Мелкие, экономные и перспективные

Какие сегменты отечественного ритейла покажут наибольший рост в 2011 году
res2

Кризис изменил расстановку сил на отечественном рынке ритейла. Если в 2008 году доля гипермаркетов в структуре продаж продуктового рынка, согласно анализу компании Roland Berger, составляла 14%, то по итогам 2010 г. сократилась до 11%. Гипермаркеты пострадали от снижения покупательной способности населения из-за большего процента непродовольственных товаров в ассортименте. В то же время сегмент дискаунтеров показал наибольший рост — примерно 35%, по предварительным итогам 2010 года. Сегмент дискаунтеров в Украине далек от насыщения. По данным компании GT Partners Ukraine, на миллион жителей нашей страны приходится 12 дискаунтеров, в то же время на миллион жителей в Польше приходится около 50 магазинов, а в Испании — почти 80 таких торговых точек. Главный магнит, притягивающий потребителей в дискаунтеры, — более низкие цены на товары, чем в супер- и гипермаркетах. По словам участников рынка, переориентация на меньшие торговые форматы является мировой тенденцией. С падением покупательной способности привычка идти в супермаркет «за всем сразу» замещается необходимостью купить только самое нужное. Поэтому небольшие магазины с привычным ассортиментом товаров, максимально приближенные к покупателю, пользуются большим спросом, нежели гипермаркеты. По подсчетам специалистов GT Partners Ukraine, Киев способен вместить еще до 200 магазинов подобного формата.

Курс на экономию

«Формат продовольственных дискаунтеров, без сомнения, перспективен как в национальном, так и в глобальном масштабе, — говорит Борис Марков, генеральный директор корпорации «АТБ» (сеть магазинов «АТБ-маркет»). — Необходимость покупки качественных продуктов питания при минимальных затратах актуальна для потребителей даже в высокоразвитом государстве. Это подтверждает опыт немецких сетей Aldi и Lidl. Способствуют популярности дискаунтеров и мировые прогнозы роста цен на продовольствие в долгосрочной перспективе. Соответственно, для потребителей вопрос экономии при покупке продуктов питания никогда не утратит актуальности». «Несмотря на стабилизацию экономической ситуации, потребление продолжается в посткризисном режиме экономии, — подтверждает тенденцию Марина Крестинина, руководитель департамента стратегического консалтинга и исследований CB Richard Ellis Украина. — Цена вышла на первое место в списке приоритетов покупателей. По нашим опросам, количество покупателей, для которых определяющим фактором выбора места совершения покупок питания стала цена, увеличилось примерно на 20% по сравнению с докризисными показателями».

Наиболее динамично в нынешнем году развивалась сеть дискаунтеров «АТБ-маркет», открывшая 434 торговые точки по итогам 2010 г. Хорошую динамику показала торговая сеть «Брусниця». Виталий Пасичный, генеральный директор по развитию сети «Брусниця», отмечает, что формат «магазин у дома» наиболее конкурентный, особенно в небольших городах. Динамично развивается и сеть «Наш Край», насчитывающая около 70 торговых точек. Стоит отметить, что практически все ритейлеры развиваются благодаря сотрудничеству с партнерами.

Форматы сотрудничества

Один из способов наладить партнерство с продуктовой сетью — купить франшизу. Тем более что если до кризиса ритейлеры предпочитали агрессивное развитие за счет заемных средств, то теперь — поступательный захват рынка благодаря партнерам. Преимущество подобного сотрудничества для торговца заключаются в том, что он получает технологии ведения бизнеса, продукцию из распределительных центров по выгодным ценам и лояльных покупателей, которым уже знакома данная торговая марка. В свою очередь подобное развитие для сетей менее затратное и рискованное, нежели вести бизнес за кредитные средства.

Открытие фирменной продуктовой точки обойдется от 15 тыс. грн

Среди продуктовых франчазеров — западноукраинские сети «Наш Край» и «Вопак», черниговская «Квартал» и голландская Spar. Условия франшизы зависят от популярности торговой марки, масштабов сети и аппетитов франчайзера. Например, расходы на запуск магазина «Наш Край», согласно информации сайта Ассоциации франчайзинга, составляют от 100 тыс. грн, роялти — 1,5% от оборота. Франчайзи обещает, что точка окупится за 18–30 месяцев. Однако, планируя открывать сетевой магазин, следует учесть, что к помещению будут жесткие требования: расположение при въезде в спальный район города или в месте оживленного пешеходного и транспортного потока, размещение на первом этаже, наличие коммуникаций, возможность организовать разгрузочную рампу, соотношение торговой площади к подсобным помещениям 3:1 и пр. Для сравнения открыть независимый магазин у дома можно даже в подвальном помещении небольшого жилого массива. Запуск более мелкой торговой точки — фирменного магазина полуфабрикатов, ланчей и готовой выпечки «Дрыгало» обойдется в 15 тыс. грн. Помещение площадью 10–40 кв. м может быть расположено в спальном районе или торговой зоне с хорошим трафиком в городах с населением от 20 тыс. чел. В ассортименте продукции ТМ «Дрыгало» около 160 позиций. Особенность этого партнерства заключается в том, что франчайзер позволяет торговцу расширять ассортимент за счет других товаров (помимо продукции конкурентов) — колбасных изделий, напитков, молочной продукции и пр.

Если же предприниматель хочет оставаться независимым и работать самостоятельно, но при этом заинтересован в развитии торговой точки, он может принять участие в программе METRO Cash & Carry «Академия розничной торговли». Правда, обойдется это ему от 10 тыс. грн за один кв. метр площади магазина. Оптовый ритейлер обещает увеличить товарооборот магазина на 40% за счет оптимизации ассортимента, при необходимости — перепланировки помещения, обновления торгового оборудования и других способов повышения эффективности торговли.

Однако независимые эксперты отнюдь не утверждают, что экономные магазины отныне останутся в почете у покупателей. «Дискаунтеры и магазины у дома по мере роста доходов покупателей и возвращения к докризисным привычкам потребления ждет уменьшение популярности, — прогнозирует Марина Крестинина. — Отечественный потребитель больше склонен к покупке брендового товара, продукция private label у нас пользуется меньшей популярностью, чем на Западе, зато качество обслуживания и комфорт пребывания в магазине по-прежнему имеет большое значение». Тем не менее, предпринимателям не стоит отчаиваться — успешные магазины наверняка не останутся без внимания крупных инвесторов.

Заграничный интерес

По мере оживления рынка единичные магазины вполне могут стать объектом поглощения отечественных сетей, которые в свою очередь могут достаться зарубежным игрокам. Особенность украинского ритейла заключается в дефиците подходящих помещений для открытия современных магазинов, поэтому развитие сети возможно преимущественно за счет поглощения существующего игрока. И это прежде всего касается иностранных сетей. По данным исследования CB Richard Ellis, Украина вошла в список 20 стран, наиболее привлекательных для развития европейских розничных сетей. Около 15% из 212 опрошенных крупнейших мировых сетей планируют в 2011 году инвестировать в Украину.Кстати, нынешним летом международная консалтинговая компания AT Kearney исключила Украину из сво­его списка наиболее привлекательных стран для инвестиций в розничный бизнес. По мнению Марины Крестининой, уменьшение страновых рисков, cтабилизация экономики и улучшение ситуации на потребительском рынке в 2010 г. возобновили желание международных ритейлеров развиваться на украинском рынке. Доказательством этого служит открытие в ТРЦ Sky Mall фирменных магазинов TopShop, Massimo Dutti, New Look, Okaidi, Obaibi, New Yorker, которые до сих пор не были представлены в Украине. При этом не стоит ожидать экспансии западных игроков — дефицит помещений в сегменте стрит-ритейла и в составе торговых центров является одним из основных входных барьеров для ритейлеров.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета