Магазин по заграничным правилам

Стоит ли украинским ритейлерам формировать нишу жестких дискаунтеров
45_photo

Под влиянием падающего покупательского спроса ритейлеры оставили на полках своих маркетов только самые необходимые и недорогие товары. Для большинства отечественных потребителей основным критерием выбора продукции стала цена. Стремясь предложить более выгодную цену, торговцы зачастую сокращают операционные расходы в рамках существующей концепции торгового объекта. Вместе с тем их зарубежные коллеги еще в благополучные докризисные времена нашли формат продаж, при котором розничная стоимость товара практически равна оптовой. Полное отсутствие сервиса, малопривлекательный торговый зал, 1–2 продавца, которым зачастую нет дела до покупателей, — зато минимальные цены на товары. Таков формат так называемого жесткого дискаунтера, появившегося в 50-х годах прошлого века в Германии и благополучно существующего по сей день в странах Европы. Почему же украинские ритейлеры не идут по стопам заграничных коллег?

К сведению

В 2009 г. игроки, сделавшие ставки на низкие цены и развитие сети, показали наивысший прирост выручки, например: «АТБ-маркет» — 48%, до 7,5 млрд грн (без НДС), «Эко-маркет» — 25%, до 1,6 млрд грн (без НДС). Интерес покупателя к низкоценовому предложению и возможность увеличить рентабельность для ритейлера привели к росту популярности СТМ.
Ее доля в 2009 г. в обороте некоторых сетей составила: Fozzy — примерно 10%, МЕТРО С&C — примерно 10% (по итогам 2010 г. планируется 12%), «АТБ-маркет» — примерно 14% (в 2010 г. — 20%).
Источник: Euromonitor International, анализ Roland Berger

Риски открытия жесткого дискаунтера:

1) неприятие потенциальными покупателями нового формата магазина;
2) рынки — основной конкурент;
3) отсутствие квалифицированного персонала, требуются специалисты, умеющие совмещать несколько функций (продавец-консультант и мерчандайзер или продавец-кассир);
4) проблема с эффективной логистикой.
Составлено «Статусом»

Количество жестких дискаунтеров на 1 млн населения, 2009 г.


Нажмите на изображение для увеличения

Нажмите на изображение для увеличения

Комментарии экспертов

Марина Крестинина, руководитель департамента стратегического консалтинга и исследований CB Richard Ellis Украина, о том, почему в Украине нет жестких дискаунтеров:

«Основной причиной неразвитости формата в Украине является низкая конкуренция в остальных сегментах розничной торговли. До тех пор пока ниша супер- и гипермаркетов не заполнена, у ритейлеров нет необходимости искать возможности для развития и экспериментировать с форматами. Организация жестких дискаунтеров — непростой бизнес, требующий определенного опыта и достаточных капиталовложений. К примеру, российские сети «Пятерочка» и «Дикси» рассматривали возможности создания сети жестких дискаунтеров, но отказались из-за сложности реализации. Необходимость создания отлаженной логистической цепочки и открытия сразу нескольких магазинов (прибыль обеспечивается большими оборотами, а создавать распределительные центры ради одного магазина невыгодно) требует значительных первоначальных затрат. В конечном счете, зачем осваивать сложную новую нишу, пока не заняты гораздо более простые и понятные?»

Борис Марков, председатель совета директоров, генеральный директор корпорации «АТБ», о перспективе открытия в Украине жестких дискаунтеров:

«Суть формата продовольственных дискаунтеров остается неизменной в любой стране. Это заработок на быстрой оборачиваемости товаров, а не на наценке; минимальные издержки за счет стандартизации всех технологий и процессов; наличие в ассортименте продукции СТМ. Однако, несмотря на то что жесткий дискаунтер открыть и содержать дешевле, чем традиционный супермаркет, это большой риск для ритейлера. Специфика отечественного рынка диктует необходимость адаптации классических технологий дисконтной торговли. Простое копирование приемов, оправдавших себя, к примеру, в развитии дискаунтеров в Германии, может не дать результатов в Украине. Хотя отечественные потребители в столице и городах-миллионниках уже приучены к товарам СТМ и не считают их второсортными, совершать покупки в магазинах, больше похожих на склад, они пока не готовы — сказывается потребительский рефлекс: если магазин, значит, должен быть сервис. Иная ситуация на периферии. Здесь магазины-склады, торгующие по оптовым ценам, пользуются у населения большой популярностью.

Стоит отметить, что отечественным игрокам, планирующим занять нишу жестких дискаунтеров, не грозит конкуренция со стороны мировых сетей. Дело в том, что магазины формата «жесткий дискаунтер» предполагают соблюдение определенных стандартов при проектировании и строительстве. К тому же почти все земельные участки, подходящие для строительства объектов торговли, уже заняты, тем более что касается крупных городов. Покупка уже существующей сети проблему не решит, так как в Украине нет ни одной сети магазинов подобного формата, а адаптировать все торговые объекты уже работающей сети к единому формату не­оправданно длительно и затратно. Внедрить же принципы работы жесткого дискаунтера в сети, состоящей из неоднотипных торговых объектов, невозможно».


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета