Особые лавки

Специализация магазина поможет избежать конкуренции с сетевым ритейлом и рынками
DrugStore

В торговом зале площадью до 100 кв. м сложно разместить ассортимент продуктов питания, который в полной мере удовлетворил бы потребителей. Поэтому при наличии небольшого помещения предпринимателю стоит сфокусироваться на определенной товарной группе — открыть специализированный магазин (булочную, кондитерскую, молочную, овощную или мясную торговую точку). «За рубежом подобные магазины — это «лавки семейного типа», расположенные в спальных районах, — рассказывает Владимир Лисовский, руководитель отдела маркетинга сети супермаркетов «Колибрис». — Зачастую хозяин такой лавки знаком с постоянными покупателями, знает их предпочтения и вкусы. Люди к нему приходят не только за покупками, но и обменяться новостями. Доверие покупателей к качеству продуктов основано на хорошем отношении к хозяину магазина». Специализированные торговые точки имеют все шансы «увести» часть покупателей у сетевого ритейла и рынков. У потенциальных клиентов таких магазинов наверняка сработает стереотип: если здесь продается только хлеб (молочные продукты, носочно-чулочные изделия, кабельно-проводниковая продукция), значит, выбор большой и качество отличное.

Сила специализации

Главное преимущество специализации — отсутствие конкуренции, к примеру, с супермаркетами или дискаунтерами. Оксана Гальчинская, PR-менеджер компании «Интермаркет», рассказывает: «Специализированные магазины — это нишевые игроки, которые концентрируют свое внимание на определенной товарной группе и целевой аудитории. С супермаркетами они уживаются мирно. Мы уже несколько лет практикуем размещение на своих площадях узкоспециализированных бутиков — табачных, чайных, кофейных и др.».

Вместе с тем основные конкуренты специализированных, к примеру овощных магазинов, — рынки, на которых продукция всегда более свежая. «Магазины такого профиля смогут успешно развиваться, если удастся наладить эффективную логистику. Широкий ассортимент и эксклюзивное предложение могут стать главным преимуществом точек по реализации товаров народного потребления, а также алкогольных и кондитерских магазинов, ведь сюда покупатели приходят по особому случаю», — считает Владимир Лисовский.

На самом деле даже специализация на продажах широко распространенных товаров, а не каких-либо изысков может быть выгодной. К примеру, специализированные магазины «от производителя», где покупатель может приобрести свежий продукт по низким ценам. Компания «Кременчугмясо» открыла в нескольких городах Украины фирменные магазины «Мясная лавка» (более 4,5 тыс. единиц товара: 200 наименований колбасных изделий, 130 — полуфабрикатов и 4200 — продуктов питания сопутствующей группы), где всю продукцию можно дегустировать. Другой производитель — агропромгруппа «Пан Курчак», практикует франчайзинг торговых точек по реализации мясоколбасных изделий. «Я открыл специализированный магазин на территории продуктового рынка, — делится опытом Николай Закусило, собственник магазина «М’ясна точка» (Винница). — На первый взгляд идея была провальной. Потому что по утрам здесь же продают свежее мясо, на протяжении всего дня две точки торгуют курятиной, а всевозможные колбасы можно купить в четырех-пяти киосках. Но первый месяц работы показал, что расчет на регулярный (два раза в неделю) завоз свежего товара, широкий ассортимент продукции (5–8 сортов вареной и 6–9 копченой колбасы, 3–4 вида сарделек, несколько сортов копченого мяса, а также свежая свинина и курятина) был верным. К открытию магазина, особенно в дни завоза, у входа выстраивается очередь. Благодаря сотрудничеству с производителем напрямую я могу устанавливать розничные цены на самый конкурентный товар (в данном случае это курятина) немного ниже, чем у остальных торговцев».

Владелица магазина «Шпалеры» из города Бердичева Алена Ермилова рассказывает, что сложными были первые 3–4 месяца работы. «В нашем городе обои продаются в каждом магазине стройматериалов. Первые месяцы я была в отчаянии — покупателей почти не было. Пришлось рекламироваться везде, где только можно. Зато теперь, спустя почти год, все знают, что у нас самый большой выбор обоев на любой вкус и кошелек. Хотя, как и ранее, не мы одни торгуем этим товаром и цены у нас не самые низкие в городе. Более высокую торговую наценку «компенсирует» грамотный продавец-консультант», — говорит г-жа Ермилова.

Стоит отметить, что месторасположение для специализированного магазина не столь важно, как для универмага. За «правильным» мясом для стейков, оригинальным десертом или халатиком с желтыми пуговицами покупатели поедут в другой конец города.

Начинка магазина

Эксперты утверждают, что целесо­образно комбинировать форматы, а не создавать отдельно стоящий специализированный магазин, который, как правило, требует больших расходов на помещение и эксплуатацию. К примеру, в торговом зале супермаркета можно разместить стойки с одноименным товаром. «Концепция shop-in-shop является одной из наиболее удачных практически для любого направления — продуктового (специальные стойки с дорогими коньяками, сигарные шкафы и т.д.), DIY (монобрендовые зоны, дополнительные сервисы), одежного (например, возможность примерки нижнего белья, что затруднительно в супермаркете) и т.д.», — утверждает Юрий Григорьев, консультант Consulting Group.

Владельцу магазина следует быть готовым к тому, что поток покупателей будет значительно меньше, чем в сетевой рознице. «Среднее количество чеков в специализированном магазине, как правило, в разы меньше, нежели в супер- или гипермаркете, — комментирует Юрий Григорьев. — Что же касается прибыли (основной показатель экономической эффективности любого бизнес-проекта), то по многим товарным группам специализированные магазины демонстрируют хорошие результаты. Достигается это благодаря более высокой наценке по сравнению с сетевыми маркетами». Не стоит забывать и о том, что, например, продукты, предполагающие «статусность» и рассчитанные на элитную покупательскую аудиторию (дорогие часы, аксессуары, одежда), в принципе не должны продаваться в супермаркетах.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета