнуть, набрать кредитов, сделать пригородный ресторан, но я уже наигрался. Возможно, если бы трасса была более оживленная, в этом был бы смысл. Но в нашем регионе это проблематичный бизнес, окупаемость вложений сложно прогнозировать», — с сожалением констатирует Александр.

К тому же, обращают внимание предприниматели, сегодня все больше автомобилистов не желают останавливаться в забегаловках, предпочитая питаться в приличных местах. В связи с этим многие кафе и ресторанные комплексы пересматривают принципы своей работы. Особенно это стало проявляться с приближением чемпионата Европы по футболу. «Все больше заведений в последнее время начинают принимать к оплате кредитные карты и предоставлять клиентам услугу бесплатного Wi-Fi, однако меню на английском языке могут предоставить лишь единицы», — поведал об уровне сервиса в придорожных заведениях Андрей Тычина, руководитель проекта «Дорога.UA».

Гурманы на трассе

Ни для кого не секрет, что обед в придорожном кафе обойдется дороже, чем в подобном заведении в ближайшем населенном пункте. А все потому, что конкуренции на трассе практически нет. Вот предприниматели и не упускают возможность повысить цены. Но, несмотря на это, главное правило придорожных кафе остается неизменным: посетитель должен уйти сытым и довольным. «Заманить клиента — только полдела, главное, чтобы в следующий раз он снова к вам заехал, — убеждена г-жа Петраш. — Идеальный вариант, когда заведение еще и посоветуют знакомым». Чтобы это произошло, готовить нужно не просто вкусно, но и быстро. «У нас в кафе широкий ассортимент блюд, к тому же регулярно спрашиваем у посетителей, что они хотели бы у нас попробовать. Для этого раздаем специальные анкеты. И если, к примеру, за месяц собирается много заявок на определенное блюдо, мы его обязательно включаем в меню», — говорит Ирина Петраш.

Но все же ни придорожные закусочные, ни комплексные заведения на гурманов не рассчитаны. Тем не менее есть рестораны, позиционирующие себя исключительно как заведения французской или только немецкой кухни. «Обычно в дороге люди предпочитают простые блюда, например, жареное мясо с картошкой. Хотя наиболее востребованными остаются украинские и кавказские блюда. Шашлык и люля-кебаб всегда пользуются спросом. И почти всегда в придорожных заведениях они есть, — описывает кулинарную ситуацию Ольга Насонова. — Но в то же время не стоит смешивать кухни, лучше выбрать одно направление, добавив к нему разные элементы. Например, это может быть немецкий придорожный ресторан, но с украинскими блюдами, так как борщ всегда и везде хорошо едят. Или же можно открыть украинское кафе с элементами европейской кухни. Но повторюсь: основное направление должно быть одно, этническое».

Придорожные инвестиции

Ввиду того что ниша придорожного сервиса в Украине еще не заполнена, пока выгодно открывать как небольшую закусочную, так и комплексное заведение с гостиницей на 15–20 номеров. Все зависит от имеющихся у предпринимателей средств и планируемого месторасположения. «Если заведение хотят разместить на трассе поблизости столицы, нужно учитывать, что здесь большая конкуренция. Чтобы кафе или ресторан смогли привлекать клиентов, в бизнес нужно вложить около $2 млн. Открываться на трассе Киев — Харьков также выгодно, но здесь, конечно же, меньше обороты. Хотя и инвестиции будут значительно меньше. Капиталовложения в придорожное кафе или ресторан могут составить до $0,5 млн. В принципе, это может быть и $200–300 тыс.», — сообщила руководитель «Ресторанного консалтинга». В то же время, по ее словам, для строительства и открытия кафе с мотелем потребуется сумма в два раза больше. Вместе с тем увеличится и срок окупаемости всего комплекса. «Просто ресторан окупится за три года, а с гостиницей — за шесть лет. Ведь стоимость номеров у трасс обычно невысокая. Но опять-таки наличие гостиничного комплекса больше привлекает посетителей. Поэтому у предпринимателей есть два варианта: вложить деньги сразу в строительство ресторана, гостиницы, автомойки и АЗС или выбрать экстенсивный путь, начав с небольшого кафе и постепенно достраиваться», — резюмировала Ольга Насонова.

Трасса М-03 (Е-40)
от Киева до Харькова
Трасса М-03 (Е-40) – Н-20 от Харькова до ДонецкаТрасса М-04, М-12 (Е-50)
от Донецка до Кировограда
Трасса М-12 (Е-50), Н-02
от Кировограда до Львова
Трасса М-07 (Е-40) от Львова до Киева
«У сестер» (с. Лобковая Балка)«Сапфир» (г. Краматорск)«Новоселица» (с. Новоселовка)«М12» (с. Краснополка)«Бабушкин сад» (с. Мечта)
«Печь» (с. Нестеренки)«Принц» (г. Чугуев)«Околица» (с. Новоселовка)«Украинское село» (с. Сычовка)«Древний град» (с. Гамалиевка)
«Глухомань» (г. Полтава)«Терем» (г. Изюм)«Орлиное гнездо» (с. Субботцы)«Диканька» (г. Винница)«Мисливець» (с. Привольное)

[у соседей]

Эх, дороги!
В США обслуживание автомобилистов — развитая индустрия, в которой задействованы тысячи кафе, мотелей, АЗС и станций техобслуживания. Кроме сервисных зон на трассах Америки функционируют так называемые rest areas — зоны отдыха, где за определенную плату можно воспользоваться парковкой, телефоном и туалетом. Также здесь установлены столики для обеда и автоматы по продаже напитков. Но что интересно: ночевать здесь запрещено. А разрешено в мотелях, где в среднем за $30 водитель получает место на парковке, номер с кроватью, душем, туалетом, телевизором и кондиционером. Дороже обойдутся мотели с бассейном и завтраком. На некоторых заправках и в придорожных кафе продают купоны, предоставляющие скидки при заселении в мотель. Иногда автомобилисты получают скидку, если заселяются после 23 часов.

Позавидовать можно и тому, как организован придорожный сервис во Франции. Зоны отдыха на трассах здесь называются Aires. У них примерно такой же набор удобств, что и в США — парковка, туалеты, телефон, столики для пикников. Во Франции, как и еще в нескольких европейских странах, работает придорожная гостиничная сеть Formula1. Интерьер в мотелях сети незамысловатый, больше напоминающий купе поезда, чем гостиничный номер, — двухъ­ярусные и одноярусные кровати, умывальник, небольшой телевизор. Такие удобства вполне по карману европейцам — в пределах EUR30 за номер. Заблаговременно можно забронировать место на ночь, выбрав на сайте сети Formula1 необходимый мотель и позвонив туда.

Опыт западных стран по развитию придорожной инфраструктуры используют наши соседи. К примеру, белорусское правительство заявило о намерении открывать комплексные придорожные заведения, объединяющие объекты общественного питания и торговли, АЗС, стоянки и СТО. Чтобы реализовать задуманное, власти Беларуси решили простимулировать предпринимателей, освободив их от уплаты земельного налога при строительстве объектов. Кроме того, планируется, что землю под придорожную гостиницу или стоянку предпринимателям будут предоставлять без аукциона, как это было ранее.

[мнение юриста]
Анна Сисецкая, адвокат юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры»:
«Строительство придорожных кафе, ресторанов, гостиниц возможно только при наличии оформленного права пользования земельным участком с соответствующим целевым назначением. Для получения такого права у предпринимателей есть несколько вариантов:
• обратиться в органы местного самоуправления (органы местной исполнительной власти) с целью отвода земельного участка из земель коммунальной (государственной) собственности с последующим оформлением права аренды;
• заключить инвестиционный договор с лицом, которое владеет правом на землю (правом аренды, собственности или постоянного пользования);
• приобрести долю в уставном капитале компании, владеющей правами на земельный участок;
• приобрести право собственности на земельный участок у частного лица;
• приобрести недвижимость с целью ее последующей реконструкции для размещения рекреационного объекта.

Первый вариант наиболее сложный и затратный с учетом времени. Он сопряжен с необходимостью разработки проекта отвода земельного участка, его согласованием и экспертизой, принятием положительного решения сессии местного совета о предоставлении права пользования, а также последующей процедурой согласования и подписания договора аренды. Не секрет, что на практике прохождение подобной процедуры может растянуться на длительный период, от нескольких месяцев до года, что сдерживает начало строительства. К тому же требование ст. 124 Земельного кодекса об обязательном проведении земельных торгов для предоставления права аренды такой земли при фактической невозможности их проведения в силу отсутствия установленного законом порядка создает дополнительные риски для инвестора».

[мнение эксперта]
Андрей Тычина, руководитель проекта «Дорога.UA», о состоянии придорожной инфраструктуры между украинскими городами, принимающими Евро-2012:
«Инфраструктура дорожного сервиса на маршрутах Евро-2012 наиболее развита на трассах между Львовом, Киевом и Харьковом. В частности, от Львова до Киева придорожные заведения разного уровня встречаются регулярно почти на всем пути. Исключение — практически «пустой» перегон от Новограда-Волынского до Житомира. А наибольшее скопление хороших и недорогих мотелей и ресторанов наблюдается в районе Ровно. На Харьковской трассе аналогичная ситуация. Лучший выбор мотелей и ресторанов — под Хоролом, на полпути между Киевом и Харьковом. Однако здесь есть более длинный «пустой» участок между Полтавой и Харьковом. Между Харьковом и Донецком ситуация с придорожным сервисом хуже. На маршруте Донецк — Кировоград — Львов хорошие заведения также встречаются очень неравномерно. Если между Донецком и Кировоградом выбор еще есть, то участок от Кировограда до Умани совершенно «пустой». Но после Умани проблем с ночлегом и питанием нет».


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«В последнее время украинцы стали смелее выбирать новые направления для отдыха и туризма»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета